У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-005657-83
Судья Денисова М.А.
Дело № 33а-1312/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
19 марта 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Левандовской Ирины Леонидовны
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2023 года
по делу № 2а-5262/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении
административного иска Левандовской Ирины Леонидовны к Управлению Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным решения о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № *** от
28.12.2022 в части доначисления суммы налога на доходы физических лиц за 2021
год в размере 715 000 руб. и
соответствующих ей пени, в части взыскания штрафа по п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации
в размере 96 318 руб. и по п.1
ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 64 252 руб. отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Левандовской И.Л. – Стешенко
В.Н., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы, возражения представителя УФНС
России по Ульяновской области – Грачевой А.А., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Левандовская И.Л.
обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) о
признании незаконным решения о привлечении ее к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
В обоснование требований
указала, что в связи с непредставлением в налоговый орган в установленный срок
налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 г. в отношении
доходов, полученных налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества, УФНС
России по Ульяновской области в отношении нее проведена камеральная налоговая
проверка.
По результатам
рассмотрения акта налоговой проверки от 01.11.2022 № 16522 УФНС России по Ульяновской
области было вынесено решение от 28.12.2022
№ *** о привлечении ее к ответственности за совершение налогового
правонарушения, которым ей доначислен налог на доходы физических лиц
за 2021 г. в размере 1 300 000 руб.,
пени в размере 55 943 руб. 33 коп.,
а также привлечена к налоговой
ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 и п.1 ст.119
Налогового кодекса Российской Федерации
в виде штрафа в размере 130 000
руб. и 195 000 руб. соответственно.
Она обратилась с
апелляционной жалобой на решение УФНС
России по Ульяновской области от
28.12.2022 № ***, в которой просила отменить решение.
Межрегиональной
инспекцией Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу (МИ
ФНС России по Приволжскому федеральному
округу) в решении по апелляционной жалобе от 23.06.2023 № *** отменено решение № ***
о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения от
28.12.2022 в части доначисления суммы налога на доходы физических лиц за 2021
г. в размере 585 000 руб. и соответствующих пеней, а также в части взыскания штрафа
по п.1
ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации
в размере 87 750 руб. и по п.1
ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации
в размере 58 500 руб.
Полагает, что
решение № 14144 о привлечении ее к
ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.12.2022 является незаконным, поскольку противоречит
нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права и законные интересы.
Просила признать
незаконным решение № *** о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения от 28.12.2022 в части доначисления суммы налога на
доходы физических лиц за 2021 г. в размере 715 000 руб. и соответствующих
ей пеней, в части взыскания штрафа по п.1 ст.119 Налогового
кодекса Российской Федерации в размере 96 318 руб. и по п.1 ст.122 Налогового кодекса
Российской Федерации в размере 64 252 руб.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу, МИ
ФНС России № 10 по Краснодарскому краю.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Левандовская И.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии у нее права на получение
профессионального налогового вычета. УФНС России по Ульяновской области при
определении недоимки не учла ее расходы на приобретение недвижимого
имущества. Само по себе отсутствие у налогоплательщика - гражданина статуса индивидуального предпринимателя на
момент реализации имущества не может являться основанием для применения к нему
более обременительного режима налогообложения.
Обращает внимание на постановление Конституционного Суда Российской
Федерации № 6-П от 14.02.2024 о проверке конституционности п.1 ст. 221 и пп.1
п.1 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ч.5 ст.200 и ч.3
ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на
апелляционную жалобу МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу, УФНС
России по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание
кроме представителя Левандовской И.Л. - Стешенко В.Н.,
представителя УФНС России по Ульяновской
области - Грачевой А.А.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на
нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса
Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно
установленные налоги и сборы.
В соответствии с
пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики
обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета
налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется не позднее
30 апреля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1
Налогового кодекса Российской Федерации (п.1 ст.229 Налогового кодекса
Российской Федерации).
Согласно п.1.2 ст.88
Налогового кодекса Российской Федерации
в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в
отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате
получения в дар недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган до 30
апреля года, следующего истекшим налоговым периодом, в соответствии с пп.2 п.1 и п.3 ст.228, п.1 ст.229
Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка
проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о
таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Судом установлено,
что Левандовская И.Л. в период с 20.05.2008
по 23.11.2021 осуществляла предпринимательскую деятельность.
На основании
договора купли-продажи от 10.12.2021 она продала принадлежащие ей на праве собственности
объекты недвижимости:
иное строение,
помещение и сооружение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***
(стоимость имущества 7 800 000 руб., срок владения имуществом с 13.04.2010 по
17.12.2021);
дорога, ограждение с
кадастровым номером ***, расположенные по адресу: *** (стоимость имущества 200
000 руб., срок владения имуществом с 14.04.2010 по 17.12.2021);
земельный участок с
кадастровым номером ***, расположенный по адресу*** (стоимость имущества 2 000
000 руб., срок владения имуществом с 11.04.2011 по 17.12.2021).
