Судебный акт
Ответ БТИГКО
Документ от 26.01.2024, опубликован на сайте 14.02.2024 под номером 110745, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                           Дело № 3а-47/2024

73OS0000-01-2023-000295-48                                                                                 

 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 января 2024 года                                                                       г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ленюского Михаила Ивановича  к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», выраженного в письме,

 

у с т а н о в и л :

 

Ленюский М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» на его заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,  выраженного в письме от 27 ноября 2023 года № ***. Кроме того, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости 3 766 000 руб. по состоянию на 1 января 2022 года.

Требования мотивировал тем, что в период с октября 2019 года по 21 марта 2022 год являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***

10 августа 2020 года в ЕГРН на основании решения Ульяновского областного суда были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 576 630 руб. 09 коп.

Вместе с тем в 2023 году по результатам налоговой проверки ему стало известно, что по состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка составила 10 585 304 руб. 08 коп. При этом в течение 2021 года кадастровая стоимость земельного участка менялась неоднократно: на 1 января 2021 года она была установлена в размере 10 585 304 руб. 8 коп., на 14 января 2021 года – в размере 7 409 712 руб. 85 коп.

По заключению оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года составила 3 766 000 руб. По вопросу установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости он обратился в ОГБУ «БТИГКО». Однако решением учреждения в удовлетворении его заявления было отказано, с чем он не согласен, поскольку вынужден оплачивать налог от завышенной кадастровой стоимости земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ППК «Роскадастр».

В судебном заседании представитель истца – Гражевич Ю.Ю. поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель  ОГБУ «БТИГКО» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что в силу п. 2 ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявления Ленюского М.И. было возвращено правомерно ввиду его подачи по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка земельного участка.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав  доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса   административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному  лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия  к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка  также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной  деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Как следует из материалов дела, в период с 10 октября 2019 года по 21 марта 2022  года Ленюский М.И.  являлся собственником  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***

В рамках тура государственной кадастровой оценки 2020 года кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 10 585 304 руб. 08 коп., утверждена приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 241-пр от 20 октября 2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области». Кадастровая оценка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 29 декабря 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.

13 января 2022 года в ЕГРН в соответствии с актом областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО») об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 24 января 2022 года № *** была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 7 303 859 руб. 82 коп. Дата определения и дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 13 января 2022 года. Кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии со ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке – в связи с внесением в ЕГРН изменений по состоянию на 13 января 2022 года в виде ограничения (обременение санитарно-защитной зоны промышленных предприятий: «Зона ограничения застройки от передающего радиотехнического объекта (телевизионная мачта) с кадастровым номером *** (реестровый номер границы – ***)

По состоянию на 8 февраля 2022 года в связи с изменением площади земельного участка с 2195,1 на 2195 кв. м кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 7 303 527 руб. 08 коп., утверждена актом ОГБУ «ЦГКО» № ***.

В рамках очередного  тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 8 565 008 руб. 50 коп., утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 263-пр.  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 1 января 2023 года.

На основании акта ОГБУ «БТИГКО» № *** от 21 марта 2023 года кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 8 564 618 руб. 31 коп. Дата внесения сведений в ЕГРН - 27 марта 2023года. Дата, по состоянию на которую установлена данная кадастровая стоимость - 1 января 2022 года, дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2022 года и подлежащая применению с 1 января 2023 года, прав истца не нарушает, поскольку с 21 марта 2022 года он не является собственником спорного земельного участка.

В данном случае, истцом оспаривается кадастровая стоимость, которая действовала в период с 1 января 2021 года до 31 декабря 2022 года.

Указанная кадастровая стоимость на настоящий момент является архивной.

21 ноября 2023 года Ленюский М.И. обратился в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке от 2 октября 2023 года, составленный ООО «ЦенСо», согласно которому   рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года составила 3 766 000 руб.

ОГБУ «БТИГКО» письмом от 27 ноября 2023 года возвратило  заявителю  указанное заявление без рассмотрения со ссылкой на его подачу по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка земельного участка и которая указана в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Разрешая требование административного истца  о признании незаконным указанного ответа ОГБУ «БТИГКО», суд руководствуется следующим.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее – переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных  федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется  в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статьи 22 и статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в течение  переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1  Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ до окончания переходного периода осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Если в субъекта Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, то есть после января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 октября 2020 года № 775-П «Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области  положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  - с 1 января 2021 года.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Как следует  из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в бюджетное учреждение в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

В соответствии  с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером ***, начиная с 1 января 2021 года, проводится в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке. Таким образом, рассмотрение вопроса об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости возможно только по правилам Федерального закона № 237-ФЗ.

Ленюский М.И. обратился в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года только 21 ноября 2023 года, то есть  по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом вышеприведенных положений законодательства возвращение ему заявления  без рассмотрения является обоснованным.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконным решения ОГБУ «БТИГКО», выраженного в письме от 27 ноября 2023 года № ***, удовлетворению не подлежит.

Производство по требованиям Ленюского М.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости прекращено определением суда от 26 января 2024 года как не подлежащее рассмотрению в судебном порядке.

Ссылка Ленюского М.И. на решение Ульяновского областного суда от 14 сентября 2020 года (дело № ***) к настоящему спору отношения не имеет. Указанным решением была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года. В указанном процессе Ленюским М.И. оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка, установленная в рамках тура государственной кадастровой оценки 2011 года. При этом кадастровая оценка была проведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Данная кадастровая стоимость действовала до 31 декабря 2020 года.

С 1 января 2021 года кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ульяновской области проводится в соответствии  с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». 

Также не состоятельна ссылка представителя истца на положения п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». В абзаце втором п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, данные разъяснения даны применительно к ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, как уже было указано выше, кадастровая оценка спорного земельного участка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Ленюского Михаила Ивановича к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», выраженного в письме от 27 ноября 2023 года № *** отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 1 февраля 2024 года.