Судебный акт
Тарифы
Документ от 06.03.2024, опубликован на сайте 27.03.2024 под номером 111650, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-70/2024

73OS0000-01-2023-000312-94

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6 марта 2024 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 85-П от 24 октября 2023 года № 85-П «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25.11.2022 № 291-П», 

 

у с т а н о в и л :

 

25  ноября 2022 года  Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство) был принят приказ № 291-П «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью  «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы».

Не согласившись с данным приказом, ООО «Ульяновский областной водоканал» оспорило его в судебном порядке. Общество, в частности, не согласилось с расчетом базового уровня операционных расходов при исчислении необходимой валовой выручки (далее также НВВ) по водоснабжению *** на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 66 855, 45 тыс. руб.

Также общество не согласилось с расчетом НВВ по водоснабжению *** на 2023 год. По мнению общества, Агентство необоснованно уменьшило фонд оплаты труда на 3 829,51 тыс. руб.

Решением Ульяновского областного суда от 4 сентября 2023 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» было удовлетворено частично: признан недействующим  со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 291-П от 25 ноября 2022 года ««Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью  «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в  части:

- строк № 1, 5, 6, 9  пункта 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых ля реализации производственной программы, тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 года»;

- базового уровня операционных расходов с использованием централизованных систем водоснабжения на территории *** приложения № 2 «Долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения с использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»;

- приложение № 3 «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории ***.

На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение указанного судебного решения Агентством был издан приказ от 23 октября 2023 года № 85-П  «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25.11.2022 № 291-П».

С данным приказом ООО «Ульяновский областной водоканал» также не согласно, поскольку он принят в противоречие с решением суда от 4 сентября 2023 года.

Неверно определен базовый уровень операционных расходов при расчете НВВ по водоснабжению *** на 2023 год – 61 708, 60 тыс. руб. вместо ранее установленного 66 855,45 тыс. руб., что противоречит выводам судебного решения от 4 сентября 2023 года.

При расчете НВВ по водоснабжению *** на 2023 года Агентство полностью исключило из расчета расходы на фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, что привело к неверному расчету базового уровня операционных расходов на 2023 году по ***.  

Неверное  определение базового уровня  операционных расходов  влечет неверное определение  нормативной и предпринимательской прибыли, учитываемых при расчете необходимой валовой выручки методом индексации.

Неправильный расчет НВВ, в свою очередь, привел к неверному расчету тарифа.

В связи с  этим ООО «Ульяновский областной водоканал» просило признать недействующим со дня принятия приказ Агентства от 23 октября 2023 года № 85-П «О внесении изменений в приказ в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновкой области от 25.11.2022 № 291-П» в части:

- строк 1, 5, 6, 9 подпункта 1 пункта 1 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, тыс. руб.» Приложения № 1 «Производственная программа в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»;

- строки 1.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов по *** подпункта 2 пункта 1 приказа;

- строки 2.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов на территории *** подпункта 2 пункта 1 приказа;

- подпункта 3 пункта 1 приказа – тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории *** (л.д. 100-104 т.1).

В ходе рассмотрения дела представитель истца Данькова Е.Г. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске с учетом дополнительных пояснений (л.д. 172-175 т.1, 45-48 т.2).

Представитель Агентства – Корноухова П.В. просила отказать в удовлетворении административного иска. Указала при этом, что при определении базового уровня операционных расходов на 2023 год следует руководствоваться формулой 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения приказа ФАС России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, что предполагает установление операционных расходов на очередной период регулирования только индексом на очередной период регулирования (ИПЦ) от предыдущего уровня операционных расходов.  

Исключение расходов на оплату труда административного персонала при расчете НВВ по водоснабжению на территории *** было вызвано непредоставлением предприятием необходимых документов. Не были представлены: расчет расходов на оплату труда административно-управленческого персонала согласно учетной политике, процент распределения накладных расходов (л.д. 130-131 т.1, 40-43, 213-215 т.2).

Заслушав пояснения участников процесса, показания свидетеля      ***, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы  данного дела, материалы административного дела Ульяновского областного суда № ***, обозрев материалы тарифного дела по установлению для ООО «Ульяновский областной водоканал» тарифов на водоснабжение, суд приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Государственное регулирование тарифов  в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона  от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации  от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также  Методические указания).

В силу пункта 1 части 1, пункта 1 части 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 стати 31 Закона о водоснабжения и водоотведения к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относится холодное водоснабжение.

Установление тарифов в сфере холодного водоснабжения, утверждение производственных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1,3 части первой статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении.

23 октября 2023 года  Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 85-П «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25.11.2022 № 291-П».

Указанным приказом были внесены изменения:

1) в таблицу пункта 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, тыс. руб.»  Приложения № 1: уменьшен размер операционных расходов по годам, начиная с 2023 по 2027 (строка 1);  уменьшен размер нормативной прибыли  по годам, начиная с 2023 по 2027 (строка 5);  уменьшен размер предпринимательской прибыли по годам, начиная с 2023 по 2027 (строка 6);  изменен итоговый размер НВВ по годам, начиная с 2023 по 2027 (строка 9) – данные изменения спариваются истцом.

Изменился размер неподконтрольных расходов по годам (строка 3), размер корректировки (строка 7), прочих расходов (строка 8) – истцом не оспаривается. 

2)  в таблицу приложения № 2 – «Долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения с использованием метода индексации для ООО «Ульяновский областной водоканал», а именно: снижен размер базового уровня операционных расходов для *** с 66 855,4 тыс. руб. до 61 708,6 тыс. руб. (п. 1.1); снижен размер базового уровня операционных расходов для *** с 17 661,9 тыс. руб. до 16 268,7 тыс. руб. (п.2.1) (оспаривается истцом);

3) таблица № 3 Приложения № 3 «тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «Ульяновский областной водоканал» на территории *** изложена в новой редакции (оспаривается истцом).

Текст указанного  приказа опубликован 25 октября 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования – 7301202310250001.

Исследуя вопрос о правомочности принятия Агентством указанного приказа, суд исходит из следующего.

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области создано на основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2020 года.

В соответствии с подпунктами 13, 14  пункта 2.1  Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, выбирать методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО  «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом приказ Агентства № 85-П от 23 сентября 2023 года «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25.11.2022 № 291-П» принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Ульяновский областной водоканал» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения на территории *** на основании Постановлением администрации города Димитровграда от ***.

Водоснабжение на территории *** осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения, на основании концессионного соглашения *** (л.д. 63-109 т.2), заключенного с МО «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, и субъектом РФ – Ульяновской областью, а также дополнительного соглашения к концессионному соглашению от *** (л.д. 110 -123 т.2).

Водоснабжение на территории *** осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды муниципального имущества от ***.  Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от 4 сентября 2023 года по делу № ***.

В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  осуществляется, в том числе в соответствии с принципами  достижения и соблюдения баланса экономических интересов организации, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их  абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии  со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении  методами регулирования тарифов в сфере водоснабжения  являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.

В процессе формирования оспариваемых тарифов  Агентством применен  в отношении  административного истца метод индексации установленных тарифов, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги, установлен долгосрочный период тарифного регулирования  с 2023 по 2027 годы.

Оспаривая в части приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 85-П от 23 сентября 2023 года, административный истец указывает на неверность определения  базового уровня операционных расходов по *** на 2023 год, поскольку он определен в противоречие в решением Ульяновского областного суда от 4 сентября 2023 года.

Изначально приказом Агентства № 291-П от 25 ноября 2022 года  «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью  «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» базовый уровень операционных расходов по *** на 2023 год был определен в размере 66 855,40 тыс. руб. (лист 3 экспертного заключения по корректировке тарифов на питьевую воду ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 год л.д. 143-152 т.2, л.д. 11-16т.1, л.д. 57-62 т.2 –приказ № 291-П). 

Данный размер был определен по формуле 39 (Приказ ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э) путем индексации базового уровня операционных расходов на 2021 год (56 612,80 тыс. руб.) с применением ИПЦ 2022 года -113,9%, 2023 года- 106,0% и индекса эффективности 1,1 (л.д. 145 т.2).

В свою очередь базовый уровень операционных расходов на 2021 год в размере 56 612,80 тыс. руб. определен с учетом базового уровня операционных расходов  на 2020 год в размере 55 253,35 руб., и прогнозного индекса  изменения потребительских цен 3,6%.

Правильность приведенного выше расчета базового уровня операционных расходов была проверена в рамках рассмотренного Ульяновским областным судом административного дела № *** (л.д. 32-43 т.1).

В частности, вступившим в законную силу решением суда установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных  соглашениях» базовый уровень операционных расходов рассчитан в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования, установленными концессионным  соглашением: *** к концессионному соглашению  ***, а также   в соответствии с пунктом *** дополнительного соглашения *** года к указанному концессионному соглашению *** года (л.д. 63-109 т.2 концессионное соглашение, л.д.110-123 т.2 дополнительное соглашение к концессионному соглашению).

