Судебный акт
Оспаривание бездействия Мисоцразвития по нереализации ИПРА
Документ от 27.02.2024, опубликован на сайте 12.03.2024 под номером 111371, 2-я гражданская, о признании бездействия по координации и контролю исполнения реабилитации незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-004851-76

Судья Сизов И.А.                                                                           Дело №33а-945/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     27 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ильиной Екатерины Николаевны, Ильина Николая Александровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 ноября 2023 года, по делу №2а-4631/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Ильиной Екатерины Николаевны к Министерству социального развития Ульяновской области о признании бездействия незаконным - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Ильина Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства социального развития Ульяновской области – Гнусаревой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Ильина Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития Ульяновской области (далее также Министерство) о признании бездействия незаконным.

В обоснование административных исковых требований указала, что в отношении Ильиной Е.Н. специалистами ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** (ИПРА) №*** от 03.08.2021. До настоящего времени ИПРА не исполняется, в ИПРА не указаны учреждения всех форм собственности, имеющие допуск на работу с лицами, ***.

Ильина Е.Н. просила суд признать незаконным бездействие Министерства социального развития Ульяновской области ввиду отсутствия координации и контроля исполнения ИПРА №*** от 03.08.2021.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», Министерство здравоохранения Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Многопрофильный центр реабилитации и активного долголетия «Подсолнух» в г.Ульяновске», Ильин Н.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ильин Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Полагает, что ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» является исполнителем социальных, а не реабилитационных услуг. Визиты Ильиной Е.Н. и Ильина Н.А. в указанное учреждение преследовали цель изучение возможностей по оказанию социальных услуг. По мнению заинтересованного лица, передача выписок ИПРА в реабилитационный центр является незаконной, доступа к материалам ГКУЗ «УОКПБ им.В.А.Копосова» реабилитационный центр не имеет. Считает, что межведомственное взаимодействие по реализации мероприятий ИПРА, на которое в решении ссылается суд, фактически не реализуется. Просит вынести частное определение в адрес ответчиков.

В апелляционной жалобе Ильина Е.Н. просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Утверждает, что судом не исследован вопрос о дате получения административным ответчиком выписки из ИПРА и о причинах ее поступления в ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» спустя 2 года (04.07.2023). Относит ИПРА к видам психиатрической помощи, которую ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» не оказывает. Считает, что Министерством не представлено документальных доказательств  исполнения, контроля и координации ИПРА. Полагает, что к участию в деле должен быть привлечен прокурор.

В возражениях на апелляционную жалобу Ильиной Е.Н. ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» не находит оснований для ее удовлетворения.

В возражениях на апелляционные жалобы Ильиной Е.Н. и Ильина Н.А.  Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции иные лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ  гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22            КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

При этом, на административного истца  процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст.226,       ст.62 КАС РФ).

Согласно ст.10 Федерального закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 13.06.2017 №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».

Выписки Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» формируются в автоматическом режиме и направляются:

б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, помещенного под надзор в медицинскую организацию;

г) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Таким образом, в рамках Федерального закона №181-ФЗ инвалиду обеспечивается восстановительная реабилитация, при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности. В индивидуальной программе реабилитации инвалида указываются реабилитационные меры, сроки проведения этих мероприятий и их исполнители, которыми могут быть либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ильина Е.Н. является *** бессрочно, ***

Решением врачебной комиссии ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» №4528 от 29.06.2021 Ильина Е.Н. направлена на медико-социальную экспертизу с целью разработки ИПРА. В направлении выставлен диагноз: ***. Рекомендованы следующие мероприятия по медицинской реабилитации: ***

ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработана ИПРА *** №*** от 03.08.2021, в которой установлена нуждаемость Ильиной Е.Н. в ***.

Решением врачебной комиссии лечебного учреждения №4528 от 29.06.2021 Ильиной Е.Н. рекомендованы мероприятия по медицинской реабилитации: ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/564-П утверждено Положение о Министерстве социального развития Ульяновской области.

Полномочия Министерства социального развития Ульяновской области в области социальной поддержки населения определены в пункте 2.2.4 Положения.

Согласно пп.16 п. 2.2.4 Положения Министерство социального развития Ульяновской области в пределах своей компетенции контролирует и координирует мероприятия по реализации индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида).

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Ульяновской области, в том числе настоящим Положением (п.1.3 Положения)

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство (далее - учреждения социальной сферы) (п.1.4 Положения).

В Положении о Министерстве перечислены общие полномочия Министерства в области социальной поддержки населения.

В целях организации межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов на территории Ульяновской области в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов, в том числе по оказанию услуг ранней помощи детям целевой группы, а также сопровождения их семей на территории Ульяновской области межведомственным приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области №96-п, Минздрава Ульяновской области №105-п, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области №26, Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области №26, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области №13, Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области №18-п от 08.10.2020 утвержден Регламент межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов на территории Ульяновской области.

