Судебный акт
Оо обеспечении антитеррористической защищенности
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 07.02.2024 под номером 110854, 2-я гражданская, об обязании обеспечить финансирование исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-004501-94

Судья Кузнецова Э.Р.                                          Дело № 33а-410/2024 (33а-6282/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 сентября 2023 года по делу №2-3387/2023, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность обеспечить финансирование исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 42», а именно, на выполнение работ по устройству периметрального ограждения в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 42» обязанность исполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно по устройству периметрального ограждения в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления финансирования.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 42» (далее – МБОУ СШ №42) об обязании обеспечить финансирование исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, обязании исполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, указав, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки МБОУ СШ №42, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Тельмана, д. 7, выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.

В мае 2023 года проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства границы школы огорожены забором частично, окна школы выходят на неогороженную и незащищенную территорию, на территорию школы осуществляется свободный въезд автотранспортных средств.

Прокурор просил обязать администрацию города Ульяновска обеспечить финансирование исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ СШ №42, а именно: на выполнение работ по устройству периметрального ограждения в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ СШ №42 исполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно: по устройству периметрального ограждения в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Ульяновской области, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

Указывает, что согласно Уставу МБОУ СШ №42 функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска. В соответствии с п. 4.3.12 решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление образования обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений. Кроме того, в соответствии с п. 4.4.3 вышеуказанного решения Ульяновской Городской Думы Управление образования осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Считает администрацию города Ульяновска ненадлежащим ответчиком по делу.

Определением от 12.12.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст. 5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в               п. 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу подп.«а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

В соответствии с Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (письмо Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020) территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.

Как установлено судом, в ходе проведения прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности МБОУ СШ №42, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул.Тельмана, д.7, выявлены нарушения исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, противодействии экстремизму и терроризму в образовательной организации.

В нарушение требований законодательства территория МБОУ СШ №42 огорожена забором частично, окна школы выходят на неогороженную и незащищенную территорию, на территорию школы осуществляется свободный въезд автотранспортных средств.

Согласно Уставу МБОУ СШ №42 учреждение является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для которых оно создано (пункт 1.2).

Учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «города Ульяновск» (пункты 1.3, 1.4).

Финансирование учреждения осуществляется учредителем (пункты 7.9, 7.20).

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В соответствии с подп. 4 п. 6.1 ст. 38 Устава к полномочиям администрации города Ульяновска в области противодействия терроризму относится обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления города Ульяновска; направление предложений по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти Ульяновской области; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства в деятельности образовательного учреждения, суд, руководствуясь приведенными нормами права, правомерно возложил на администрацию муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по выполнению работ по устройству ограждения территории школы в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму, а на образовательное учреждение – обязанность по исполнению данных мероприятий после поступления финансирования, установив для административных ответчиков соответствующие сроки для исполнения данной обязанности.

Изложенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе доводы о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора должно являться Управление образования администрации города Ульяновска, осуществляющее от имени муниципального образования «город Ульяновск» функции учредителя МБОУ СШ №42, а также в соответствии с п.4.3.12 решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», обеспечивающим выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных учреждений, не опровергают правильность выводов суда.

Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 (с учетом изменений, введенных решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2023 № 73) учреждены отраслевые (функциональные) органы администрации города Ульяновска, в числе которых Управление образования (пункт 1.7).

Согласно п.1.1. Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в областях образования, работы с детьми и молодежью.

Пунктом п. 4.3.12 положения предусмотрено, что Управление обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений.

Названный пункт Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска не противоречит установленным судом обстоятельствам и выводам о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о финансировании антитеррористических мероприятий является администрация города Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «г.Ульяновск» полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении муниципального образования «город Ульяновск».

На администрации муниципального образования «города Ульяновск» лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности школы, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше норм права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возложена на данный орган местного самоуправления.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще оценены представленные доказательства, применены нормы права регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.01.2024.