У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-005239-76
Судья Грачева Т.Л. Дело №
33а-600/2024 (№ 33а-6475/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
6 февраля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27
сентября 2023 года, с учетом определения того же суда от 2 ноября 2023 года об исправлении
описки, по делу № 2а-4881/2023, по которому постановлено:
административные
требования Хабалаева Сарибека Зурабовича удовлетворить частично.
Признать
постановление Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 52 «Об утверждении
проекта планировки территории *** района муниципального образования «город
Ульяновск», не действующим с 08.07.2009 в части установления границ красной
линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером ***,
расположенному по адресу: город Ульяновск, ***.
Обязать
администрацию города Ульяновска опубликовать сообщение о состоявшемся
решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда законную силу в
газете «Ульяновск сегодня».
В остальной части
административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,
пояснения представителя Хабалаева С.З. -
Кошурова Д.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Хабалаев С.З.
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска об
оспаривании постановления об утверждении проекта планировки территории.
В обоснование
требований указал, что он 11.10.2022 он приобрел земельный участок, площадью
683 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, кадастровый номер: *** и
административное здание, площадью 302,2 кв.м, расположенное по
указанному адресу, кадастровый номер объекта недвижимости***.
Право собственности
на данные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре
недвижимости 13.10.2022. Сведения ЕГРН о наличии ограничении прав и обременения
использования указанных объектов недвижимости отсутствуют.
В ходе обращения в
проектную организацию за разработкой проектной документации для строительства и
реконструкции торгово-офисного здания, кадастровым инженером было сообщено
о том, что по частям указанного здания и земельного участка проходит
красная линия.
В ходе его обращения
в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска был
дан ответ от 25.07.2023 с подтверждением
того, что по земельному участку проходит красная линия, которая
установлена постановлением Главы
города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294.
Указанное
постановление нарушает его права и законные интересы.
Судом к участию в
деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры
и градостроительства администрации города Ульяновска, в качестве
заинтересованных лиц - Управление Росреестра по Ульяновской области, филиал ППК
«Роскадастр» по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить
и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых
требований. В обоснование жалобы
указывают, что оспариваемый в части проект планировки разработан в соответствии
с документом территориального планирования, имеющим большую юридическую силу,
что соответствует требованиям ст.45 Градостроительного кодекса Российской
Федерации. Просит учесть, что утверждение красной линии не отражается на
правовом режиме земельного участка, в связи с чем, административный истец не
лишен прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом в соответствии
с видом его разрешенного использования.
Указывает, что в
обжалуемом решении имеется несоответствие, поскольку в мотивировочной части
решения указано на вывод суда о признании
оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня
вступления решения суда в законную силу, однако в резолютивной части решения
указано о признании постановления недействующим с 08.07.2009.
В судебное
заседание, кроме представителя административного истца, иные лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом установлено,
что административный истец на основании
договора купли-продажи от 11.10.2022
является собственником земельного
участка, площадью 683 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ***,
кадастровый номер: *** и
административного здания, площадью
302,2 кв.м, расположенного по
указанному адресу, кадастровый номер объекта недвижимости: ***.
Право собственности
на данные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре
недвижимости 13.10.2022.
Сведения в ЕГРН о наличии ограничении прав и обременения
использования указанных объектов недвижимости отсутствуют.
В ходе обращения в
проектную организацию за разработкой проектной документации для строительства и
реконструкции торгово - офисного здания от кадастрового инженера истцу стало
известно о том, что по частям указанного здания и земельного участка проходит
красная линия.
Согласно инвентарного дела, на земельном участке
площадью 683 кв.м, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ***, кадастровый
номер: *** расположено строение с
кадастровым номером *** 1957 года
постройки, при этом, назначение постройки с момента
строительства многократно
изменялось, изначально оно использовалось под мастерские, затем
под склады, на момент рассмотрения дела является
административным зданием.
Земельный участок,
находящийся в собственности административного истца поставлен на кадастровый
учет 16.02.2006.
До принятия
оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка по
адресу: г.Ульяновск, ***, и административного здания, расположенного на данном
земельном участке, не проходили по вышеуказанным земельному участку и зданию.
Красная линия, установленная оспариваемым
Постановлением, проходит по земельному участку и принадлежащему истцу
объекту недвижимости.
В ходе
судебного разбирательства данный
факт ответчиком не опровергнут.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении
требований истца о признании не действующим постановления Главы
города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки
территории *** района муниципального образования «город Ульяновск» в части
утверждения красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым
номером: ***, расположенному по адресу: г.Ульяновск, *** и
административному зданию,
расположенному на данном земельном участке.
