Судебный акт
Об оспаривании нормативных правовых актов
Документ от 15.02.2024, опубликован на сайте 05.03.2024 под номером 111356, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                          

Дело № 3а-54/2024 (№ 3а-363/2023)

73OS0000-01-2023-000311-97

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 февраля 2024 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Грифон» к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 9675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 9227 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пункта 6279 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

у с т а н о в и л :

 

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2023 год» (далее  приказ № 264-пр).

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2024  год» (далее приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023, 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

ООО «Грифон» (далее также общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими 9675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 9227 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пункта 6279 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2022 – 2024 годы включено  принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***.

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером  *** в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение помещений здания однозначно не позволяют отнести его к административно-деловому или торговому центру.

Фактическое обследование  здания с кадастровым номером  *** с целью определения вида его фактического использования для  включения в перечни  на 2022-2024 годы не производилось.

Представитель административного истца ООО «Грифон» Мосорук В.А. в судебном заседании  настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева И.В. суд в судебном заседании указала, что здание с кадастровым номером *** было включено в перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка – «под административным зданием». Согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в здании расположено ***, что свидетельствует об использовании здания и помещений в нем в целях делового, административного или коммерческого назначения. В ходе рассмотрения дела было проведено фактическое обследование расположенных в здании помещений, по результатам которого комиссией было установлено, что площадь помещений, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и для размещения объекта бытового обслуживания составляет 25,5 % от общей площади здания. Таким образом, здание было включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, правомерно.

Исследовав материалы административного дела,  заключение прокурора  Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований административного истца,  суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2022 год.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 9675  приказа № 214-пр в перечень на  2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 264-пр от 25 ноября 2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 и 2024 годы.

Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер публикации 7301202311290001.

Пунктом 9227 приказа № 264-пр и пунктом 6279 приказа № 278-пр в перечни на 2023 и 2024 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения объекта недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент издания оспариваемых приказов пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П  признано утратившим силу Постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П и утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее - Положение). Указанное постановление вступило  в силу 4 октября 2023 года.

Разделом 2 данного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании. Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Грифон» является с 24 января 2022 года собственником объекта недвижимого имущества – здания  с кадастровым номером ***, площадью 971,3 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Назначение  указанного здания – нежилое  здание

Его наименование – здание.

Данный объект недвижимости расположен на принадлежащем ООО «Грифон» на праве собственности земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 3569 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – под административным зданием.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***  был включен в перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о виде разрешенного использования земельного участка - «под административным зданием».

Однако вышеуказанные наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежавшее административному истцу нежилое здание могло быть включено в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, либо по виду фактического использования предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Фактическое обследование  нежилого здания с кадастровым номером *** уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022-2024 годы не проводилось.

Согласно составленному *** по состоянию на 2 сентября 2002 года техническому паспорту на  объект недвижимого имущества – двухэтажное здание, имеющее наименование ***, расположенное по адресу: *** данный объект недвижимого имущества имеет площадь  971,34  кв.м,  состоит из площади нежилых помещений, которые по назначению имеют следующие наименования: «коридор»,  «лестничная клетка», «туалет», «тамбур», в отношении остальных нежилых помещений, общей площадью 276,74 кв.м содержится указание, что они временно не используются.

ППК «Роскадастр» по запросу суда представлена эта же техническая документация на  нежилое здание с кадастровым номером ***, на основании которой в единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о данном объекте недвижимости,

Таким образом, наименование и назначение помещений  указанного объекта, содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации), не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов.

Отсутствуют основания и для признания спорного объекта недвижимости предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Как было указано выше, обследование нежилых помещений данного здания уполномоченными лицами с целью определения вида фактического их использования  до утверждения оспариваемых приказов не проводилось.

Акт обследования нежилого здания, выполненного в ходе рассмотрения настоящего административного дела, не может являться доказательством вида фактического использования помещений данного здания на даты утверждения оспариваемых приказов.

По фактическому использованию помещений в  данном здании, исходя из представленных  сторонами документов, также не имеется оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым центром.

Так, из указанных документов следует, что помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** сданы обществом с ограниченной ответственностью «Грифон» в аренду следующим юридическим лицам:

- ***  на основании договора №*** аренды  нежилого помещения от ***, площадь аренды нежилых помещений составляет 759,97 кв.м;

- ***  на основании договора *** аренды  нежилого помещения от ***, площадь аренды нежилых помещений составляет 74,7 кв.м.;

При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении *** основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении *** основным видом деятельности общества является деятельность по комплексному обслуживанию помещений. Из Устава данного общества следует, что его  видами деятельности являются:  деятельность по комплексному обслуживанию помещений,  деятельность по обслуживанию зданий и территорий,  уборка территорий, подметание улиц и уборка снега, деятельность по чистке и уборке снега.

Как следует из пояснений представителя административного истца Мосорук В.А., ***  и *** осуществляют  указанные виды деятельности, при этом *** является подрядчиком по отношению к ***. В нежилом здании с кадастровым номером *** находятся сотрудники данных обществ, что объективно подтверждается представленными фотоматериалами помещений данного здания.

Указанные виды деятельности не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ, что также свидетельствует об отсутствии оснований для включения в оспариваемые перечни указанного нежилого здания по виду его фактического использования.

Кроме того, *** являлся до 31 декабря 2022 года на основании договора субаренды *** нежилого помещения от ***, заключенного с ***,  субарендатором  нежилого помещения, общей площадью 5 кв.м. Согласно пояснениям представителя административного истца, он занимался штукатурными работами при производстве ремонта  помещений. Указанный вид деятельности не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ.

Из представленного  договора № *** субаренды нежилого помещения от ***, заключенного ***, усматривается, что последней арендуется помещений, площадью 27,07 кв.м. Из пояснений представителя административного истца, ***  в арендуемом помещении  занимается ногтевым сервисом, то есть оказывает услуги по маникюру, педикюру.

Однако площадь арендуемого помещения, которое предусматривает размещение в нем объекта бытового обслуживания, составляет 2,79% от общей площади объекта недвижимого имущества 971,34 кв.м.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в перечни на 2022, 2023, 2024 годы не имелось.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2022 по 2024 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца в  возмещение   понесенных ими расходов  по  уплате  государственной  пошлины по 13 500 руб. в пользу каждого.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Грифон»  к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9227 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6279 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Грифон» в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 13 500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова