Судебный акт
О приведении пешеходной зоны в соответствие с нормативными требованиями
Документ от 09.02.2024, опубликован на сайте 19.02.2024 под номером 111034, 2-я гражданская, о приведении технического состояния дороги в состояние, обеспечивающие безопасное движение пешеходов, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-004500-97

Судья Кузнецова Э.Р.                                         Дело № 33а-439/2024 (33а-6311/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      9 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,  

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26 сентября 2023 года по делу № 2а-3388/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципального имущества дорогу, расположенную по адресу г.Ульяновск, между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20).

Обязать администрацию города Ульяновска провести паспортизацию и категорирование дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20).

Обязать администрацию города Ульяновска привести техническое состояние дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому и МБОУ «Авторский лицей Эдварса №  90» (г. Ульяновск, б-р Новосондецкий, д. 20) в состояние, обеспечивающие безопасное движение транспортных средств, в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТ и СНИП с учетом присвоенной по результатам паспортизации категории дороги.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., поддержавшей заявление прокурора о частичном отказе от административного иска, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности привести техническое состояние дороги (пешеходного пространства) в соответствие с требованиями технических регламентов, ГОСТ, СНИП, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации города Ульяновска выявлено уклонение от реализации полномочий по содержанию дорог.

В нарушение действующих технических норм в отношении дороги (пешеходного пространства), расположенной между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90», расположенным по адресу: г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20, дорожная деятельность не осуществляется, ремонт и содержание дороги администрацией города Ульяновска не организованы.

По данному факту 13.07.2023 прокуратурой района внесено представление главе города Ульяновска. Вместе с тем до настоящего времени меры по приведению дороги в нормативное состояние не приняты.

29.08.2023 по результатам проведенного прокуратурой района обследования участка дороги (пешеходного пространства) по указанному адресу установлено наличие многочисленных дефектов (разрушение) покрытия.

Прокурор просил обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципального имущества дорогу, расположенную между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г. Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20); обязать администрацию города Ульяновска провести паспортизацию и категорирование указанной дороги; привести дорогу в техническое состояние, обеспечивающие безопасное движение транспортных средств, в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТ и СНИП, с учетом присвоенной по результатам паспортизации категории дороги.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МБУ «Дорремстрой», УМВД России по Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений, администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска финансированием не обеспечены. Направление средств бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным законом, является нецелевым использованием бюджетных средств. Обращает внимание на то, что спорная дорога является пешеходной зоной и не подлежит паспортизации.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заявление прокурора о частичном отказе от административного иска, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В суд апелляционной инстанции от прокурора Заволжского района г.Ульяновска поступило заявление о частичном отказе от требований о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по проведению паспортизации и категорирования дороги, расположенной между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20). Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны и понятны.

Заявление о частичном отказе от административного иска приобщено к материалам дела.

В соответствии с ч.2 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно положениям ч.1 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец после принятия апелляционной жалобы вправе отказаться от административного иска, подав в суд заявление в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч.2 ст.304 КАС РФ).

Принимая во внимание, что отказ от административного иска заявлен прокурором в письменной форме, является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска заявителю понятны, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора от административного иска в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по паспортизации и категорированию дороги, что служит основанием для отмены решения суда в данной части и прекращению производства по делу в данной части.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в остальной части судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Как установлено по делу, по результатам проведенной прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки соблюдения администрацией муниципального образования «город Ульяновск» законодательства о дорожной деятельности установлено ненадлежащее состояние дорожного покрытия на участке пешеходной дороги между многоквартирным домом №22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20).

Выявленные нарушения норм действующего законодательства явились основанием для принятия мер прокурорского реагирования в виде внесения главе города Ульяновска представления от 13.07.2023 №07-01-2023/1229-23-20730003 об устранении нарушений законодательства.

В суд апелляционной инстанции администрацией города Ульяновска представлен акт осмотра указанного участка дороги от 30.05.2023, составленный комиссией специалистов управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, согласно которому тротуар для движения пешеходов, расположенный между многоквартирным домом №22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г.Ульяновск, б-р Новосондецкий, д.20), отделен от указанных объектов газоном, имеет протяженность 120 м, ширину 6,5 м, асфальтобетонное покрытие, 80 м которого имеет значительный износ (выкрашивание, выбоины, трещины, сдвиги, волны). Также представлены фотоматериалы, свидетельствующие о ненадлежащем состоянии асфальтобетонного покрытия данной пешеходной зоны.

Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 06.02.2024 (вх. № П-1449/4пр.) названная пешеходная зона расположена в кадастровом квартале 73:24:021009 между земельными участками с кадастровыми номерами 73:24:021009:49 (бульвар Новосондецкий, 22) и 73:24:021009:103 (бульвар Новосондецкий, 20).

Расположение спорного земельного участка по указанному адресу подтверждается представленными Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска фрагментами Генерального плана города Ульяновска, карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования «города Ульяновск».

По сведениям, представленным Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска территория между многоквартирным домом №22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г.Ульяновск, б-р Новосондецкий, д.20) является пешеходной зоной, организация движения на которой регулируется дорожными знаками 5.33 и 5.34. В подтверждение данного обстоятельства представлена схема установки ТСОДД на бульваре Новосондецком, 22, утвержденная Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска от 17.01.2020.

Приведенные выше, представленные в суд апелляционной инстанции административным ответчиком и заинтересованными лицами сведения, судебная коллегия принимает в качестве доказательств по делу в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку они имеют существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований.

Принимая во внимание, что спорная пешеходная зона находится за пределами границ земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом по бульвару Новосондецкий, 22 и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» по бульвару Новосондецкий, д. 20, а также установив неудовлетворительное состояние пешеходной зоны (наличие многочисленных дефектов покрытия), суд первой инстанции на основании положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр), пришел к верному выводу о наличии у администрации города Ульяновска, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, уполномоченного в силу закона на решение вопросов местного значения городского поселения, обязанности по приведению в надлежащее состояние территории названной пешеходной зоны.

В соответствии с Таблицей 11.1а раздела «Транспорт и улично-дорожная сеть» Свода правил 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) в составе улично-дорожной сети выделяются пешеходные улицы и площади -благоустроенные пространства в составе УДС, предназначенные для движения и отдыха пешеходов с обеспечением полной безопасности и высокого комфорта пребывания. Движение всех видов транспорта исключено. Обеспечивается возможность проезда специального транспорта.

Согласно п.3 ст.3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, к вопросам местного значения городского округа относится осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения в области строительства и транспорта относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности (подп. 3, 7 п.6 ст.38 Устава).

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Поскольку согласно приведенным нормам права пешеходная зона относится к улично-дорожной сети города Ульяновска, её содержание в силу положений ст.ст. 14 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» должно осуществляться администрацией города Ульяновска, возложение на административного ответчика обязанности по приведению технического состояния данной пешеходной дороги в соответствие с указанными нормативными требованиями является правомерным.

Принимая во внимание, что пешеходная зона отнесена законом к объектам улично-дорожной, которые должны быть сформированы как объекты недвижимости и поставлены на учет, включены в состав муниципального имущества, суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по включению данного объекта в реестр муниципального имущества.

Учитывая, что назначение спорного объекта улично-дорожной сети, как «пешеходная зона» установлено только при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изложения резолютивной части решения в другой редакции.

На администрацию города Ульяновска подлежит возложить обязанность по включению в реестр муниципального имущества дороги (пешеходной зоны), расположенной между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20), а также приведению технического состояния названной пешеходной зоны в соответствие с приведенными требованиями.

Принимая во внимание, что для исполнения решения суда требуется выделение финансирования, а также выполнение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику срока исполнения решения суда до 01.08.2024.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ прокурора Заволжского района г.Ульяновска от административного иска в части требования об обязании администрации города Ульяновска провести паспортизацию и категорирование дороги.

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26 сентября 2023 года об обязании администрации города Ульяновска провести паспортизацию и категорирование дороги, расположенной между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20) отменить, производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципального имущества дорогу (пешеходную зону), расположенную между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» (г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д. 20).

Обязать администрацию города Ульяновска привести техническое состояние дороги (пешеходной зоны), расположенной между многоквартирным домом № 22 по бульвару Новосондецкому г.Ульяновска и МБОУ «Авторский лицей Эдварса №  90» (г. Ульяновск, б-р Новосондецкий, д. 20) в соответствие с нормативными требованиями.

Установить срок исполнения решения суда до 01.08.2024.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.02.2024.