У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2023-003052-84
Судья Тудиярова С.В.
Дело № 33а-951/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 27 февраля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от
18 октября 2023 года, с учетом определения того же суда от 9 января 2024
года об исправлении описки, по делу №2а-2382/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Мелекесского района в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области по не
проведению обследования объектов, не разработке паспортов транспортной
безопасности шести объектов транспортной инфраструктуры (мостовое сооружение):
по ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Советская в с.Старая Сахча, по
ул.Октябрьская в с.Ерыклинск, по ул.Труда в с.Степная Васильевка, по ул.Степная
в с.Филипповка, по ул.Заречная в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской
области.
Обязать администрацию МО «Мелекесский район»
Ульяновской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в
законную силу провести обследование объектов и разработать паспорта
транспортной безопасности шести объектов транспортной инфраструктуры (мостовое
сооружение): по ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Советская в с.Старая Сахча, по
ул.Октябрьская в с.Ерыклинск, по ул.Труда в с.Степная Васильевка, по ул.Степная
в с.Филипповка, по ул.Заречная в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской
области и направить паспорта обеспечения безопасности в Федеральное дорожное
агентство.
В удовлетворении
остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад председательствующего
судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор
Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым
заявлением к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о признании
бездействия незаконным, понуждении к проведению оценки уязвимостями
(обследование и категорирование), разработке паспортов обеспечения транспортной
безопасности или планов обеспечения безопасности, совершению определенных
действий.
В обоснование требований
указано, что прокуратурой Мелекесского района проведена проверка
антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой
установлено, что в собственности МО «Мелекесский район»
находятся 6 объектов транспортной инфраструктуры (мостовое сооружение): по
ул.Подгорная в с.Аппаково (протяженностью 1,30 км), по ул.Советская в с.Старая
Сахча (протяженностью 1,90 км); по ул.Октябрьская в с.Ерыклинск (протяженностью
3,00 км); по ул.Труда в с.Степная Васильевка (протяженностью 1,66 км); по
ул.Степная в с.Филипповка (протяженностью 1,10 км); по ул.Заречная в с.Моисеевка
(протяженностью 1,90 км).
Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни
безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры
дорожного хозяйства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №
2201.
Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни
безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не
подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства РФ от
10.12.2020 № 2070, действуют с 14.06.2021 по 14.06.2027. Приказом Министерства
транспорта РФ от 28.08.2020 №331 определены объекты транспортной
инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта.
В нарушение
указанных норм должностными лицами администрации МО «Мелекесский район» обследование
(оценка уязвимости) 6 объектов транспортной инфраструктуры не проведено, вопрос
о необходимости категорирования не ставился, паспорта обеспечения транспортной
безопасности или планы безопасности не разработаны и не направлены на
утверждение в Федеральное дорожное агентство, а также не согласован вопрос о
том, подлежат ли указанные объекты категорированию.
В связи с
выявленными нарушениями законодательства 29.05.2023 Главе администрации МО
«Мелекесский район» внесено представление об устранении нарушений федерального
законодательства, которое рассмотрено, но нарушения не устранены в полном
объеме.
Прокурор просил
признать незаконным бездействие администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской
области по не проведению оценки уязвимости (обследованию и категорированию), не
разработке паспортов транспортной безопасности или планов обеспечения
безопасности 6 объектов транспортной инфраструктуры (мостовое сооружение): по
ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Советская в с.Старая Сахча; по ул.Октябрьская в
с.Ерыклинск; по ул.Труда в с.Степная Васильевка; по ул.Степная в с.Филипповка;
по ул.Заречная в с.Моисеевка;
обязать
администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 31.12.2023
провести оценку уязвимости (обследование и категорирование), разработать
паспорта обеспечения транспортной безопасности или планы обеспечения
безопасности 6 объектов транспортной инфраструктуры (мостовое сооружение): по
ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Советская в с.Старая Сахча; по ул.Октябрьская
в с.Ерыклинск; по ул.Труда в с.Степная Васильевка; по ул.Степная в
с.Филипповка; по ул.Заречная в с.Моисеевка;
обязать
администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области направить паспорта
обеспечения транспортной безопасности или планы обеспечения безопасности 6 объектов
транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Управление жилищно-коммунальным
хозяйством Мелекесского района», комитет по управлению муниципальным имуществом
и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить либо изменить в части срока на его исполнение. В обоснование
жалобы указывает, что 23.06.2023 МКУ «Управление жилищно-коммунальным
хозяйством Мелекесского района» заключен договор на выполнение работ по паспортизации
мостовых сооружений, находящихся на территории МО «Мелекесский район»
Ульяновской области. На все 6 объектов, указанных в административном иске
прокурора, разработаны паспорта объектов. Просит учесть, что данные мостовые
сооружения не подлежат категорированию, поскольку один из них имеет протяженность менее 25 м, еще один
является пешеходным мостом, четыре остальных мостовых сооружения имеют объезд.
Отмечает, муниципальная программа «Развитие транспортной системы на территории
МО «Мелекесский район» на 2023 год была сформирована в конце 2022 года. На
мероприятия по паспортизации, проектирования, реконструкции, капитального
ремонта автомобильных дорог общего пользования был установлен лимит в 300 000 руб. При формировании
бюджета на 2024 год лимиты могут быть перераспределены. Обращает внимание, что
процедура разработки паспорта транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры является длительной, поэтапной и требующей финансирования, в
связи с чем с учетом запланированных мероприятий реальный срок исполнения
решения суда – до 31.12.2024.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не
явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений статьи 150, части 6 статьи 226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
Согласно части 1 статьи
39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор
вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требований статьи 3
Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму»
противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и
органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по
предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению
причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика терроризма).
В соответствии с пунктом 10
статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее
– Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - состояние
защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от
актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Согласно статье 4
Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на
субъекты транспортной инфраструктуры.
