Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 19.02.2024 под номером 111058, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004369-67

Судья Бахарева Н.Н.                                                    Дело № 33-546/2024 (33-6420/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 августа 2023 года по гражданскому делу № 2-4252/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней С*** Е*** С***, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнюю С*** Е*** С*** медицинскими изделиями - *** по рецептам от 19.09.2022 серии 732222 №18441, от 08.10.2022 серии 732222 № 20074, от 09.11.2022 серии 732222 № 22389, от 16.12.2022 серии 732222 № 25226; *** стерилизованных резервуаров, совместимых с помпой инсулиновой «MiniMed», модель ММТ-332А, 3,00 мл по рецептам от 10.01.2023 серии 732322 № 299, от 14.02.2023 серии 732322 № 3270, от 04.03.2023 серии 732322           № 4799, от 15.05.2023 серии 732322 № 10173, от 03.06.2023 серии 732322 № 11707; набором инфузионным стерильным для одноразового использования, совместимым с помпой инсулиновой «MiniMed Sure-Т» длина канюли 6 мм длина катетера 60 см          № 10 по рецептам  от 09.11.2022 серии 732222 № 22388, от 16.12.2022 серии 732222  № 25231, от 10.01.2023 серии 732322 № 187, от 14.02.2023 серии 732322 №3269, от 04.03.2023 серии 732322 № 4800, от 15.05.2015 серии 732322 № 10171, от 03.06.2023 серии  732322 № 11706!%.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** Е*** С*** в лице законного представители Сорокиной Светланы Владимировны компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей.

В остальной части иска о компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., законного представителя несовершеннолетней С*** Е.С. – Сорокиной С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней С*** Е.С., обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетняя С*** Е.С. наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» с диагнозом: ***.

С июня 2014 года С*** Е.С. переведена на ***

Согласно назначениям врача-специалиста С*** Е.С. нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - расходными материалами к ***.

В соответствии с выписным эпикризом 2-го Педиатрического отделения с медицинской реабилитацией ФГБОУ ВО «ПИМУ» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2022 С*** Е.С. рекомендованы ежедневный самоконтроль ***; продолжить *** 1 раз в 4 дня.

Вместе с тем, льготные рецепты на вышеуказанные изделия медицинского назначения для измерения уровня глюкозы в крови аптечным учреждением своевременно не обеспечиваются.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю С*** Е.С. медицинскими изделиями - ***, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** Е.С. в лице законного представителя Сорокиной С.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                     ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерством в рамках конкурсных мероприятий был приобретен соответствующий вариант расходных медицинских изделий, имеющих необходимый сертификат соответствия, отвечающих требованиям к значению показателей, совместимый с ***». Однако, согласно журналу учета отказов от синонимов, истец отказывается от предлагаемых ему в аптечном пункте медицинских изделий. 

Выражает несогласие с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, полагая, что истец не представил исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые являются следствием бездействия Министерства.

Отмечает, что сумма компенсации морального вреда в размере 4000 рублей является необоснованно завышенной.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С*** Е*** С***, *** года рождения, имеет статус ребенок‑*** по заболеванию ***.

Согласно выписному эпикризу отделения дневного стационара ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» С*** Е.С., *** года рождения, проходившей госпитализацию в период с 26.09.2022 по 05.10.2022, рекомендовано продолжить ***, для использования которой необходимы расходные материалы: *** – 15 шт/мес (л.д. 40-41).

Решениями врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» от 16.12.2022, 10.01.2023, 14.02.2023 подтверждена нуждаемость С*** Е.С. в медицинских изделиях - устройстве для *** (л.д. 58, 60,63).

Лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» несовершеннолетней С*** Е.С. были выписаны рецепты на бесплатное получение  медицинских изделий - набора *** (л.д.10-16, 54-72).

В связи с отсутствием в аптечной сети ГУ «Ульяновская государственная аптека» набора стерильных резервуаров, совместимых с помпой ***», С*** Е.С. не была обеспечена данными медицинскими изделиями. От получения имеющихся в наличии расходных материалов к *** модель *** законный представитель несовершеннолетней отказалась (л.д. 31-37).

Ссылаясь на нарушение прав ребенка - ***, страдающего заболеванием ***, по обеспечению необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, определив юридически значимые обстоятельства и подлежащий применению материальный закон, пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований прокурора, действующего в интересах ребенка‑***.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании части 1 статьи 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-***ы в возрасте до 18 лет.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-***.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-***.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406‑р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включены препараты для лечения ***.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. *** *** в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг включены расходные материалы к *** - ***.

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права в их взаимосвязи, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение ребенка-***а, страдающего социально значимым заболеванием, необходимыми медицинскими изделиями, которые   позволяют   осуществлять ***, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить несовершеннолетнюю С*** Е.С. необходимыми медицинскими изделиями в соответствии с выписанными лечащим врачом рецептами.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что законный представитель несовершеннолетней С*** Е.С. отказалась от предлагаемых ей в аптечном пункте аналогов медицинских изделий, не могут являться основанием для отмены постановленного судом решения.

Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 11 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: наименование медицинского изделия; дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; назначение медицинского изделия, установленное производителем; вид медицинского изделия; класс потенциального риска применения медицинского изделия; код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; адрес места производства или изготовления медицинского изделия; сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Согласно информационным письмам ООО «Медтроник» данный производитель медицинских помп не подтверждает их совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в том числе с наборами *** (регистрационное удостоверение № РЗН 2016/3684 от 18.03.2019), от которых отказалась законный представитель несовершеннолетней С*** Е.С.

При использовании ***, компания «Медтроник» не может гарантировать исправность работы ***, а также не несет ответственность за возможные неблагоприятные события, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации неоригинальных расходных материалов.

Таким образом, производитель медицинских помп не подтверждает их совместимость с расходными материалами других производителей.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда являются несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Установив, что в результате бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области несовершеннолетняя С*** Е.С. не была своевременно обеспечена необходимыми ей для полноценной жизни медицинскими изделиями, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации ребенку-*** морального вреда в размере 4000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая характер нравственных страданий, причиненных ребенку-*** нарушением его личных неимущественных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Несогласие заявителя апелляционной жалобы с размером компенсации морального вреда само по себе не является основанием к отмене либо изменению принятого судебного решения, поскольку определение характера и степени причиненного морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная коллегия не усматривает.

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 февраля 2024 года.