Судебный акт
О признании незаконным решения об отказе в предоставлении гранта в форме субсидий
Документ от 19.03.2024, опубликован на сайте 29.03.2024 под номером 111646, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении гранта в форме субсидий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-005651-04

Судья Шабинская Е.А.                                                                   Дело №33а-1326/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        19 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 декабря 2023 года, по делу №2а-5228/2023, которым постановлено:

административный иск Матвеева Александра Алексеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 08.06.2023 в предоставлении гранта в форме субсидии Матвееву Александру Алексеевичу, прошедшему конкурсный отбор, по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Обязать Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области предоставить Матвееву Александру Алексеевичу грант в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на реализацию проекта «Агростартап», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области  от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В удовлетворении остальной части административного иска Матвеева Александра Алексеевича отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Бабаевой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Матвеева А.А., его представителя Каленкова Д.Г., представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчиной Е.А. – Ракова Д.П., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

Матвеев А.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Минсельхоз Ульяновской области, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении гранта в форме субсидий, обязании осуществить выдачу гранта в форме субсидии.

В обоснование административного иска Матвеев А.А. указал, что 26.04.2023 он принял участие в конкурсе на реализацию проекта по программе «Агростартап». Проектом крестьянского (фермерского) хозяйства предусмотрено создание овцеводческой фермы и разведение овец романовской породы, размер запрашиваемого гранта составил 2693,7 тыс. руб., вид деятельности КФХ – 01.45 «Разведение овец и коз».

Протокол от 25 и 26 апреля 2023 года №1 заседания конкурсной комиссии для определения победителей конкурсного отбора на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (проекта «Агростартап») был размещен на сайте Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в течение 5 рабочих дней. Дополнительно 05.05.2023 ему позвонил по телефону специалист Минсельхоза Ульяновской области и сообщил, что он стал победителем конкурса и ему дадут грант. Его проект был рассмотрен конкурсной комиссией и признан достижимым и актуальным для развития сельского хозяйства Ульяновской области.

После звонка специалиста Минсельхоза Ульяновской области, который указал на необходимость срочно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, он сразу стал предпринимать действия по регистрации в качестве ИП, 29.05.2023 в МФЦ заполнил бланк заявления, для уточнения кода ОКВЭД позвонил специалисту ответчика, который указал, какой код необходимо указать.

Впоследствии он получил решение Минсельхоза Ульяновской области от 08.06.2023 об отказе в предоставлении гранта ввиду нарушения срока регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

С данным решением он не согласен, поскольку оно принято, когда он уже был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Информация о наличии либо отсутствии статуса индивидуального предпринимателя находится в свободном доступе.

Указывает, что 29.05.2023 им было получено решение УФНС России по Ульяновской области об отказе в государственной регистрации ввиду неправильно указанного кода ОКВЭД. После чего он сразу написал новое заявление, указал верный код и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.06.2023.

Административный истец просил признать незаконным решение Минсельхоза Ульяновской области от 08.06.2023 об отказе в предоставлении ему гранта в форме субсидий по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; обязать административного ответчика признать его победителем конкурсного отбора «Агростартап» по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, проведенного 25 и 26 апреля 2023 года, и осуществить выдачу гранта в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств или индивидуальных предпринимателей, а также граждан на реализацию проекта «Агростартап».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчина Е.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минсельхоз Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Матвеева А.А.

Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Регистрация Матвеева А.А. в качестве ИП после истечения тридцатидневного срока и до направления Минсельхозом Ульяновской области решения, а равно непредставление административным истцом документов, подтверждающих факт такой регистрации в срок, не превышающий 30 календарных дней, не может служить основанием для предоставления гранта.

Указывает, что административный истец первоначально при подаче заявки был уведомлен о возможности получения гранта только в случае совершения действий по регистрации в качестве ИП, протокол результатов конкурса был размещен 05.05.2023, информирование Матвеева А.А. о победе в конкурсе сотрудником по телефону осуществлено также 05.05.2023, однако действий по регистрации в качестве ИП до 29.05.2023 административный истец не осуществлял.