Данным Регламентом подробно урегулированы полномочия Министерства по вопросу реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.

Пунктом 3.1.1 Регламента определено, что Министерство организует и координирует деятельность учреждений социального обслуживания и органов социальной защиты по следующим направлениям: взаимодействие учреждений социального обслуживания и социальной защиты с организациями, предоставляющими услуги инвалидам, детям-инвалидам и их семьям, по разработке и реализации индивидуальной программы (плана) оказания комплексной помощи и сопровождения получателей услуг.

Решением Ульяновского областного суда от 30.05.2023 по делу                          №3а-107/2023, с которым согласился четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, отказано в удовлетворении административного иска Ильиной Е.Н. об оспаривании вышеуказанных Положения о министерстве социальной развития Ульяновкой области и Регламента межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий ИПРА.

Областное государственное казённое учреждением социального обслуживания «Многопрофильный центр реабилитации и активного долголетия «Подсолнух» в г. Ульяновске» (ОГКУ СО МЦР «Подсолнух») учреждение оказывает социальные и реабилитационные услуги, что не оспаривалось            Ильиным Н.А. при рассмотрения дела в суде первой инстанции.

ИПРА Ильиной Е.Н. поступила в учреждение 04.07.2023. В рамках ее исполнения в учреждении предусмотрены консультативно­-диагностические услуги, с целью разработки реабилитационных мероприятий, согласования запроса клиентов и возможностей реабилитации учреждения.

В связи с получением ИПРА Ильиной Е.Н. директор центра встретилась с отцом Ильиной Е.Н. - Ильиным Н.А. В ходе встречи, была предложена адаптационная программа встреч на июль 2023 года, по итогам которой              Ильина Е.Н. будет зачислена на социальную реабилитацию с заключением договора на оказание реабилитационных услуг, а именно: участие в              театрально-музыкальной деятельности, изобразительной деятельности, группе общения, в занятиях адаптивной физкультурой в зале и бассейне, гончарной мастерской, психологическое консультирование.

04.07.2023 на встрече директора ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» и Ильина Н.А. (отец Ильиной Е.Н.) были обсуждены реабилитационные мероприятия.

Специалист центра по социальной работе предложила семье Ильиных ознакомиться с договором на оказание реабилитационных услуг Ильиной Е.Н. и заключить его на период с сентября 2023 года по июль 2024 года, претензий по содержанию договора предъявлено не было, вопросов по его форме и объему реабилитационных услуг, оказываемых в рамках данного договора, администрации центра от семьи Ильных не поступало.

Ильин Н.А. неоднократно направлял в Правительство Ульяновкой области обращения по вопросу исполнения ИПРА его дочери Ильиной Е.Н. Данные обращения были рассмотрены Министерством в пределах своей компетенции и на них даны ответы в установленные законом сроки и порядке.

Решением Ленинского районного суда от 22.04.2022 по делу №2а1962/2022, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении административного искового заявления Ильиной Е.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности приступить к исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида отказано.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков незаконного бездействия, в связи с чем, в удовлетворении административного иска Ильиной Е.Н. отказал.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, реабилитационные услуги, не включенные в Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, являются дополнительной мерой социальной поддержки в Российской Федерации и на безвозмездной основе предоставляются инвалидам, по месту их жительства на заявительной основе.

До настоящего времени намерения о заключении договора об оказании Ильиной Е.Н. реабилитационных услуг не высказала, документы необходимые для его заключения не предоставила.

Между тем, вопреки доводам апелляционных жалоб, согласно Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 06.08.2015 №385-П, который устанавливает наименования и стандарты социальных услуг, правила предоставления социальных услуг, перечень документов, необходимых для получения социальных услуг, а также требования к деятельности поставщиков социальных услуг, гражданин считается получателем социальных услуг с момента заключения договора о социальном обслуживании на дому.

Следовательно, как правильно констатировано районным судом, нарушения прав административного истца действиями (бездействием) административного ответчика не было допущено.

Как верно указано судом, что при несогласии административного истца с ИПРА в какой-либо части, в соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (приказ Минтруда России от 26.06.2023 №545н) при необходимости внесения изменений в ИПРА оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА.

При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Вопреки доводам Ильиной Е.Н., участие прокурора по рассмотренному делу не является обязательным.

Оснований для вынесения частного определения в адрес должностных лиц Министерства, о чем просит заявитель жалобы, судебная коллегия не усматривает. Кроме того, вынесение частного определения является правом, но не обязанностью суда.

В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 ноября 2023 года, оставить без изменения, а апелляционные жалобы Ильиной Екатерины Николаевны, Ильина Николая Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.03.2024