Судебный акт
О назначении пенсии за выслугу лет
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 13.02.2024 под номером 110987, 2-я гражданская, о назначении пенсии за выслугу лет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-02-2023-000243-40

Судья Мельникова О.В.                                           Дело № 33-279/2024(33-6145/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области  на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2023 года, по гражданскому делу № 2-2-224/2023, по которому постановлено:

 

исковое заявление Кувшинникова Александра Федоровича к Министерству социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет,  удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области  назначить Кувшинникову Александру Федоровичу пенсию за выслугу лет с 27.02.2019.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Кувшинникова А.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кувшинников А.Ф. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству социального развития Ульяновской области (далее также – Министерство) о назначении пенсии за выслугу лет.

В обоснование исковых требований указал, что является получателем пенсии по старости. В 2019 году он обратился в Министерство с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет на основании Закона Ульяновской области №179-30 от 09.11.2010. В назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия в трудовой книжке на 09.09.1997 записи об увольнении, т.е. обязательное условие - увольнение с  государственной службы отсутствует.

Отметил, что после переименования *** в 1992 году в ***, запись в его трудовой книжке об увольнении действительно отсутствует. Следующие записи внесены в трудовую книжку в 1999 году, когда он был назначен на должность исполняющего обязанности директора лесхоза, а затем утверждён на должность директора указанного государственного учреждения. В  связи с реорганизациями предприятия, в последующем он замещал государственные должности вплоть до 31.03.2011, когда предприятие было ликвидировано. В действительности увольнение с государственной службы имело место, причина невнесения соответствующей  записи в трудовую книжку ему не известна.

Просил суд  назначить ему пенсию за выслугу лет с момента обращения – с 27.02.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что на момент рассмотрения заявления истец не имел права на назначение пенсии за выслугу лет.

Утверждение истца о том, что трудовые отношения между ним (Кувшинниковым А.Ф.) и *** были прекращены на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ, в связи с упразднением государственного органа, не соответствует действительности. Трудовой договор между *** и Кувшинниковым А.Ф. был расторгнут в связи с ликвидацией предприятия на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (запись в трудовой книжке №29 от 31.03.2011). То есть трудовые отношения были прекращены в соответствии с трудовым законодательством, а не в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе. Следовательно, истец был уволен не с должности государственного гражданского служащего.

Обращает внимание на то, что должность, замещаемая Кувшинниковым А.Ф. до 09.09.1997, была исключена из перечня государственных гражданских должностей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 №981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы». При этом данное обстоятельство не является основанием для увольнения. Кувшинников А.Ф. продолжил работать в той же должности, но уже в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Отмечает, что на дату окончания периода замещения Кувшинниковым А.Ф. должности государственной гражданской службы Ульяновской области у него отсутствуют обязательные условия назначения пенсии за выслугу лет – увольнение с государственной гражданской службы, а также достижение возраста назначения страховой пенсии в соответствии с Законом №400-ФЗ.

В возражениях на апелляционную жалобу Кувшинников А.Ф. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и судом установлено, что Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области №199-р от 04.03.2019 в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области Кувшинникову А.Ф.  отказано в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия права на ее получение (л.д. 129).

Правопреемником данного министерства в настоящее время является Министерство социального развития Ульяновской области.  

Из справки Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 17.08.2023 №73-ИОГВ-10-01/5718 усматривается, что продолжительность государственной службы Ульяновской области в льготном исчислении у Кувшинникова А.Ф. составляет 18 лет 05 месяцев 26 дней. Кувшинников А.Ф. замещал должности государственной гражданской службы: с 11.05.1976 по 20.05.1978 – служба  в  армии (2 года  10 дней),  с 22.07.1981 по 26.09.1981  в *** – помощником лесничего (2 месяца 5 дней); с 09.06.1983 по 16.06.1986 в *** – мастером, лесничим (3 года 8 дней); с 17.06.1986 по 15.10.1992 в *** – главным лесничим (6 лет 3 месяца 29 дней); с  16.10.1992 по 09.09.1997 в *** – главным  лесничим,  и.о. директора (4 года 10  месяцев 24  дня) (л.д. 72). 

