У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-005247-52
Судья Жилкина А.А.
Дело № 33а-1304/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
19 марта 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 октября
2023 года по делу № 2а-4936/2023, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района города Ульяновска удовлетворить.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность оборудовать стационарное
искусственное электрическое освещение в районе домов *** по улице Толбухина в
городе Ульяновске в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную
силу.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения прокурора Сотниковой Ю.И., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и
законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Ульяновска о
возложении обязанности обустроить стационарное электрическое искусственное
освещение на ул.Толбухина в г.Ульяновске в районе домов *** в течение 1 месяца
с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о
безопасности дорожного движения в деятельности администрации г.Ульяновска
выявлены нарушения закона в части
отсутствия в районе многоквартирных жилых домов № № *** по ул.Толбухина в г.Ульяновске стационарного
электрического освещения.
При этом указанный
участок дороги является маршрутом следования несовершеннолетних граждан до
места учебы в МБОУ «Средняя школа № ***».
Необорудование
указанного участка элементами искусственного освещения создает угрозу жизни и
здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан. До
настоящего времени нарушения закона не устранены.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в
удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы
указывает, что администрация
г.Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства,
находящиеся в ее распоряжении, носят целевой
характер. В настоящее время проект бюджета муниципального образования
«город Ульяновск» на 2023 г. сформирован, в
связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов
Управлении финансированием не обеспечены.
В судебное заседание, кроме прокурора,
остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу
требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на
которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если
иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам
не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.11 ст.226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность
доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи,
возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3
и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо,
наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие
оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом положений статей 34 и 37
Федерального закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная
администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов
местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального
образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом
муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными
лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального
образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов
местного значения.
Из содержания п.19
ч.1 ст.14, п.4 ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2
ч.5 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого
решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, следует, что к
полномочиям администрации г.Ульяновска относятся: осуществление контроля за
соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация
благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными
правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципальных
образований.
Согласно пунктам
16.2.1-16.2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «г.Ульяновск»,
утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 24.02.2021 №20,
улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи,
общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов,
микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а
также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в
темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска.
Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовывать
освещение объектов, указанных в настоящем пункте.
Таким образом, на
местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель
возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений,
муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного
движения на них, включая ремонт и их содержание.
Пунктом 5.4 ГОСТ Р
55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное
утилитарное. Классификации и нормы» установлены нормы освещения территорий
жилых районов.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой проверки
установлен факт несоблюдения требований законодательства, регламентирующего
вопросы благоустройства, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Средства улучшения условий видимости.
Общие требования» в районе домов *** и *** по ул. Толбухина в г.Ульяновске отсутствует
стационарное электрическое освещение.
Принимая во внимание
установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для
удовлетворения требований прокурора.
Поскольку
вышеуказанный участок дороги не
соответствовал требованиям ГОСТ Р 52766-2007, то суд пришел к правильному
выводу об удовлетворении административного иска прокурора и возложил на
администрацию г.Ульяновска оборудовать
стационарное электрическое освещение.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования работ по строительству сетей наружного освещения на
правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут служить основанием для освобождения
административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Фактически
изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к указанию на
затруднительность исполнения судебного решения в связи с недостаточным
финансированием, что, однако, основанием для отмены правильного по сути решения
суда служить не может.
Нарушений норм
материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену решения,
судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 23 октября 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 22.03.2024.