Статьей 9
Закона о транспортной безопасности определено, что субъекты транспортной
инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего
категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают
соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта
транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности
транспортного средства (часть 1.1);
паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной
инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности
транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной
инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих
требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной
инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам
транспорта (часть 1.3); два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения
транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или)
транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются
субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области
обеспечения транспортной безопасности (часть 1.4).
Требования по обеспечению транспортной
безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности
объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов
транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию,
утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2070 и вступили в силу
14.06.2021.
Судом установлено и
из материалов дела следует, что 6 объектов транспортной инфраструктуры
(мостовое сооружение): по ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Советская в с.Старая
Сахча, по ул.Октябрьская в с.Ерыклинск, по ул.Труда в с.Степная Васильевка, по
ул.Степная в с.Филипповка, по ул.Заречная в с.Моисеевка Мелекесского района
Ульяновской области являются собственностью муниципального образования
«Мелекесский район» и внесены в реестр муниципального имущества (л.д.15-17).
В соответствии с
постановлением администрации муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области №1010 от 24.06.2023 «О передаче муниципального имущества в
оперативное управление МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством
Мелекесского района» в оперативное управление МКУ «УЖКХ Мелекесского района»
передано недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему
постановлению. Согласно данному приложению переданы внутрипоселковые
автомобильные дороги и мостовые сооружения по ул.Подгорная в с.Аппаково, по
ул.Советская в с.Старая Сахча, по ул.Октябрьская в с.Ерыклинск, по ул.Труда в
с.Степная Васильевка, по ул.Степная в с.Филипповка, по ул.Заречная в
с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области (л.д.74 -75).
29.05.2023
прокуратурой Мелекесского района Главе администрации МО «Мелекесский район» было внесено
представление об устранении нарушений закона (л.д.8), согласно которому в
отношении указанных объектов оценка их
уязвимости или обследование и категорирование не проводились, что препятствует
обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности мостовых сооружений
(л.д.8).
Из ответа администрации
МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 04.07.2023 следует, что между МКУ
«УЖКХ Мелекесского района» и ООО «Центр дорожного проектирования» заключен
договор от 23.06.2023 о выполнении работ по паспортизации мостов и мостовых
сооружений, находящихся на территории муниципального образования «Мелекесский
район». После разработки паспортов мостов и мостовых сооружений, информация
будет направлена в Федеральное дорожное агентство для внесения в реестр
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (л.д.9).
В материалы дела представлен указанный договор (л.д.9 оборотная сторона
– л.д.13, 81-89).
На все 6 объектов разработаны паспорта объектов. Из
технических паспортов следует, что протяженность мостового сооружения,
расположенного на участке автомобильной дороги по ул.Советская с.Старая Сахча
составляет 24,1 м; мостовое сооружение на участке автомобильной дороги по
ул.Труда в с.Степная Васильевка является пешеходным мостом, протяженностью
85,30 м; мост по ул.Подгорная с.Аппаково составляет 34,48 м; на участке
автомобильной дороги по ул.Октябрьская в с.Ерыклинск протяженность моста
составляет 37,17 м; на участке автомобильной дороги по ул.Степная в с.Филипповка
мост протяженностью 42,15м; мостовое сооружение, расположенное на участке автомобильной
дороги по ул.Заречная в с.Моисеевка имеет протяженность 34,07 м.
Мостовые сооружения
по ул.Подгорная в с.Аппаково, по ул.Октябрьская в с.Ерыклинск, по ул.Степная в
с.Филипповка, по ул.Заречная в с.Моисеевка Мелекесского района Ульяновской области
имеют объезд, что подтверждается схемой (л.д.76-79).
28.09.2023 МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством
Мелекесского района» сведения для проведения категорирования ОТИ вышеуказанных
мостовых сооружений направлены в Управление транспортной безопасности
Федерального дорожного агентства (форма для категорирования, акты осмотров
мостов, паспорта объектов, схемы объездов).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.12.2020 № 2201
утверждены Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни
безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры
дорожного хозяйства (далее - Требования).
Подпунктом 7
пункта 7 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях
обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры
возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности.
Суд, установив, что паспорта обеспечения
транспортной безопасности в отношении вышеуказанных объектов до настоящего
времени не разработаны, не утверждены и не направлены в компетентный орган в
области обеспечения транспортной безопасности, признал требования обоснованными
и удовлетворил иск.
Судебная коллегия соглашается с такими
выводами суда, исходя из того, что бездействие административного ответчика
влечет нарушение гарантированных прав граждан на устойчивое функционирование
объектов транспортной инфраструктуры, на защиту от актов незаконного
вмешательства.
Проанализировав положения Федерального закона
от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с учетом положений
специального законодательства о противодействии терроризму, судебная коллегия
приходит к выводу, что исполнение требований по обеспечению
антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного
самоуправления.
Одной из основных задач противодействия
терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической
защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе
критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с
массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся мосты и
путепроводы.
Из материалов дела следует, что, несмотря на
выносимые в адрес должностных лиц представления, мероприятия по обеспечению
транспортной безопасности не проведены в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб со ссылкой на
недостаточное финансирование не являются основанием для отказа в иске и отмене
принятого решения. Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом
рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судом ответчику установлен срок для
выполнения вышеуказанных действий, принимая во внимание объем необходимых
работ, организационных мероприятий.
При невозможности исполнить решение суда в
установленный срок по объективным причинам ответчик вправе обратиться с
заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие
доказательства.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы
в решении и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и
обоснованности.
Нарушений норм процессуального права,
являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции,
судом не допущено.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от
18 октября 2023 года, с учетом определения того же суда от 9 января 2024
года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу
администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 01.03.2024.