У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-004519-05
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33а-1137/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
12 марта 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Семенович Андрея
Жанровича - Кучембаева Алмаза Наземетдиновича, апелляционное представление
прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 14 сентября 2023 года по делу № 2а-4422/2023, по
которому постановлено:
в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области и администрации города Ульяновска по не
приведению Правил землепользования и застройки города Ульяновска в соответствие
с Генеральным планом города Ульяновска в отношении земельного участка с
кадастровым номером ***, расположенного по *** ***, признании недействующими
Правила землепользования и застройки города Ульяновска в части отнесения
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по ***, к двум
территориальным зонам: ЦЗ и Р2, о возложении обязанности на Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и администрацию
города Ульяновска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в силу
принять исчерпывающие меры по внесению изменений в Правила землепользования и
застройки города Ульяновска в отношении земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по ***
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Семеновича
А.Ж. и его представителя Кучембаева
А.Н., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, пояснения прокурора Дроновой А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения
представителя администрации г.Ульяновска и Управления
архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска Бодуновой
Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска в
интересах неопределенного круга лиц
обратился к Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о признании бездействия незаконным.
В обоснование иска указал, что прокуратурой
Ленинского района г.Ульяновска в ходе проверки исполнения административными
ответчиками положений земельного и градостроительного законодательства выявлены
факты бездействия, выразившиеся в несоблюдении положений градостроительного
законодательства и непринятии исчерпывающих мер по приведению Правил
землепользования и застройки муниципального образования «г.Ульяновск»,
утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 № 1166 (далее - Правила), в соответствие с
Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской
Думы от 27.06.2007 № 83
(далее - Генеральный план), в отношении земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по проспекту ***.
Границы
территориальных зон в Правилах не закоординированы и не внесены в Единый
государственный реестр недвижимости.
Земельный участок с
кадастровым номером *** расположен в
2 территориальных зонах: ЦЗ (зона размещения объектов социального и
коммунально-бытового назначения) и Р2 (зона зеленых насаждений общего
пользования).
Согласно графической
части Генерального плана г.Ульяновска земельный участок с кадастровым номером ***
расположен в 3 функциональных зонах: в зоне коттеджной и усадебной застройки,
зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, зоне зеленых
насаждений общего пользования.
В текущем состоянии
карты Правил значительная часть земельного участка с кадастровым номером ***
находится в территориальной зоне Р2, которая не допускает какого-либо
капитального строительства.
В текущем состоянии
карты Генерального плана г.Ульяновска земельный участок с кадастровым номером ***
расположен в зоне пролегания дорог, зеленой зоне, зоне коттеджной застройки и
зоне общественных центров.
Соответственно в
отношении указанного земельного участка градостроительный регламент не
определен из-за существенных противоречий в документах территориального
планирования.
В случае
несоответствия Правил Генеральному плану в Правила вносятся соответствующие
изменения. Правила не должны противоречить Генеральному плану.
Расположение
земельного участка с кадастровым номером *** по карте правового зонирования
действующих Правил застройки и землепользования в г.Ульяновске в 2
территориальных зонах ЦЗ и Р2 противоречит требованиям законодательства и
нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на использование
земельного участка в соответствии с его назначением, а также приводит к
правовой неопределенности режима использования указанного земельного участка.
Бездействием
административных ответчиков, выразившимся в не принятии мер по приведению
Правил в соответствие с Генеральным планом, грубо нарушены нормы действующего
земельного и градостроительного
законодательства.
Просил признать
незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, администрации г.Ульяновска по не приведению Правил
землепользования и застройки г.Ульяновска в соответствие с Генеральным планом
г.Ульяновска в отношении земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по ***; признать недействующими Правила землепользования и
застройки города Ульяновска в части отнесения земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по ***, к 2 территориальным зонам: ЦЗ и Р2;
возложить обязанность на Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области и администрацию г.Ульяновска в течение 3-х месяцев со дня
вступления решения суда в силу принять исчерпывающие меры по внесению изменений
в Правила землепользования и застройки г.Ульяновска в отношении земельного
участка с кадастровым номером ***, расположенного по ***.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Семенович А.Ж., Чевырова
В.А., АО
«Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Семенович А.Ж. - Кучембаев А.Н. не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении
административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на
несогласие с выводом суда о том, что административные ответчики, предоставляя
документы, подтверждающие отнесение участка с кадастровым номером *** к
территориальной зоне Ц3, исполнили свои обязанности по доказыванию законности
своих действий. Судом не учтено, что в настоящее время сведения о
территориальных зонах, согласно Правилам землепользования и застройки (далее –
ПЗЗ) города Ульяновска, в ЕГРН не внесены. ПЗЗ г.Ульяновска не содержат сведений о координатах границ
территориальных зон в системе координат ЕГРН. Государственная информационная
система обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД) в
Ульяновской области не сформирована, сведения в открытом виде недоступны.
Считает
необоснованным принятие судом в качестве преюдициального решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 16.02.2022 по делу № ***, поскольку оно
касалось иного предмета рассмотрения.
Полагает необоснованным отказ суда в назначении
судебной экспертизы по вопросу расположения участка с кадастровым номером *** в
одной или нескольких территориальных зонах.
Просит учесть, что
доводы ответчиков о том, что ГПЗУ никем не оспаривались, не соответствуют
действительности, поскольку Семенович А.Ж. неоднократно обращался с заявлениями
о прекращении выдачи ГПЗУ в отношении участка с кадастровым номером *** для
установления границ территориальных зон. Отмечает, что ГПЗУ сам по себе не
свидетельствует о том, что он является
бесспорным доказательством отнесения участка с кадастровым номером *** к
территориальной зоне Ц3, поскольку ГПЗУ является информационным документом.