Обращает внимание на то, что согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» начало течения срока, в который заявитель должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, исчисляется с момента объявления его победителем, то есть с момента размещения результатов конкурса (протокола) для ознакомления.

Матвеевым А.А. не представлены предусмотренные Правилами предоставления грантов, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Ульяновской области, выписка из ЕГРИП, а также соглашение о создании КФХ и документ, подтверждающий избрание заявителя главой КФХ после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Отмечает, что бюджетные денежные средства, доведенные Министерству для предоставления гранта «Агростартап», перечислены победителям, выполнившим все необходимые условия. Таким образом, осуществить выплату Матвееву А.А. гранта не представляется возможным. 

В возражениях на апелляционную жалобу Матвеев А.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Правительства Ульяновской области и УФНС России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

Таким образом, признание незаконными действий и решений административного ответчика возможно при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Принимая решение об удовлетворении требований Матвеева А.А. о признании незаконным решения Минсельхоза Ульяновской области от 08.06.2023 об отказе в предоставлении гранта в форме субсидий по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и возложении на административного ответчика обязанности выдать ему указанный грант из областного бюджета Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на дату принятия оспариваемого отказа Минсельхоза Ульяновской области от 08.06.2023 административным истцом были выполнены требования подп. 1 п. 24 указанных Правил.

Также суд пришел к выводу о том, что до Матвеева А.А. ненадлежащим образом была доведена информация, опубликованная 05.05.2023 на официальном сайте Минсельхоза Ульяновской области, о том, что он стал победителем конкурсного отбора на реализацию проекта «Агростартап» в соответствии с протоколом конкурсной комиссии 25-26 апреля 2023 года, в связи с чем установленный приведенными выше Правилами срок для регистрации в качестве ИП в течение 30 дней после объявления победителем по результатам конкурсной комиссии нельзя считать пресекательным.

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, и ненадлежащей оценке представленных в дело доказательств.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П «О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утверждены Правила предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, а также гражданам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на реализацию проекта «Агростартап».

Настоящие Правила определяют порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства или индивидуальным предпринимателям, а также гражданам.

Грант «Агростартап» - это средства областного бюджета Ульяновской области, перечисляемые грантополучателю в целях финансового обеспечения его затрат, возмещение которых не осуществляется в соответствии с иными направлениями государственной поддержки, связанных с реализацией проекта «Агростартап», представленного в региональную конкурсную комиссию.

В соответствии с подп. 2 п. 8 названных Правил критерием конкурсного отбора для заявителей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированными в качестве КФХ и (или) ИП, является обязанность заявителя-гражданина в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам отбора конкурсной комиссией, осуществить государственную регистрацию КФХ, отвечающего условиям, предусмотренным абзацем первым подпункта 2 пункта 2 настоящих Правил, или зарегистрироваться как ИП, отвечающий условиям, предусмотренным абзацем первым подпункта 2 пункта 2 настоящих Правил, в органах Федеральной налоговой службы.

По делу установлено, что 29.03.2023 Матвеев А.А. обратился в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с заявкой на участие в конкурсном отборе для получения гранта в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части затрат крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальным предпринимателем, гражданином на реализацию проекта «Агростартап» (том 1 л.д. 156-160).

В названной заявке административному истцу разъяснены условия участия в конкурсном отборе, предусмотренные Правилами предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, а также гражданам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на реализацию проекта «Агростартап», утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П, в том числе обязанность в течение 30 календарных дней после объявления победителем по результатам конкурсного отбора осуществить в органах Федеральной налоговой службы государственную регистрацию на сельской территории Ульяновской области КФХ или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является производство и переработка сельскохозяйственной продукции, и в целях подтверждения исполнения данной обязанности в указанный срок представить в Минсельхоз Ульяновской области выписку из ЕГРИП, содержащую сведения о наличии государственной регистрации заявителя в качестве главы КФХ или ИП в текущем финансовом году на сельской территории Ульяновской области или на территории сельской агломерации Ульяновской области, о видах экономической деятельности (обязанность установлена для заявителей, являющихся гражданами РФ, не зарегистрированными в качестве КФХ или ИП).