Также суд пришел к выводу об обоснованности применения при расчете базового уровня операционных расходов формулы 39 Методических указаний, предусматривающей  применение  скорректированного прогнозного индекса изменения потребительских цен в j-м году: на 2021 год – 3,6%, на 2022 год - 13,9% и на 2023 год – 6% (лист 11 решения Ульяновского областного суда от 4 сентября 2023 года по делу № ***).

При этом в ходе рассмотрения дела было установлено, что базовый уровень операционных расходов на 2023 год определялся исходя из размера базового уровня операционных расходов 2020 года (в ценах 2017 года), установленного концессионным соглашением и дополнительным соглашением к нему, путем индексации указанной суммы по состоянию на 2023 год.

Суд указал, что базовый уровень операционных расходов по ***, установленный приложением № 2 к приказу Агентства  № 291-П от 25 ноября 2022 года, определен правильно.

Вместе с тем при принятии во исполнение решения Ульяновского областного суда от 4 сентября 2023 года заменяющего нормативного правого акта Агентство установило на 2023 год базовый уровень операционных расходов в размере 61 708,63 руб. Расчет произведен следующим образом: 58 863,18 тыс. руб. (базовый уровень операционных расходов на 2022 год) х (1-1,1/100 (индекс эффективности операционных расходов) х1,06 (ИПЦ 2023 года).  

В свою очередь величина базового уровня операционных расходов на 2022 год (58 863,18 тыс. руб.) была рассчитана Агентством следующим образом: 56 612,8 тыс. руб. (базовый уровень операционных расходов на 2021 год ) х 1-1,1/100 (индекс эффективности) х 4,3% ИПЦ 2022 года  (дополнительны отзыв Агентства на иск – л.д. 42 т.2).

Вместе  с тем данный расчет является математически неверным, поскольку в результате приведенных выше действий получается значение 58 397,63 тыс. руб., а не 58 863,18 тыс. руб. В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля была допрошена начальник отдела регулирования жилищно-коммунального комплекса Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ***, которая подтвердила наличие арифметической ошибки. 

Данная арифметическая ошибка привела к неверному математическому расчету базового уровня операционных расходов на 2023 год.

Кроме того, суд не может согласиться с доводом Агентства о том, что операционные расходы на 2023 год (i-год) устанавливаются только индексом на очередной период регулирования (ИПЦ) от предыдущего уровня операционных расходов (i-1), то есть должна применяться формула 8 Методических указаний № 11.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний  - скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 настоящих Методических указаний) в соответствии с формулой (39) настоящих Методических указаний, тыс. руб.

где:

i0 - первый год текущего долгосрочного периода регулирования;

 - операционные расходы, определенные на i-й год исходя из плановых и уточненных параметров расчета тарифов, тыс. руб.;

ОРi0 - базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 настоящих Методических указаний, тыс. руб.

ИЭР - индекс эффективности операционных расходов, установленный на j-й год и выраженный в процентах;

 - скорректированный прогнозный индекс изменения потребительских цен в j-м году;

 - скорректированный прогнозный индекс изменения количества активов в j-м году. (Данный индекс в расчете в отношении истца не применяется, поскольку количество активов не изменялось).

Согласно п. 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле:

 

ОРi = ОРi-1 * (1 - ИЭРi) * (1 + ИПЦi) * (1 + ИКАi), (8)

 

Таким образом, формула 8 применяется при определении операционных расходов на второй и последующие годы долгосрочного периода. 2023 год является первым годом долгосрочного периода 2023-2027 годов. Определение  на новый период регулирования величины операционных расходов путем корректировки  базового уровня операционных расходов за предыдущий период регулирования, а не использование базового уровня, установленного концессионным соглашением, и являющегося долгосрочным параметром регулирования, действующим законодательством о тарифном регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрено (аналогичный вывод содержится в определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года № ***).

Учитывая вышеизложенное требования истца о признании недействующими строки 1 п. 1 (операционные расходы) приказа, строки 1.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов» по *** подпункта 2 пункта 1 Приказа № 85-П, подлежат удовлетворению.

Истец также оспаривает расчет НВВ по водоснабжению *** на 2023 год в части исключения из расчета расходов на оплату труда административно-управленческого персонала.

Суд в данном случае соглашается с позицией истца.

Изначально при принятии обращении в Агентство с заявлением об установлении тарифа на водоснабжение на 2023 года истец заявлял расходы на оплату труда АУП из расчета численности АУП по ***– 8 человек.

