Судебный акт
Об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 12.02.2024 под номером 110954, 2-я гражданская, об обязании обеспечить средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-003305-04

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-684/2024 (33-6562/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-2545/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Семенкова Данилы Владимировича удовлетворить частично.

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1***) обеспечить С*** Д*** В***, *** г.р. (ИНН ***) *** в количестве 2 шт., *** в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программе реабилитации ***а от 19.03.2020 № 47.172.ФМ/2020.

Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОГРН ***) в пользу  С*** Д*** В***, *** г.р. (ИНН ***) компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в большем размере и к клиентской службе в г. Димитровграде отделения Социального фонда Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

Решение в части понуждения к обеспечению корсетом полужесткой фиксации в количестве 2 шт., аппаратом на голеностопный сустав в количестве 1 шт. подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах несовершеннолетнего  С***а Д.В., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, клиентской службе в г. Димитровграде Отделения социального фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что С*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-***.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ***  47.172.ФМ/2020 от 19.03.2020 С*** Д.В. подлежит обеспечению *** в количестве 2 шт., *** в количестве 1 шт.

До настоящего времени С*** Д.В. указанными техническими  средствами реабилитации не обеспечен.

Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить С*** Д.В. *** в количестве 2 шт., *** в количестве 1 шт., обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению, взыскать с ответчика в пользу С*** Д.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Отделением предпринимались все меры по обеспечению ***а необходимыми техническими средствами реабилитации.

Отмечает, что в случае непредоставления *** или его законному представителю уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации, его право могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации понесенных расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Полагает, что компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена, выплата компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение ***ов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств реабилитации (***ов).

Считает, что доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий ***а в результате действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, выразившихся в несвоевременном обеспечении техническими средствами  реабилитации, не представлено, соответственно основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Указывает, что направление денежных средств социального фонда России в виде компенсации морального вреда будет являться нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Димитровграда Нуретдинова Э.Р. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, С*** Д*** В***, *** года рождения, является ребенком-***.

*** установлена С*** Д.В. на срок до 07.08.2028 (л.д. 10).

Для проведения реабилитационных мероприятий С*** Д.В. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка‑****** (ИПРА) № 47.172.ФМ/2020 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 463.172.ФМ/2020 от 19.03.2020, согласно которой несовершеннолетний ребенок подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: *** (2 шт.), *** (1 шт.) (л.д. 13-19).

По заявлению от 31.05.2023, ребенок-*** указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен, что в свою очередь явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить С*** Д.В. техническими средствами реабилитации: *** (2 шт.), *** (1 шт.), обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению, а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки ***ов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты ***ов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение ***ам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки ***ов является реабилитация *** - система и процесс полного или частичного восстановления способностей *** к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации ***ов, предусматривающее, в том числе использование ***ами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения ***а (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку доказательства надлежащего исполнения возложенных на ответчика обязанностей по обеспечению ребенка-*** необходимыми техническими средствами реабилитации в материалы дела не представлены, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить С*** Д.В. *** (2 шт.), *** (1 шт.), согласно разработанной ФКУ «ГБ МСЭ ФМБА России» индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка‑*** № 47.172.ФМ/2020 от 19.03.2020.

Доводы ответчика о непредоставлении технических средств реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению, поскольку право ребенка-***а на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.

Реализация прав граждан, предоставленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что законный представитель несовершеннолетнего не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации расходов за счет средств Фонда, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу С*** Д.В. компенсации морального вреда основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого решения.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, ***ов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность по компенсации С*** Д.В. морального вреда, определив ее размер в 5000 рублей.

Принимая во внимание возраст С*** Д.В., нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав ребенка-***, гарантированных Конституцией Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная коллегия не усматривает.

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда несовершеннолетнему С*** Д.В. ответчиком не представлено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых технических средств реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права С*** Д.В.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации морального вреда будет являться нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, ссылки на отсутствие причинно-следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

Вместе с тем, в резолютивной части решения суда неверно указано наименование ответчика  -  отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, вместо правильного -  Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, что препятствует исполнению судебного акта.

При таких обстоятельствах, в интересах законности решение суда первой инстанции подлежит изменению в части указания наименования ответчика.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                          от 19 октября 2023 года изменить, указав правильное наименование ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН ***, ИНН ***).

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.