Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 12.02.2024 под номером 111001, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

УИД 73RS0015-02-2023-000291-63

Судья Костычева Л.И.                                                 Дело № 33-573/2024 (33-6447/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Новоспасского  районного суда Ульяновской области от 20 октября 2023 года с учетом определения того же суда от 25 октября 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-1212/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Алеева Ивана Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете страховой пенсии по старости  удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести перерасчет страховой пенсии Алееву Ивану Анатольевичу с учетом момента его обращения, а именно с 1 июня 2022 года, и справки, выданной  ***, за период с января 1986 года по декабрь 1990 год.  

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580, ИНН/КПП 7325000479/732501001) в доход бюджета муниципального образования «Кузоватовский район» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Алеева И.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алеев И.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что ему назначена страховая пенсия по старости в размере 9588,10 руб.  Ответчиком не учтена представленная справка о его заработной плате за период работы в ***  в период с 01.01.1986 по 31.12.1990, выданная 25.07.2014. Решением ответчика от 29.08.2022 ему было отказано в перерасчете пенсии с учетом данной справки, что является незаконным. Спорная справка о заработной плате имеет печать организации, подпись руководителя предприятия и главного бухгалтера, сведения об указанном периоде работы имеются в трудовой книжке. Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с момента обращения, с учетом справки, выданной ***, взяв период с января 1986 года по декабрь 1990 года.

Определением суда от 20.10.2023 производство по делу прекращено в части первоначально заявленных исковых требований о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы 01.01.1973 по 14.02.1978 в ***.

Рассмотрев исковые требования о перерасчете пенсии по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что истцу было обоснованно отказано в перерасчете пенсии на основании справки от 25.07.2014 в связи с неподтверждением сведений о заработке Алеева И.А. Обращает внимание, что *** было снято с учета в связи с прекращением деятельности 25.07.2015 путем реорганизации в форме слияния. Выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведений о том, что *** являлось правопреемником ***, где Алеев И.А. осуществлял трудовую деятельность в период с января 1986 года по декабрь 1990 года. Данные сведения невозможно подтвердить каким-либо иным способом, так как на архивное хранение документы *** не передавались. Просит учесть, что справка *** от 25.07.2014 № *** представлена Алеевым И.А. в Отделение лишь 31.05.2022, тогда как с заявлением о назначении страховой пенсии по старости он обратился 28.01.2022 и данную справку не представлял. В связи с тем, что *** не исполнило свою обязанность по сдаче документов на архивное хранение, подтвердить достоверность сведений о заработной плате Алеева И.А. за период с января 1986 года по декабрь 1990 года невозможно. Просит учесть, что  среднемесячная заработная плата Алеева И.А. за указанный период времени значительно отличается от среднемесячной зарплаты в РСФСР и РФ. По мнению автора жалобы, справка *** от 25.07.2014 № *** содержит неподтвержденные в установленном пенсионным законодательством Российской Федерации порядке сведения, и, следовательно, недостоверные сведения о заработке Алеева И.А., в связи с чем основания для перерасчета пенсии истца с учетом сведений о заработке по спорной справке отсутствуют. Кроме того, указывает на необоснованное взыскание с ОСФ РФ по Ульяновской области в доход бюджета государственной пошлины.

В возражениях на жалобу Алеев И.А. просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алеев И.А. с 01.02.2022 на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 53).

31.05.2022 Алеев И.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии за периоды до 01.01.2015 за счет изменения суммы расчетного пенсионного капитала в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке (л.д. 71-72).

Для перерасчета пенсии истцом были представлены справка *** № *** от 25.07.2014 о переименовании *** и справка ***» № *** от 25.07.2014 о заработной плате (л.д. 73).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.06.2022 рассмотрение заявления Алеева И.А. о перерасчете пенсии было приостановлено в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 80).

Решением ответчика от 02.06.2022 было постановлено произвести проверку сведений о заработной плате (л.д. 81).

