Судебный акт
О ликвидации региональной общественной организации
Документ от 06.03.2024, опубликован на сайте 12.03.2024 под номером 111450, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-110/2024

73OS0000-01-2024-000039-56

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

6 марта 2024 года                                                                                г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре  Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о ликвидации Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья»,

 

у с т а н о в и л :

 

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление) *** года принято решение о государственной регистрации Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья». Запись о регистрации указанной региональной общественной организации внесена в ЕГРЮЛ *** года за основным государственным регистрационным номером ***.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 21 декабря 2023 года лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья», является  председатель правления  – ***, сведения о котором были внесены в ЕГРЮЛ *** года.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья» (далее также региональная общественная организация) о её ликвидации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В   нарушение   статьи   5   Федерального   закона   от   8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» региональная общественная организация не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в течение 14 дней со дня таких изменений, в соответствии с приказом ФНС России от 31 августа 2020 года №ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» по форме № Р13014, относительно изменения сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации.

В 2022 и 2023 годах Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области было лишено возможности провести контрольные мероприятия в отношении  региональной общественной организации в связи с вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области 23 октября 2023 года направило в адрес региональной общественной организации  информационное письмо о необходимости устранения нарушений законодательства в срок до 20 декабря 2023 года. Однако до настоящего времени нарушение устранено не было. Связь Управления с председателем правления отсутствует. Почтовая корреспонденция, направляемая по адресу регистрации некоммерческой организации, возвращается по истечении срока её хранения в отделении связи.

Кроме того,  региональная общественная организация  не исполнила предусмотренную абзацем первым пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абзацем девятым статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2021 и 2022 годы.

В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не опубликовала отчет об использовании своего имущества и не обеспечила доступность ознакомления с указанным отчетом за 2021 и 2022 годы.

В нарушение требований абзаца четвертого части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» региональная общественная организация не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр  юридических лиц, за 2021 и 2022 годы.

До настоящего времени выявленные нарушения законодательства РФ региональной общественной организацией не устранены.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Шагаров Е.Н., Теллина А.Р., Акашин А.С.

В судебном заседании представитель административного истца Бахматова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

На официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» заблаговременно размещено извещение о месте и времени судебного разбирательства. 

Представитель заинтересованного лица - УФНС по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал об отсутствии у организации задолженности по налогам и сборам. 

Шагаров Е.Н., Теллина А.Р., Акашин А.С. в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Бахматовой Н.А., исследовав материалы дела, материалы регистрационного и контрольного дела в отношении Ульяновской региональной общественной организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья», суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 1.2 статьи 18  Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»,  уполномоченным органом или его территориальным органом.

В соответствии с абзацем 6 статьи 44  Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ  «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации регионального общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и функции по федеральному государственному надзору за их деятельностью.

Из пункта 5 указанного Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации следует, что Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктами 63, 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерство юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, Управление принимает решение о государственной регистрации, в том числе, региональных общественных объединений, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям.

Конституция  Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 стати 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно п. 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно абзацу 9 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений.

В пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности, предусмотрено предоставление сведений  относительно изменения сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 18 октября 2023 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области из УФНС России по Ульяновской области поступила информация, согласно которой  установлено, что региональная общественная организация  не располагается по адресу: ***, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Данная информация объективно подтверждается представленным суду протоколом осмотра объекта недвижимости от 29 сентября 2023 года.

23 октября 2023 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области направило в адрес региональной общественной организации информационное письмо о необходимости предоставления в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в срок до 20 декабря 2023 года заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице в части сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации. Данное письмо возвратилось за истечением срока хранения. 

До настоящего времени данное нарушение региональной общественной организацией не устранено.

В соответствии с абзацем вторым пункта  3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Абзацами третьим пункта 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена обязанность общественного объединения: 

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение вышеприведенных норм законодательства региональной общественной организацией не были представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр  юридических лиц, за 2021 и 2022 годы.

Также организацией не была исполнена обязанность:

-   по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный органа, за 2021 и 2022 годы;

- по опубликованию отчета об использовании своего имущества либо обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом за 2021 и 2022 годы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Учитывая неисполнение Ульяновской региональной общественной организацией «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья» возложенных на неё действующим законодательством обязанностей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о ликвидации указанной общественной организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать Ульяновскую региональную общественную организации «Развитие традиционной исторической воинской  культуры народов Поволжья» (основной государственный регистрационный номер ***) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова