УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шабинская Е.А. 73RS0001-01-2023-004934-21
Дело № 33-606/2024 (33-6481/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 января 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Воронковой И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3
октября 2023 года по гражданскому делу № 2-4742/2023, по которому
постановлено:
исковые
требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего У*** М*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской
области об обеспечении медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального
вреда удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить У*** М*** А***, ***
года рождения, *** по рецепту от ***.
Взыскать
с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ульянина Михаила
Андреевича в лице его законного представителя Ульяниной Елены Александровны
компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решение в части
обеспечения медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего
У*** М.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании
компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указано, что несовершеннолетний У*** М.А. наблюдается в ГУЗ «Детская городская
больница г. Ульяновска» с диагнозом: ***. Лечащим врачом истцу были выписаны
льготные рецепты от 09.03.2023 на получение ***. До настоящего времени
несовершеннолетний Ульянин М.А. данным медицинским изделием не обеспечен,
вышеуказанные рецепты, находятся на отсроченном обеспечении.
С учетом
изложенного, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить несовершеннолетнего У*** М.А., *** года рождения,
медицинскими изделиями – *** по рецепту от 09.03.2023 серии ***, обратив
решение в данной части к немедленному исполнению, а также взыскать с ответчика
компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение
суда, принять новое решение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства,
указывает, что закупка данного медицинского изделия, который не включен ни в
один льготный перечень, приведет к нарушению бюджетного законодательства и
повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Обращает
внимание, что Министерством с целью обеспечения истца льготными медицинскими
изделиями проводились все необходимые и возможные мероприятия по организации
закупок в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
Кроме того Министерство считает сумму заявленной компенсации в размере
10 000 руб. необоснованно завышенной, поскольку истцом не представлено
доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые
явились следствием бездействия Министерства, а также медицинского обоснования
невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные
сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует
и судом установлено, что Ульянин М.А., *** года рождения, является инвалидом,
категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на сток до 09.11.2034
(л.д. 26).
У*** М.А.
наблюдается в ГУЗ «Детская городская больница г. Ульяновска» с диагнозом: ***.
Лечащим врачом ГУЗ
«Детская городская больница г. Ульяновска» Ульянину М.А. были выписаны
льготные рецепты от 09.03.2023 серии *** на получение ***.
Как следует из
материалов дела, на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском У***
М.А. медицинскими изделиями по указанным рецептам обеспечен не был.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался
на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с
имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное
получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд
первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности бесплатно
обеспечивать его указанными медицинскими изделиями, а также для взыскания с
ответчика компенсации морального вреда.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой
инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального
права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом,
здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от
рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным
правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в
Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан
в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том
числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Медицинскими
изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование,
материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в
сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми
для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное
обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма
человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения,
изменения анатомической структуры или физиологических функций организма,
предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых
не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или
метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут
признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному
назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг
друга (часть 1
статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы
предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан
установлены Федеральным законом
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1
Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг.
В соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора
социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает
перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2
статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех
лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в
возрасте до 18 лет.
Нуждаемость У*** М.А. в применении *** подтверждена льготным рецептом, выписанным лечащим
врачом в установленном законом порядке.
С учетом изложенного вывод о наличии правовых
оснований для обеспечения истца необходимыми ему медицинскими изделиями следует
признать соответствующим нормам Закона
Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и Федерального закона
«О государственной социальной помощи».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том,
что выписанные истцу льготные рецепты противоречат действующему федеральному и
региональному законодательству, отклоняются судебной коллегией, поскольку
выписанные в установленном законом порядке лечащим врачом рецепты обязательны
для исполнения.
Сведений о том, что выписанные У*** М.А.
рецепты, о которых идет речь в исковом заявлении, впоследствии отменялись или
признавались недействительными, материалы дела не содержат.
Разрешая исковые
требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой
инстанции, установив нарушение прав несовершеннолетнего У*** М.А. на
своевременное обеспечение его жизненно необходимыми изделиями медицинского
назначения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1,
2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие
основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда,
если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть
предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области,
выразившееся в не обеспечении Ульянина
М.А. полагающимися
ему медицинскими изделиями,
существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных
особенностей, состояния здоровья истца.
Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации
морального вреда в размере 10 000 руб.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 3 октября 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной
инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 31.01.2024