УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2023-004416-67
Судья Саенко Е.Н.
Дело № 33-1149/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 5 марта 2024
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу
Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 3 октября 2023 года с учетом определения
того же суда от 21 декабря 2023 года об исправлении описок по делу № 2-3768/2023,
по которому постановлено:
исковые
требования Нефедовой Ларисы Александровны к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить
частично.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области назначить Нефедовой Ларисе Александровне пенсию по старости
со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» с 6 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Нефедовой
Л.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Нефедова Л.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста. В
обоснование иска указала, что 07.03.2023 обратилась к ответчику с заявлением о
назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в
соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, проживавшему (работавшему) на
территории с льготным социально-экономическим статусом – в *** в период с
26.04.1986 по 31.01.1998. Решением ОСФР по Ульяновской области от 14.03.2023 № ***
в назначении пенсии ей отказано в связи с тем, что населенный пункт ***
отсутствует в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.12.1991 № 237-Р, а также в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом. В указанном перечне значатся только населенные пункты ***. Фактически
на территории *** района в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 населенный пункт с
наименованием ***, существовал только один – ***, *** не существовало. С
28.08.1992 она была зарегистрирована и постоянно проживала в с***. В период с
19.02.1992 по 20.08.2001 работала в *** средней школе им ***, которая находится
в с. ***. С 1986 года по 1988 год (с 9 по 10 класс) она обучалась в *** средней
школе. Просила обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную
пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению в связи с
проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением
общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по
Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы
указывает, что решение вынесено с существенными нарушениями норм материального
и процессуального права. Просит учесть, что Перечнем населенных пунктов,
относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-Р, в редакции
распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, к зоне с
льготным социально-экономическим статусом относились населенные пункты *** и ***.
Населенный пункт *** отсутствует в утвержденном перечне населенных пунктов.
Обращает внимание, что Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено право на снижение пенсионного возраста за обучение на
территории с льготным социально - экономическим статусом. Факт регистрации и
проживания Нефедовой Л.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по
28.06.1990 документально не подтвержден. Справка об учебе подтверждает обучение
истца лишь с 01.09.1986. В период с 01.09.1988 по 28.06.1990 Нефедова Л.А.
обучалась в ***. Из выписки индивидуального лицевого счета усматривается, что истец
работала в *** в период с 15.08.1990 по 18.02.1992. Село *** также не указано в
Перечне от 28.12.1991 № 237 и от 05.04.1993 № 557-р. Таким образом, при установлении
тождественности населенных пунктов ***, продолжительность работы (проживания) в
зоне с льготным социально-экономическим статусом у Нефедовой Л.А. составит 5 лет 11 месяцев 13
дней (с 19.02.1992 по 31.01.1998), что даст право на снижение пенсионного
возраста на 1 год. Обращает внимание, что возможность подтверждения периода проживания
на загрязненной территории свидетельскими показаниями не предусмотрена.
По действующему
законодательству факт проживания (работы) на загрязненной территории должен
подтверждаться документально. Кроме того, по мнению автора жалобы, суд первой
инстанции незаконно обязал ОСФР по Ульяновской области назначить
Нефедовой Л.А. пенсию по старости на будущее время. Признание права на будущее
время действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика,
извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
07.03.2023 Нефедова Л.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(л.д. 27-29).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 14.03.2023 Нефедовой
Л.А. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста
на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с тем, что населенный
пункт *** не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28.12.1991 № 234-р, в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, и отсутствием
требуемой продолжительности (работы) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом; истцу рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на территории
зоны с льготным социально-экономическим статусом, при условии установления в
судебном порядке тождественности населенных пунктов *** и *** (л.д. 26-27).
Как указано в данном решении, при установлении
тождественности населенных пунктов *** и ***, продолжительность работы
(проживания) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 5 лет
11 месяцев 13 дней (с 19.02.1992 по 31.01.1998), что даст Нефедовой Л.А. право
на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.
Считая отказ в назначении пенсии со снижением пенсионного
возраста незаконным, Нефедова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Статья 13 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на
которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно
проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом (п. 8).
Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено,
что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке,
предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.
Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено,
что гражданам, указанным в статье 13
данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с
уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке,
предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые
одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О
страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости
производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их
желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.
В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по
возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с
уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1
первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями
32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих)
или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р населенные пункты ***
и *** были включены в Перечень населенных пунктов, территории которых
подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, и
отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.12.1997 № 1582, населенные пункты *** и *** с 01.02.1998 не
относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В
соответствии с п.109 Перечня
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии,
установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
04.08.2021 №538н, постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах
радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями
установленного образца,
документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту
жительства).
Работа
(периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается
документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в
страховой стаж, правила
подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Пунктом
18 Перечня документов, необходимых для
установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной
выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой
пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по
государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 №538н,
установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по
старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в
результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина
необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного
проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного
загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).
Согласно архивным справкам областного государственного
бюджетного учреждения «Государственный архив Ульяновской области» в списках
населенных мест Симбирской губернии за дореволюционный период, в Списке
населенных мест Ульяновского округа на 1928 год в составе *** значатся село ***
и ***. В статистическом справочнике «Список населенных пунктов Средневолжского
края. 1931 год» в составе *** значится только с***. Населенный пункт с
названием «***» в составе *** не значится. Решение, на основании которого были
объединены два населенных пункта село *** и деревня ***, в документах госархива
не обнаружено. В последующих статистических сборниках по Ульяновской области в
составе *** значится только село *** (л.д. 89-90).
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно
исходил из того, что с. *** относилось к зоне проживания с льготным социально-экономическим
статусом.
Согласно справке администрации муниципального образования «***
Ульяновской области от 09.02.2023 № *** Нефедова Л.А. с 28.08.1992 была
зарегистрирована и проживала по адресу: ***, признанном в период с 26.04.1986
по 31.01.1998 зоной с льготным социально-экономическим статусом вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 69).
Материалами дела подтверждено, что истец Нефедова (до
заключения брака – Н***) Л.А. обучалась в *** средней школе с 01.09.1986 по
25.06.1988 (с 9 по 10 класс) (л.д. 70, 87).
Согласно алфавитной книге записи учащихся *** средней школы ***
истец Н*** (после заключения брака – Нефедова) Л.А. поступила в школу в 1986
году, в 9 класс, из г.***а; выбыла в *** после окончания 10 классов. В качестве
адреса проживания истца указано с. *** (л.д. 66-68).
Таким образом, суд первой инстанции на основании
совокупности доказательств (алфавитная книга учащихся, показания свидетелей)
обоснованно установил факт проживания истца в с. *** в период учебы в ***
средней школе.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как противоречат материалам дела.
Согласно диплому серии *** № *** Н*** (Нефедова) Л.А. в 1988
году поступила в *** и в 1990 году окончила полный курс названного училища по
специальности «Преподавание в начальных
классах общеобразовательной школы». Решением Государственной квалификационной
комиссии от 28.06.1990 Н*** (Нефедовой) Л.А. присвоена квалификация учителя
начальных классов (л.д. 37 (оборот)).
Из записей в трудовой книжке Нефедовой Л.А. следует, что
15.08.1990 выпускница *** назначена учителем начальных классов в *** 9-летнюю
школу (приказ № *** от 13.08.1990 (по РОНО). 19.02.1992 – переведена
учительницей начальных классов в *** среднюю школу (приказ РОНО № *** от
26.02.1992) (л.д. 39-40).
Из документов, представленных МОУ «***» по запросу судебной
коллегии, также следует, что Н*** (Нефедова) Л.А. работала в *** восьмилетней
неполной средней школе учителем начальных классов с 15.08.1990. В личной
карточке истца с августа 1990 года указано место жительства: ***.
Судом
установлено, что село *** входит в состав ***; расстояние между селами *** и ***
составляет 5 км.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели подтвердили
факт проживания истца в с. *** в период ее работы в *** школе и в *** школе.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, факт
проживания истца в с. *** в период с 01.09.1986 по 25.06.1988 (1 год 9 месяцев
25 дней, учебы в *** средней школе); с 15.08.1990 по 18.02.1992 (1 год 6
месяцев 2 дня, работы в *** школе) нашел свое подтверждение в ходе судебного
разбирательства.
Общий период проживания и работы истца в зоне с льготным
социально-экономическим статусом – в с. *** составляет более 8 лет (01.09.1986
по 25.06.1988 - 1 год 9 месяцев 25 дней; с 15.08.1990 по 18.02.1992 - 1 год 6
месяцев 2 дня; с 19.02.1992 по 31.01.1998 – 5 лет 11 месяцев 13 дней), что дает
истцу право назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 2 года, то
есть по достижении возраста 53 лет.
Вывод суда о наличии у истца права на назначение пенсии по
достижении возраста 53 лет, которого Нефедова Л.А. достигнет 06.04.2024,
является по существу правильным.
Вместе с тем, учитывая, что суд первой инстанции в
резолютивной части судебного решения возложил на ответчика обязанность по
назначению истцу пенсии на будущее время – с 06.04.2024, решение суда подлежит
изменению, второй абзац резолютивной части решения суда следует изложить в
другой редакции: «Признать за Нефедовой Л.А. право на досрочное назначение
пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года согласно ст.34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом».
В остальной части решение суда является правильным, отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 3
октября 2023 года с учетом определения того же суда от 21 декабря 2023 года об
исправлении описок изменить.
Изложить
второй абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции: Признать
за Нефедовой Ларисой Александровной, *** года рождения (паспорт серии ****** № ***,
выдан *** 14.04.2016, код подразделения ***) право на досрочное назначение
пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года согласно ст.34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2024.