Семенович А.Ж. в качестве подтверждения
своих доводов представлено заключение специалиста, согласно которого
участок с кадастровым номером *** расположен в двух территориальных зонах Ц3 и
Ж1.
В апелляционном
представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении
административных исковых требований. В обоснование представления указывает на
доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Полагает, что
судом необоснованно признаны допустимыми доказательствами факта расположения
спорного земельного участка в одной территориальной зоне. Считает, что судом
неправомерно отклонено ходатайство о назначении судебной экспертизы для
определения территориальных зон, в которых расположен спорный земельный
участок.
В возражениях на
апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, Чевырова В.А. просят решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание кроме Семеновича А.Ж. и
его представителя Кучембаева А.Н.,
прокурора Дроновой А.А., представителя администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры
и градостроительства администрации г.Ульяновска Бодуновой Т.В. иные лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений относительно
них, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 3
Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
законодательство о градостроительной деятельности включает настоящий Кодекс,
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные
правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с ч.1 ст.9
Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование
направлено на определение в документах территориального планирования назначения
территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и
иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета
интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований.
По смыслу п.3 ч.1 ст.18
названного Кодекса, к документам территориального планирования муниципального
образования относится генеральный план городского округа.
Согласно п.8 ст.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и
застройки являются документом градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки являются
документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются
территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого
документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьями 56,
57
Градостроительного кодекса Российской Федерации
предусмотрено создание государственных информационных систем обеспечения
градостроительной деятельности, содержащих сведения, документы, материалы о
развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению
объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления
градостроительной деятельности сведения. Государственные информационные системы
обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы
и материалы в текстовой и графической формах. Целью ведения государственных
информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления,
физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для
осуществления градостроительной деятельности.
Судом установлено, что земельный участок с
кадастровым номером ***, расположенный по *** принадлежит Чевыровой В.А.
Земельный участок
расположен в переделах территориальной зоны Ц3 (зона размещения объектов
социального и коммунально-бытового назначения).
Согласно
Генеральному плану г.Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской
Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории
общественных центров с сопутствующей жилой застройки.
В градостроительном
плане земельного участка с кадастровым номером *** от 08.04.2020 указано, что
земельный участок в соответствии с Правилами расположен в территориальной зоне
ЦЗ (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), в
соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска - в пределах функциональной зоны
общественных центров с сопутствующей жилой застройкой» (т.1 л.д.94-103).
Аналогичная
информация содержится в градостроительном плане земельного участка от
21.06.2023 № *** (т.1 л.д.104-115).
Решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 16.02.2022 отказано в
удовлетворении административного иска Семеновича А.Ж., Бойко О.А. к администрации г.Ульяновска,
Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании
незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, признании
действий по формированию и предоставлению земельного участка в аренду, в
собственность незаконными (т.2 л.д.72-81).
Апелляционным
определением Ульяновского областного суда от 08.06.2022 по делу № *** решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска отменено в части отказа в удовлетворении
административного иска о признании незаконным разрешения на строительство
многоквартирного жилого дома, в указанной части принято новое решение.
Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома от 19.10.2021 № ***,
выданное индивидуальному предпринимателю Чевыровой В.А., признано незаконным.
В остальной части
решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Семеновича А.Ж., Бойко О.А. - Кучембаева А.Н.
без удовлетворения (т.2 л.д.86-89).
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 по делу
№ 88а-21805/2022 апелляционное определение судебной коллегии по
административным делам Ульяновского областного суда от 08.06.2022 оставлено без изменения, кассационная жалоба Чевыровой В.А., администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска - без
удовлетворения (т.2 л.д. 91-95).
Установив, принадлежность земельного участка только к
территориальной зоне Ц3 (зона размещения объектов социального и
коммунально-бытового назначения) суд
обоснованно отказал в удовлетворении административных исковых
требований.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Градостроительные
планы не оспорены в установленном порядке, не отменены, градостроительный план
земельного участка от 21.06.2023 является действующим и указанная в нем
информация является актуальной.
Земельный участок с
кадастровым номером *** относится к одной территориальной зоне и одной
функциональной зоне. Несоответствие Правил Генеральному плану г.Ульяновска
отсутствует.
Сведения государственной информационной
системы обеспечения градостроительной деятельности о нахождении земельного
участка территориальной зоне Ц3
допустимыми доказательствами не
опровергнуты.
Назначение по делу
судебной экспертизы в силу положений ст.77
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является
правом, а не обязанностью суда, в связи с чем,
доводы апелляционной жалобы об
отказе в назначении экспертизы не свидетельствует о незаконности решения суда.
Суд не вправе подменять деятельность органов
законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение
закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей,
самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а
также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и судов общей юрисдикции (ст.ст.10,
11
и 118
Конституции Российской Федерации).
Вопреки
доводам апелляционной жалобы и
апелляционного представления суд первой инстанции всем имеющимся в деле
доказательствам дал надлежащую правовую
оценку по правилам ст.84
Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Принятое по делу решение является правильным.
Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу представителя Семенович Андрея Жанровича - Кучембаева
Алмаза Наземетдиновича, апелляционное представление прокурора Ленинского района
города Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 14.03.2024.