В  трудовой книжке серии *** на имя Кувшинникова А.Ф. 15.10.1975 имеются аналогичные  записи о   работе в вышеуказанные  периоды,  однако после  записи от 16.06.1986 о  приеме  истца на  работу  в ***  главным  лесничим,  имеется  запись  от 16.10.1992 о переименовании  предприятия в  ***,  22.04.1999 Кувшинников А.Ф.  назначен  исполняющим  обязанности директора лесхоза; 10.06.1999 утвержден в должности директора ***; 28.04.2005 ***  реорганизован в Федеральное  государственное учреждение (ФГУ) ***; 24.01.2007 ФГУ *** реорганизовано в областное государственное  учреждение (ОГУ) *** 24.01.2007 истец утвержден в должности директора ОГУ *** 31.12.2007 – уволен в порядке перевода в Областное  государственное  унитарное  предприятие (ОГУП) *** 28.12.2007 – назначен на должность директора  ОГУП *** 31.03.2011 трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 14-21).

Полагая, что у него имеется достаточный для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы и он уволен с данной службы по дающему право на пенсионное обеспечение основанию, Кувшинников А.Ф. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд сослался на положения Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО «О  государственном пенсионном  обеспечении государственных  гражданских  служащих Ульяновской области», Перечня государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской  Федерации № 981 от 03.09.1997,  вступившего в силу 09.09.1997, Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 (в редакции от 19.05.2011), Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6 (действовавшего до 10.09.1993), Общих  положений о лесхозах Федеральной  службы лесного хозяйства  России, утвержденных приказом Федеральной службы  лесного хозяйства России от 10.09.1993 № 238 (действовавшего до 24.06.1999), Постановлений Совета Министров СССР от 04.04.1947 № 856 «Вопросы организации Министерства лесного хозяйства СССР» и от 22.03.1950 № 1181 «Об утверждении положения о государственной лесной охране СССР», Совета Министров РСФСР от 14.11.1959 № 1820 «Об улучшении ведения лесного хозяйства в лесах РСФСР» и от 28.12.1961 № 1565 «Об утверждении положений о Главном управлении Лесного хозяйства и охраны леса и управления лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР», и пришел к выводу, что должность государственной гражданской службы главного лесничего *** фактически была упразднена с 09.09.1997, а трудовые отношения между истцом и *** фактически были прекращены на  основании пункта 8.3 части  1  статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (упразднение государственного органа), что исходя из положений части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО «О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских  служащих Ульяновской области» дает истцу право для назначения  пенсии  за  выслугу  лет. 

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться, так как они основаны на неверном применении материального закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Как  следует  из  приложения 2 к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166‑ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной  гражданской  службы,  стаж  муниципальной  службы для назначения пенсии  за  выслугу  лет в 2019  года  должен составлять 16 лет 6 месяцев.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что истец замещал должность приравненную к государственной гражданской службе до 09.09.1997 и то, что у него имеется необходимый стаж государственной гражданской службы в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ, так как данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на верном применении в данной части приведенных в решении норм права. Кроме того, данный вывод не оспаривается ответчиком. 

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом о наличии у истца права на назначение ему пенсии за выслугу лет по законодательству Ульяновской области. 

Согласно части 1 статьи  4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179‑ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» (далее Закон Ульяновской области № 179-ЗО) гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (часть 2 статьи 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179‑ЗО).

Таким образом, исходя из буквального толкования закона, основным условием для назначения указанной пенсии за выслугу лет является увольнение гражданина с государственной гражданской службы (либо приравненной должности) по конкретному основанию, предусмотренному Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Суд пришел к выводу, что истец был фактически уволен  на  основании пункта 8.3 части  1  статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (упразднение  государственного  органа) поскольку должность главного лесничего, ***, государственной гражданской службы фактически была упразднена с 09.09.1997.

Вместе с тем, ни федеральным законодательством о пенсионном обеспечении, ни соответствующим законодательством  Ульяновской области не предусмотрена возможность установления фактической ликвидации (упразднения) государственного органа либо фактического сокращения должности государственной гражданской службы.

При этом, как следует из материалов дела и никем не оспорено, должность главного лесничего ***, которую замещал Кувшинников А.Ф., не была сокращена и он продолжил ее замещать и после 09.09.1997. Также с указанной даты не был ликвидирован (упразднен) и сам ***.

На момент же действительного увольнения истца, его должность уже длительное время не относилась к должностям государственной гражданской службы.

Таким образом, с 09.09.1997 Кувшинников А.Ф. не был уволен, а просто его должность перестала быть приравненной к должности государственной гражданской службы.

Несмотря на это, истец добровольно изъявил желание продолжить работу на указной должности, но уже не как государственный служащий.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Кувшинников А.Ф. не увольнялся с должности государственной гражданской службы, как следствие не приобрел право на пенсию по выслуге лет на основании Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179‑ЗО, следовательно, решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кувшинникова Александра Федоровича к Министерству социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через  Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2024.