Судебный акт
Т
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 31.01.2024 под номером 110712, 2-я гражданская, о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства СП 3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-02-2023-000248-95

Судья Костычева Л.И.                                         Дело №33а-139/2024 (33а-5996/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,   

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года по делу №2а-1187/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 4 «Буратино» р.п. Кузоватово о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий и осуществить мероприятия, направленные на приведение работы пищеблока в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области Варламовой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области (далее – администрации Кузоватовского района Ульяновской области), муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Буратино» р.п. Кузоватово (далее - МДОУ д/с № 4 «Буратино») о возложении обязанности выделения денежных средств и осуществления мероприятий по приведению работы пищеблока в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В обоснование административного иска Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области указало, что с 01.01.2021 введены в действие СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно пункту 2.4.6.1 которых в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.

В ходе проведенного в период с 12 по 13 апреля 2023 года профилактического мероприятия в отношении МДОУ д/с №4 «Буратино» по адресу: Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул. Фрунзе, д. 14 было выявлено нарушение требований п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 и п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а именно: отсутствие при работе на сырье необходимого комплекса помещений, отсутствует цеховое деление: помещения для приготовления и раздачи пищи представлены одним помещением, где проходят все процессы приготовления пищи, складское помещение.

По результатам обязательного профилактического визита территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе дошкольному учреждению было выдано предписание от 13.04.2023 №134-ПВ об устранении выявленных нарушений. В пункте 1 предписания предусмотрено приведение работы пищеблока в соответствие с требованиями санитарных правил, поскольку отсутствие необходимого комплекса помещений пищеблока, цехового деления пищеблока является прямой угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди воспитанников, так как влечет снижение качества изготавливаемой пищевой продукции.

Считает незаконным бездействие МДОУ д/с №4 «Буратино» в несоблюдении требований СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

В силу действующего законодательства администрация Кузоватовского района Ульяновской области является непосредственным исполнителем обязанности по финансированию деятельности дошкольного учреждения.

Административный истец просил обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на соблюдение МДОУ д/с №4 «Буратино» требований п.2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п.2.5 СанПиН 2.3/2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а МДОУ д/с №4 «Буратино» - осуществить мероприятия, направленные на приведение работы пищеблока дошкольного учреждения в соответствие с требованиями, установленными п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями санитарного законодательства обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди воспитанников, а также необходимостью обеспечения санитарного благополучия и безопасных условий для нахождения детей в дошкольном учреждении.

Период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождает МДОУ д/с №4 «Буратино» от соблюдения действующих, введенных после сдачи здания в эксплуатацию норм и правил (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 №306-КП8-21667). При условии надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления дошкольное учреждение обязано устранить имеющиеся недостатки.

Указывает на то, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не заявлялось требование о работе пищеблока дошкольного учреждения на полуфабрикатах. Административное исковое заявление содержало требование о приведении работы пищеблока дошкольной организации в соответствие с требованиями действующего санитарного законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является  приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка, ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересах ребенка, причинение ему вреда.

Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены основные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 названного Федерального закона).

Частью 7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.3 ст.28 данного Федерального закона установлено, что к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573), которые введены в действие с 01.01.2021.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 №32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020№ 60833).

В пункте 2.4.6 СП 2.4.3648-20 установлены требования, которые должны соблюдаться хозяйствующими субъектами при организации питания.

Так в силу п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием (абзац 1).

В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, помещения, предназначенные для доготовки полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием (абзац 2).

В составе комплекса помещений буфетов-раздаточных должны быть: помещение для приема и раздачи готовых блюд и кулинарных изделий, помещение для мытья кухонной и столовой посуды, помещение (место) для хранения контейнеров (термосов, тары) (абзац 3).

Согласно п.2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями статей 10 и 14 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала. На предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что, заявляя требования о приведении здания МДОУ д/с №4 «Буратино» в соответствие с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», административным истцом не было представлено доказательств в обоснование возможности проведения таких мероприятий, в том числе финансовой возможности, с учетом соотношения объема необходимых затрат и защищаемого права; не рассматривалась возможность реконструкции здания детского сада, 1980 года постройки, не заявлялись требования о проведении реконструкции здания детского сада. Также судом указано на непредставление Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области доказательств того, что использование в МДОУ д/с сад №4 «Буратино» одного помещения для приготовления и раздачи пищи, где проходят все процессы приготовления пищи, при отсутствии необходимого комплекса помещений пищеблока, цехового деления пищеблока, влечет снижение качества изготавливаемой пищевой продукции и является прямой угрозой жизни или здоровью детей, посещающих детский сад, либо возникновения и распространения инфекционных заболевании среди воспитанников.

