Судебный акт
О взыскании компенсации морального вреда
Документ от 05.03.2024, опубликован на сайте 28.03.2024 под номером 111711, 2-я гражданская, о возмещении денежной компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2023-003593-14

Судья Зубрилина Е.А.                                                                          Дело № 33-1146/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         5 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Вязьмина А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ульяновсккурорт» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 21 декабря 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2958/2023, по которому постановлено:

исковые требования Орловой Людмилы Дмитриевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Орловой В*** В***, Орловой Е*** Ю***, Орлова А*** А***, Орлова Ю*** А***, Орловой Т*** С*** к акционерному обществу «Ульяновсккурорт» о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Орловой Людмилы Дмитриевны с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать в пользу Орловой Людмилы Дмитриевны, действующей в интересах Орловой Виктории Вадимовны, *** года рождения, с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать в пользу О*** А*** А*** с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать в пользу О*** Е*** Ю*** с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать в пользу О*** Ю*** А*** с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Взыскать в пользу О*** Т*** С*** с акционерного общества «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований в большем размере - отказать.

Взыскать с акционерного общества «Ульяновсккурорт» государственную пошлину в доход местного бюджета в  сумме 300 рублей.

 

Заслушав доклад Завгородней Т.Н., пояснения представителя АО «Ульяновсккурорт» Фуниной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

Орлова Л.Д., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О*** В.В., О*** Е.Ю., О*** А.А., О*** Ю.А.,              О*** Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к акционерному обществу (АО) «Ульяновсккурорт» о взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Орлова Л.Д. состоит с Орловым В.А. в браке, от которого у них имеется несовершеннолетняя дочь – О*** В.В.

Орлов А.А. и Орлова Е.Ю. являются родителями О*** В.А., О*** Ю.А. и О*** Т.С. – дедушкой и бабушкой.

04.03.2018 при катании на горных лыжах на горнолыжном курорте «Ундоры» Орлов В.А. получил травму.

Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11.04.2023 в пользу Орлова В.А. с АО «Ульяновсккурорт» взыскана компенсация морального вреда в размере 600 000 рублей.

Произошедшее с Орловым В.А. принесло его родственникам, которые осуществляли за ним постоянный, ежедневный уход на протяжении трех лет, глубокие нравственные страдания. Необходимость постоянного ухода за Орловым В.А. внесла изменения в их жизнь, они не могли продолжать активную общественную жизнь, трудовую деятельность.

Просили взыскать с АО «Ульяновсккурорт» компенсацию морального вреда по 300 000 рублей в пользу каждого.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе АО «Ульяновсккурорт» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда членам семьи гражданина, при нарушении его прав, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

До рассмотрения дела по существу от прокурора Засвияжского района города Ульяновска поступило заявление об отзыве апелляционного представления.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, О*** В*** А***, *** года рождения, является сыном Орлова Андрея Анатольевича и Орловой Елены Юрьевны (л.д. 25).

Орлов Юрий Александрович и Орлова Тамара Степановна, приходятся Орлову Вадиму Андреевичу дедушкой и бабушкой (л.д. 30, 38).

25.09.2015 Орлов Вадим Андреевич заключил брак с Орловой (Таракановой) Людмилой Дмитриевной, от которого имеет несовершеннолетнего ребенка – О*** В*** В***, *** года рождения (л.д. 12, 18).

04.03.2018 Орлов Вадим Андреевич при катании на горных лыжах на горнолыжном курорте «Ундоры» получил телесные повреждения в виде *** (л.д. 39-43).

В результате полученных травм Орлову В.А. в период с 15.05.2019 по 29.04.2022 была установлена *** (л.д. 44-51).

Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11.04.2023 с АО «Ульяновсккурорт» в пользу Орлова В.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 600 000 рублей.

Указанным решением суда установлено, что ненадлежащее содержание ответчиком АО «Ульяновсккурорт» горнолыжной трассы привело к падению и причинению истцу Орлову В.А.  телесных повреждений (л.д. 98-103).

Решение суда вступило в законную силу 17.10.2023, и в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

Обращаясь в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, Орлова Л.Д., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О*** В.В., О*** А.А., О*** Е.Ю., О*** Ю.А., О*** Т.С. указали, что в связи с причинением вреда здоровью Орлова В.А., лично им были причинены нравственные страдания.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия причинно-следственной связи между повреждением здоровья близкого родственника и нарушением личных неимущественных прав истцов.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом характера и степени нравственных страданий истцов, а также требований разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с АО «Ульяновсккурорт» компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей в пользу каждого из истцов.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Так, к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся прежде всего право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правильно истолковав и применив к спорным отношениям приведенные нормы материального права и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Орловой Л.Д., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О*** В.В., О*** А.А., О*** Е.Ю., О*** Ю.А., О*** Т.С. о взыскании с АО «Ульяновсккурорт» компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью их близкому родственнику  - Орлову В.А.

При этом доводы ответчика о том, что родственники потерпевшего имеют право на компенсацию морального вреда только при некачественно оказанной медицинской помощи, получили правильную оценку в решении суда первой инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда членам семьи гражданина, при нарушении его прав, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из материалов дела усматривается, что требования о компенсации морального вреда были заявлены истцами по тем основаниям, что лично им в связи с трагическим случаем (травмированием), произошедшим с Орловым В.А., были причинены нравственные страдания, выразившиеся в ощущении бессилия от невозможности помочь близкому человеку, не способному к нормальной жизни вследствие полученных физических травм, и, как следствие, - невозможностью самих родственников лично продолжать активную общественную жизнь, трудовую деятельность, в необходимости нести постоянную ответственность за состояние близкого человека, осуществляя за ним регулярный уход и контроль, в непрекращающемся чувстве тревоги и неизвестности за дальнейшую судьбу Орлова В.А., а также в том, что полученная Орловым В.А. травма и ее последствия повлекли изменения в привычном образе жизни семьи.

По смыслу закона, семейная жизнь, семейные связи - это неимущественное благо, относящееся к категории неотчуждаемых и не передаваемых иным способом нематериальных благ, принадлежащих каждому человеку от рождения или в силу закона. В случае причинения вреда жизни и (или) здоровью гражданина требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) в связи с причинением вреда здоровья их близкому родственнику.

С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Орловой Л.Д., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней О*** В.В., О*** А.А., О*** Е.Ю., О*** Ю.А., О*** Т.С. о взыскании компенсации морального вреда о суда первой инстанции не имелось.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда и правильность судебного решения.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 21 декабря 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Ульяновсккурорт» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 марта 2024 года.