Решением ответчика от 29.08.2022 срок рассмотрения заявления Алеева И.А. был восстановлен (л.д. 81 (оборот)).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 29.08.2022 Алееву И.А. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием архивных документов *** в архивах (л.д. 84).

Полагая отказ в перерасчете пенсии незаконным, Алеев И.А. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Алеева И.А. о перерасчете пенсии на основании справки ***, содержащей сведения о заработке за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, суд первой инстанции исходил из того, что данная справка оформлена надлежащим образом, имеет печать организации и подпись руководителя, согласуется с записями в трудовой книжке истца.

Однако, данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем решение суда в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Частью 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 этой статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального № 400-ФЗ).

Согласно Указанию Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году. Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.

На справках проставляется угловой штамп организации, указывается основание их выдачи. Справки заверяются подписью должностного лица и печатью организации или архива.

В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным в этой статье вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок (подп. 8).

Обращаясь к ответчику и в суд с настоящим иском, Алеев И.А. просил произвести перерасчет его пенсии с учетом сведений о его заработной плате за период с января 1986 года по декабрь 1990 года.

Согласно записям в трудовой книжке Алеева И.А. в указанный период он работал в ***, куда он был принят 04.06.1981 на работу монтажником связи 3 разряда; 01.11.1981 – переведен монтажником связи 4 разряда; 18.11.1986 – переведен монтажником связи – кабельщиком 4 разряда; 12.04.1991 – уволен по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией организации.

Данные записи в трудовой книжке истца заверены печатью указанной организации и подписью должностного лица – Л*** И.К.

Далее в трудовой книжке истца сделаны записи о том, что 13.04.1991 он принят в порядке перевода на должность монтажника связи-кабельщика 4 разряда, 29.08.1991 – уволен за прогулы без уважительных причин по п. 4 ст. 33 (л.д. 7-10).

Таким образом, в *** Алеев И.А. никогда не работал.

В оспариваемой ответчиком справке о заработной плате также не указаны периоды работы истца.

Как указано в справке *** от 25.07.2014 о переименовании данного *** преобразовано в *** 30.12.1971 - приказ Министерства связи СССР. *** переименована в *** 12.12.1990 – приказ № *** Министерства связи СССР. *** переименовано в *** 06.05.193 решением комитета по управлению имуществом *** № *** *** переименовано в *** 13.01.1998 постановлением № *** от 13.01.1998 администрации Ленинского района г.Ульяновска.

Однако, указанные сведения о переименовании ***, где в период 1986-1990 годов работал истец, противоречат записям в трудовой книжке Алеева И.А. о его увольнении в связи с ликвидацией организации.

Согласно архивной справке, представленной по запросу суда апелляционной инстанции муниципальным казенным учреждением «Ульяновский городской архив», постановление главы администрации Ленинского района г. Ульяновска от 13.01.1998 № *** в архив на хранение не поступало, дата документа не соответствует номеру.

Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц также не усматривается, что *** является правопреемником *** (л.д. 29-40).

Материалами дела подтверждено, что документы по личному составу *** на государственное хранение в архив не поступали (л.д. 49, 83).

Изложенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что справка о заработной плате, на основании которой Алеев А.И. просит о перерасчете размера  пенсии, выдана не работодателем истца и не организацией-правопреемником, в связи с чем указание в данной справке на то, что она выдана на основании расчетных ведомостей за 1986-1990 годы нельзя принять во внимание.

Ввиду отсутствия первичных бухгалтерских документов ***, содержащиеся в справке сведения о заработной плате истца проверить невозможно.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет пенсии на основании справки *** от 25.07.2014.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене; по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алеева И.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, указанных в справке, выданной  *** 25.07.2014, отказать.  

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2023 года с учетом определения того же суда от 25 октября 2023 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Алеева Ивана Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, указанных в справке, выданной  *** 25.07.2014, отказать.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.02.2024.