При принятии Агентством приказа от 25 ноября 2022 года №291-П «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 года» Агентство учло в составе НВВ по *** расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, исходя из рассчитанной Агентством нормативной численности АУП в количестве 3 человек, заработной платы - 29 725,42 руб./чел., периода 12 мес. Размер фонда оплаты труда АУП составил  1070,12 тыс. руб.

При рассмотрении дела № *** суд установил, в том числе, что расчет нормативной численности АУП по Западному *** в количестве 3 человека произведен Агентством неверно, что повлекло неверное исчисление фонда оплаты труда АУП и, соответственно, отчисления на социальные  нужды.

При принятии заменяющего нормативного правого акта - приказа  № 85-П от 24 октября 2023 года Агентство полностью исключило расходы на оплату труда АУП при расчете НВВ по ***, сославшись на непредоставление истцом необходимых документов.

Суд не может согласиться с данной позицией Агентства.

Пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13  мая 2013 года № 406, предусмотрен перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении тарифов. 

Согласно п. 18 вышеуказанных Правил для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.

Расчет расходов на оплату труда административно-управленческого персонала согласно учетной политике, процент распределения накладных расходов не поименованы в п. 17 Правил регулирования тарифов как необходимые документы, которые должны быть приложены к заявлению об установлении тарифа. 

По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.

Согласно п. 20 Правил в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

Перечисленные в п. 17 Правил регулирования тарифов документы были представлены истцом в Агентство при обращении с заявлением об установлении тарифа (л.д. 179, 209 т.1).

Кроме того, Агентство  19 августа 2022 года запрашивало у истца дополнительные документы, в том числе, необходимые для расчета фонда оплаты труда – штатное расписание, расчет нормативной численности административно-управленческого персонала (л.д. 180). Данные материалы были предоставлены  истцом в Агентство (л.д. 181,191 т.1).

На основании представленных документов Агентством был издан первоначальный приказ № 291-П от 25 ноября 2022 года, в том числе и произведен расчет фонда оплаты труда АУП по ***.  При рассмотрении судом требований истца об оспаривании указанного приказа Агентство также не указывало на недостаточность представленных ему документов  для расчета фонда оплаты труда АУП ***.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что в случае недостаточности имеющихся у Агентства документов для принятия заменяющего приказа № 85-П, Агентство не лишено было возможность запросить указанные документы у истца, чего сделано не было.

При этом суд исходит из того, что тарифы для ОАО «Ульяновский областной водоканал» устанавливаются Агентством не впервые. Агентство обладало документами о фактических затратах общества по данной статье расходов за 2021 год. В связи с этим полное исключение из НВВ по водоснабжению *** расходов на оплату труда АУП  при фактическом несении предприятием указанных расходов является необоснованным.

В связи с вышеизложенным подлежит признанию недействующим подпункт 2 пункта 2 Приказа – строка 2.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов по водоснабжению ***.

Неправильность  определения базового уровня  операционных расходов  влечет неверное определение  нормативной и предпринимательской прибыли, учитываемых при расчете необходимой валовой выручки методом индексации, что следует из содержания пунктов 86 и 86 (1) Методических указаний, по смыслу которых при расчете  нормативной и расчетной предпринимательской прибыли учитываются операционные расходы, как составляющая часть текущих расходов, включаемых в расчет НВВ.

С учетом этого подлежат признанию недействующими строки 5 (нормативная прибыль), 6 (предпринимательская прибыль), 9 (итоговая сумма) подпункта 1 пункта 1 приказа № 85-П.

Поскольку Агентством неверно определены   операционные расходы, нормативная прибыль, предпринимательская прибыль, нельзя признать экономически обоснованной необходимую валовую выручку по предприятию, которая является основной для расчета тарифов на водоснабжение.  Следовательно, установленные предприятию тарифы на водоснабжение – подпункт 3 пункта 1 приказа также подлежит признанию недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать не действующим в части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 24 октября 2023 года № 85-П «О внесении изменений в приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25.11.2022 № 291-П» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия: 

- строки 1, 5, 6, 9 подпункта 1 пункта 1 приказа - операционные расходы, нормативная прибыль предпринимательская прибыли, итоговая сумма (пункт 4  «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения № 1 к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 291-П);

- строку 1.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов по *** подпункта 2 пункта 1 приказа;

- строку 2.1 столбца «Базовый уровень операционных расходов на территории *** подпункта 2 пункта 1 приказа;

- подпункт 3 пункта 1 приказа – тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории ***.

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в газете «Ульяновская Правда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 21 марта 2024 года.