УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-003786-70
Судья Денисова М. А.
Дело 33-382/2024 (33-6254/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Герасимове
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 11 августа 2023 года, с учетом определения от 25 октября 2023
года об исправлении описки, по делу № 2-3714/2023, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской
области удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Шлюгину
Галину Ивановну, ***, техническими средствами реабилитации: ***, в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации № ***1 к протоколу проведения
медико-социальной экспертизы № *** от 14 декабря 2010 г.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Шлюгиной
Галины Ивановны, 7 июня 1958 года рождения, компенсацию морального вреда в
размере 1000 руб.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции является
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Сурского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Шлюгиной Г.И. к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности
обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования были мотивированы тем, что Шлюгина Г.И., *** года рождения,
является инвалидом 3 группы.
Согласно
индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** к протоколу проведения МСЭ
№ *** от 14 декабря 2010 г. Шлюгина Г.И. подлежит обеспечению
техническим средством реабилитации - ***.
Данным техническим средством реабилитации Шлюгина Г.И. до настоящего времени
не обеспечена, чем нарушаются ее права.
В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчика
обязанность обеспечить Шлюгину Г.И. *** и взыскать с ответчика в ее пользу
компенсацию морального вреда в размере 1
000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ФКУ
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований прокурора.
В обоснование доводов жалобы указывает, что государственный
контракт на поставку *** для обеспечения инвалидов в 2023 г. был расторгнут ОСФР
по Ульяновской области. Для обеспечения инвалидов *** ОСФР по Ульяновской
области была размещена конкурентная закупочная процедура, которая не состоялась
по причине отсутствия участников. Полагают, что ОСФР по Ульяновской области
предприняты необходимые и достаточные меры для исполнения обязанностей по
обеспечению Шлюгиной Г.И. данным
техническим средством реабилитации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской
области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР
по Ульяновской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Шлюгина Г.И., *** года рождения, является инвалидом 3
группы.
Согласно индивидуальной
программе реабилитации инвалида № *** к протоколу проведения МСЭ № *** от 14
декабря 2010 г. Шлюгина Г.И. подлежит обеспечению техническим средством
реабилитации - ***.
Ссылаясь на то, что
Шлюгина Г.И. до настоящего
времени не обеспечена указанным техническим средством реабилитации, прокурор
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу
об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ОСФР по
Ульяновской области обязанность по
обеспечению Шлюгиной Г.И. указанным
техническим средством реабилитации и взыскании в ее пользу денежной компенсации
морального вреда.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в
Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических
средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К
техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические
решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения
стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами
реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая
протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду,
глазные протезы и слуховые аппараты).
Пунктом 8
Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжение
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р,
предусмотрены протезы и ортезы.
Во
исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором
пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов
техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а»
пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно
техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления
соответствующего технического средства (изделия).
В
силу абзаца
первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В
соответствии с абзацем
первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление,
указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и
в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением
уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на
получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие
техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного
контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с
заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации,
обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в
которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается
срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия
государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим
средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного
контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения
такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки
соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4
настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось
ответчиком, по заявлению от 20 марта 2023 г. Шлюгина Г.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в
обеспечении ***, однако до настоящего времени указанным техническим средством реабилитации
не обеспечена.
Поскольку
ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по
предоставлению инвалиду средств реабилитации, то выводы суда первой инстанции о
возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Шлюгину Г.И. *** являются законными
и обоснованными.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области обязанности
принимались меры по обеспечению Шлюгиной
Г.И. указанным техническими средствами реабилитации, не могут повлечь
отмены состоявшегося по делу решения, поскольку Шлюгина Г.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в
обеспечении *** и ей не может быть отказано в предоставлении данного
технического средства реабилитации по мотиву отсутствия контрактов на его
поставку.
Сведений
о получении Шлюгиной Г.И.
указанного технического средства реабилитации в материалы дела не представлено.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида
компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение
техническими средствами реабилитации, также основано на нормах закона и
является правильным.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь требованиями статей
150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой
инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца техническим
средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному
выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца
компенсации причиненного морального вреда в разумном размере - 1000 руб.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением
необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные
неимущественные права инвалида.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа 2023 года, с учетом определения от
25 октября 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января
2024 г.