После рассмотрения указанной заявки Матвеев А.А. был допущен к конкурсному отбору.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии для определения победителей конкурсного отбора на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (проекта («Агростартап») от 25-26 апреля 2023 года № 1 Матвеев А.А., в числе других участников, признан победителем конкурсного отбора (том 1 л.д. 146-155).

Протокол размещен Министерством на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 05.05.2023.

В этот же день сотрудник Минсельхоза Ульяновской области сообщил административному истцу по телефону, о том, что он признан победителем конкурсного отбора.

Указанное обстоятельство не оспаривается Матвеевым А.А. О том, что административному истцу было известно 05.05.2023 о принятии конкурсной комиссией Минсельхоза Ульяновской области решения о признании его победителем конкурсного отбора Матвеев А.А. указывал и в административном иске, и в суде в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

В связи с непредставлением Матвеевым А.А. в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам отбора конкурсной комиссии, сведений, установленных в подп. 2 п. 8 Правил, о государственной регистрации КФХ, отвечающего условиям, предусмотренным абз.1 подп.2 п.2 Правил, или регистрации ИП, отвечающего условиям, предусмотренным абз.1 подп.2 п.2 Правил, в органах Федеральной налоговой службы, Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области 08.06.2023 принято решение об отказе в предоставлении гранта (том 1 л.д. 14-15).

В соответствии с подп. 1 п. 24 Правил предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, а также гражданам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на реализацию проекта «Агростартап», утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П, основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении гранта является несоответствие заявителя хотя бы одному из числа критериев, установленных пунктами 8, 9 или 9.1 настоящих Правил.

Поскольку Матвеев А.А. в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам отбора конкурсной комиссии, не выполнил требования подп. 2 п. 8 названных Правил, административный ответчик правомерно принял решение от 08.06.2023 об отказе в предоставлении гранта административному истцу.

Довод Матвеева А.А. о том, что на дату принятия Министерством решения об отказе в предоставлении гранта он уже был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не свидетельствует о незаконности данного решения, поскольку оно принято в точном соответствии с требованиями закона.

По данным ФНС России Матвеев А.А. зарегистрирован в качестве ИП только 07.06.2023, то есть спустя 30 календарных дней после объявления его победителем по результатам отбора конкурсной комиссии.

При этом действия по обращению в налоговый орган с заявлением о регистрации в качестве ИП, то есть направленные на выполнение требований подп. 2 п. 8 Правил предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, а также гражданам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на реализацию проекта «Агростартап», утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П, были совершены административным истцом только 26.05.2023.

То обстоятельство, что административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о регистрации в качестве ИП до истечения установленного 30-и дневного срока, не свидетельствует о соблюдении им установленных критериев конкурсного отбора для получения гранта.

В силу изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным оспариваемого отказа, признании победителем конкурсного отбора «Агростартап», возложении на Минсельхоз Ульяновской области обязанности предоставить ему грант в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области не имеется.

При этом факт того, что Матвеев А.А. был признан победителем конкурсного отбора «Агростартап», установлен, не оспаривается и не требует принятия судебного решения по данному факту. Однако, принимая во внимание, что административным истцом не были исполнены требования, установленные подп. 2 п. 8 приведенных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П, признание административного истца победителем конкурсного отбора не повлекло для него правовых последствий в виде решения уполномоченного органа о предоставлении гранта.

В силу изложенного, принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п.2 ст.309, п.1 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Матвеева А.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 декабря 2023 года, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Матвеева Александра Алексеевича к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о признании незаконным решения от 08.06.2023 №73-ИОГВ-09-03/2383 об отказе в предоставлении гранта в форме субсидии, возложении обязанности признать победителем конкурсного отбора «Агростартап» по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, проведенного 25 - 26 апреля 2023 года, выдаче гранта в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части затрат на реализацию проекта «Агростартап» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.03.2024.