Налоговая декларация
за 2021 г. Левандовской И.Л. в установленный п.1 ст.229 Налогового
кодекса Российской Федерации срок не представлена, сумма налога от продажи
вышеперечисленных объектов недвижимости не исчислена и не оплачена.
В связи с
непредставлением в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации по
налогу на доходы физических лиц за 2021 г. в отношении доходов, полученных
налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества, УФНС России по Ульяновской
области проведена камеральная налоговая проверка в отношении Левандовской И.Л.
По результатам
рассмотрения акта налоговой проверки от 01.11.2022 № *** УФНС России по Ульяновской
области было вынесено решение № *** о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения от 28.12.2022, которым Левандовской И.Л.
доначислен налог на доходы физических лиц за 2021 г. в размере 1 300 000 руб. и
пени в размере 55 943 руб. 33 коп., привлечена к налоговой ответственности,
предусмотренной п.1 ст.122 и п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации
в виде штрафа в размере 130 000 руб. и 195 000 руб. соответственно (т.1 л.д.
21-28).
Административным
истцом в УФНС России по Ульяновской области подана апелляционная жалоба на
решение № 14144 о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения от 28.12.2022 (т.1 л.д. 29-48).
Межрегиональной
инспекцией Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу в
решении по апелляционной жалобе от 23.06.2023 № *** отменено решение № *** о
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от
28.12.2022 в части доначисления суммы налога на доходы физических лиц за 2021
г. в размере 585 000 руб.
и соответствующих ей пеней, а также в части взыскания штрафа по п.1 ст.119 Налогового кодекса
Российской Федерации в размере 87 750
руб. и по п.1 ст.122 Налогового кодекса
Российской Федерации в размере 58 500
руб., в оставшейся части
апелляционная жалоба оставлена
без удовлетворения (т.1 л.д.49-54).
Не согласившись в
решением вышестоящего налогового органа и решением УФНС России по Ульяновской
области от 28.12.2022 № 14144 о привлечении к ее к ответственности за
совершение налогового правонарушения, Левандовская И.Л. обратилась в суд с
административным иском.
Отказывая в
удовлетворении административных исковых
требований суд первой инстанции пришел к выводу об
отсутствии оснований для признания
незаконным решения № *** от 28.12.2022 в части.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не
зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение
требований гражданского законодательства
Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим
Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными
предпринимателями (абз.4 п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база, по общему правилу, определяется
как денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218 – 221 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Абз.1 п.1 ст.221 Налогового кодекса
Российской Федерации предусматривает
право индивидуальных предпринимателей
на профессиональный налоговый
вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных
расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Абз.4
того же пункта предусмотрена
дополнительная гарантия для налогоплательщиков, которые не в состоянии
документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве
индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится
в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем
от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в
отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на отсутствие у Левандовской И.Л.
соответствующего статуса индивидуального предпринимателя, она не может быть
лишена права на учет экономически обоснованных и документально подтвержденных
расходов, связанных с извлечением такого дохода.
На момент
вынесения решения УФНС России по Ульяновской области от 28.12.2022 № *** и решения МИ ФНС России
по Приволжскому федеральному округу
от 23.06.2023 № ***
платежные документы, подтверждающие уплату Левандовской И.Л. денежных
средств за приобретение недвижимого
имущества, налогоплательщиком не
представлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решения
приняты в соответствии с документами, имевшимися у налоговых органов.
С жалобой в налоговый орган по вновь
открывшимся обстоятельствам налогоплательщик не обращался
В суд первой инстанции административным истцом представлены лишь копии квитанций к приходным кассовым ордерам и
платежного поручения, не заверенные надлежащим образом.
Более того, Конституционный Суд Российской
Федерации признал п.1 ст.221
и подп.1 п.1
ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции
Российской Федерации в той мере, в какой они в силу своей неопределенности,
порождающей возможность различного истолкования, не обеспечивают однозначного
решения вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов
физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального
предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом
предпринимательской.
Федеральному законодателю надлежит до
01.01.2025 внести в действующее правовое регулирование соответствующие
изменения.
Впредь до их внесения предусматривается
следующий порядок исполнения Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2024 № 6-П.
Физическим лицам, не зарегистрированным в
качестве индивидуального предпринимателя,
чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в
соответствии с абз.1 и
4 п.1 ст.221
Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляется право на
профессиональные налоговые вычеты.
Если внесенные федеральным законодателем
изменения будут направлены на предоставление профессиональных налоговых вычетов
всем (или некоторым) категориям физических лиц, не зарегистрированных в
качестве индивидуального предпринимателя, но чья деятельность признана
налоговым органом предпринимательской, а также если федеральный законодатель до
01.01.2025 не внесет необходимых изменений в законодательство, то
соответствующие лица приобретают право на получение профессиональных налоговых
вычетов как в сумме документально подтвержденных расходов, так и в размере 20%
дохода, если они не могут подтвердить расходы документально. Данное право в
этом случае возникает с 15.02.2024.
При таких обстоятельствах оснований для отмены рушения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 26 октября 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Левандовской Ирины Леонидовны - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 22.03.2024.