Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 14.02.2024 под номером 110942, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002181-35

Судья Царапкина К.С.                                              Дело № 33-512/2024 (№33-6385/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска                      от 16 мая 2023 года по гражданскому делу № 2-2526/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Рафикова Кямиля Ахметшовича техническими средствами реабилитации: *** (пара) на основании ИПРА № 31.1.73/2023 от 11.01.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Рафикова Кямиля Ахметшовича компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области, действуя в интересах Рафикова К.А., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Рафиков К.А. является ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 11.01.2023 Рафиков К.А. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации – *** (для *** и детей‑***); ***), однако данными техническими средствами реабилитации он до настоящего времени не обеспечен.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Рафикова К.А. указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Рафикова К.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что сформировать направление на изготовление ***) по государственному контракту от 11.11.2022 № 556 и направление на изготовление ***) в рамках государственного контракта от 03.02.2023 № 134 не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Формирование направлений станет возможным в случае отказа получателей, имеющих направления, от получения данных технических средств реабилитации.

Сформировать направление на изготовление чехлов на культю бедра хлопчатобумажных, чехлов на культю бедра шерстяных не представляется возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта на обеспечение указанными техническими средствами реабилитации.

В целях обеспечения Рафикова К.А. данными видами технических средств реабилитации в единой информационной системе в сфере закупок ОСФР по Ульяновской области размещался запрос ценовой информации, на который ценовые предложения не поступали, сформировать начальную (максимальную) цену контракта и разместить конкурентную процедуру не представилось возможным.

Также в жалобе отмечено, что истец устно отказался от получения ***, в том числе при врожденном ***ии, вследствие чего заявка Рафикова К.А. на обеспечение *** закрыта. Иного заявления на обеспечение соответствующими техническими средствами реабилитации не поступало.

Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты достаточные меры к обеспечению истца необходимыми средствами технической реабилитации.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Рафиков К.А., *** года рождения, является ***, ***ь установлена бессрочно, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 11.01.2023 в качестве технических средств реабилитации ему рекомендованы в том числе: *** (для *** и детей-***); ***, в том числе при врожденном недоразвитии; ***)               (л.д. 14-20, 27).

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Рафиков К.А. был обеспечен *** (для *** и детей-***), при этом не обеспечен *** для купания; ***, в том числе при врожденном ***; ***); *** (***).

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения *** положенными ему техническими средствами реабилитации – ***), и, учитывая нарушение прав *** на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых *** за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов *** (кроме ***), *** изделиями (далее - Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения ***а (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технических средств реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств тому, что Рафиков К.А. был обеспечен ***, в том числе при ***) на момент рассмотрения дела, в суд первой инстанции представлено не было, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием для признания выводов суда неправильными и отмены решения не являются.

При этом ссылка ответчика на устный отказ Рафикова К.А. от получения ***, в том числе при ***, судебной коллегией не принимается, поскольку достоверными доказательствами данный факт не подтвержден.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническими средствами реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным. В указной части решение суда ответчиком не обжалуется.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области –                        без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 февраля 2024 года