Согласно п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7
Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», п.п.1,3 ч.3 ст.8, ч.1 ст.24, ч.1 ст.32
Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана
городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам
местного значения городского округа, по которым представительным органом
местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые
акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной
деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ч.4 ст.3 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса
Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту
градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон.
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности
сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и
планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки
территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию
принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне
(подп.1, 4 ч.1 ст.34, ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской
Федерации). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в
пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте
градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков
равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов
капитального строительства (ч.1,3 ст.36 Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для
исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами
и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав
на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в
соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой
территориальной зоны видом разрешенного использования (ч.3 ст.85 Земельного
кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа является
документом территориального планирования муниципального образования, который
утверждается представительным органом местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.18,
ч.1 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп.«б» п.1, п.3 ч.5 ст.23
Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в
составе генерального плана муниципального образования, отображаются
автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание
функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов
федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного
значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов
федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных
объектов местного значения.
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, ст.262 Гражданского кодекса Российской Федерации,
п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых
входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные
участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая
правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках
природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а
также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями
общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы,
автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие,
планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего
пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или)
предназначенных для размещения линейных объектов (п.11 ст.1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта
планировки территории (подп.«а» п.1 ч.3 ст.42 Градостроительного кодекса
Российской Федерации), а также проекта межевания территории (п.2,3 ч.6 ст.43
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект
межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая
подготавливается в целях реализации положений документов территориального
планирования (п.1 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и
утверждается главой местной администрации поселения или главой местной
администрации городского округа (ч.13 ст. 46 Градостроительного кодекса
Российской Федерации).
Согласно инструкции о порядке проектирования
и установления красных линий в городах и других поселениях Российской
Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от
06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98»,
проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе
градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне
зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде
отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся
органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе
1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как
сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до
разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся
систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт
установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на
необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7
и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в
своем определении от 25.02.2016 № 242-О,
разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и
технических характеристик требует разработки специального проекта на основе
генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный
проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с
органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными
службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование
красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с
согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4
Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и
других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России
от 06.04.1998 № 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование
не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными
органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления
данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий
административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в
результате таких действий.
До принятия
оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка,
расположенного по адресу*** и административного
здания не проходили.
В данном случае красная линия установлена без
учета существующего объекта недвижимости –
административного здания, и юридических границ земельного участка.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что установление красной
линии не нарушает прав истца, поскольку не препятствует в использовании земельного участка в
соответствии с видом его разрешенного использования, являются несостоятельными.
Красные линии
в отношении земельного участка,
расположенного по адресу: г.Ульяновск, *** были утверждены без учета
границ земельного участка,
находящегося в собственности у истца, а также
существующего объекта недвижимости – административного здания, чем
нарушены его права. Данное нарушение должно быть устранено.
Кроме того, в
результате отнесения части земельного участка, на котором расположен объект
недвижимости, к землям общего пользования,
собственники лишаются права
распоряжения, владения и пользования этим объектом. Прохождение красной линии
по земельному участку также является
нарушением прав и законных интересов
административного истца, поскольку в чертеже градостроительного плана
земельного участка зона допустимого размещение объекта указана с учетом красной
линии, проходящей по земельному участку.
Вывод суда, изложенный в мотивировочной части
решения, о дате, с которой оспариваемый нормативный акт признается
недействующим соответствует положениям п.1 ч.2
ст.215 Кодекса административного судопроизводства и разъяснениям Пленума Верховного Суда
Российской Федерации, содержащимся в абз.3 п.38
постановления от 25.12.2018 № 50 «О
практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и
актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными
свойствами».
Вместе с тем заслуживают доводы апелляционной жалобы о дате,
указанной в резолютивной части решения, с которой постановление Главы
города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки
территории *** района муниципального образования «город Ульяновск» признается
недействующим.
В связи с чем,
решение суда следует изменить,
изложив 2 абзац резолютивной части решения в следующей редакции: Признать постановление Главы города Ульяновска от
07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории *** района
муниципального образования «город Ульяновск» не действующим со дня вступления
решения в законную силу в части
установления границ красной линии, проходящей по земельном участку с
кадастровым номером ***, расположенному по адресу: город Ульяновск, ***.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2023 года, с учетом определения того же суда
от 2 ноября 2023 года об исправлении описки изменить.
Изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: «Признать постановление Главы города Ульяновска от
07.07.2009 № 5294 «Об
утверждении проекта планировки территории *** района муниципального образования
«город Ульяновск» не действующим со дня вступления решения в законную силу в части установления границ красной линии,
проходящей по земельном участку с кадастровым номером ***, расположенному по
адресу: город Ульяновск, ***».
В остальной части
решение оставить без изменения, апелляционную жалобу
администрации города
Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено в окончательной
форме 09.02.2024.