Суд не нашел оснований для вывода о несоблюдении административными ответчиками п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» со ссылкой на п.1.3 названных санитарных правил, согласно которому данные требования не применяются к объектам, возведенным до введения названных санитарных правил и, соответственно, не применимы к зданию детского сада МДОУ д/с сад №4 «Буратино», возведенному в 1980 году.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.

По делу установлено, что МДОУ д/с сад №4 «Буратино» является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, в соответствии с целями, ради достижения которых оно создано. Учредителем учреждения является муниципальное образование Кузоватовский район Ульяновской области. Организационно-правовая форма учреждения – муниципальное казенное учреждение. Тип учреждения – дошкольная образовательная организация. Место нахождения учреждения – Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул.Фрунзе, д. 14. (п.п. 1.2, 1.3, 1.6, 1.7 Устава)..

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование «Кузоватовский район» Ульяновской области. Финансирование учреждения осуществляется учредителем (п.п. 7.1, 7.13).

В ходе проведения 12-13 апреля 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области профилактического мероприятия в отношении МДОУ д/с сад №4 «Буратино» были выявлены нарушения требований п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», о чем составлен протокол осмотра при проведении профилактического визита от 12.04.2023, согласно которому при работе дошкольной организации на сырье отсутствует необходимый комплекс помещений, отсутствует цеховое деление: в дошкольном учреждении помещения для приготовления и раздачи пищи представлены одним помещением, где проходят все процессы приготовления пищи, складское помещение       (том 1 л.д. 9-11).

Данные нарушения отражены в акте обязательного профилактического визита от 13.04.2023 № 49 (л.д.14-15).

По результатам обязательного профилактического визита Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области дошкольному учреждению выдано предписание от 13.04.2023 №134-ПВ об устранении выявленных нарушений.

Неисполнение дошкольным учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания воспитанников учреждения влечет нарушение прав детей на охрану жизни и здоровья, нарушение их конституционных прав на безопасные условия жизнедеятельности в период пребывания в учреждении, что не отвечает принципам государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения на создание надлежащих условий пребывания в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Наличие выявленных Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в деятельности МДОУ д/с сад №4 «Буратино» нарушений требований п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» установлено в ходе рассмотрения дела и не опровергается административными ответчиками.

Вывод суда первой инстанции о том, что в силу п.1.3 СП 2.4.3648-20 на МДОУ д/с сад №4 «Буратино», здание которого введено в эксплуатацию в 1980 году, не распространяются вменяемые требований санитарно-эпидемиологического законодательства, судебная коллегия считает несостоятельным.

Согласно п.1.3 СП 2.4.3648-20 объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время, приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными санитарно-эпидемиологическими требованиями обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения инфекционных заболеваний и необходимостью приведения здания дошкольного образовательного учреждения в соответствие с названными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В силу установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права принятое по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.

На администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», как на учредителя МДОУ д/с сад №4 «Буратино», подлежит возложить обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, направленных на соблюдение дошкольным учреждением актуальных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации комплекса помещений для питания детей в соответствии с п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.359020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

На МДОУ д/с сад №4 «Буратино» следует возложить обязанность в течение 6 месяцев после поступления финансирования осуществить мероприятия, направленные на приведение работы пищеблока дошкольного учреждения в соответствие с требованиями, установленными п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на соблюдение муниципальным дошкольным учреждением детский сад №4 «Буратино», расположенным по адресу: Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул.Фрунзе, д. 14, требований п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Обязать муниципальное дошкольное образовательного учреждение детский сад № 4 «Буратино», расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул.Фрунзе, д. 14, в течение 6 месяцев после поступления финансирования осуществить мероприятия, направленные на приведение работы пищеблока дошкольного учреждения в соответствие с требованиями, установленными п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.01.2024.