Судебный акт
Оспаривание заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 12.02.2024 под номером 110706, 2-я гражданская, о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-004434-66                                                                                                                                

Судья Грачева Т.Л.                                              Дело № 33а-626/2024 (33а-6503/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            17 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 августа 2023 года по делу № 2а-4300/2023, по которому постановлено: 

административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 25.04.2019 № 26 об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в отношении многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** по ул.*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., заинтересованных лиц – Закотянской Т.А., Дудоровой Г.А., Тимошенко В.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Мартьяновой К.Ф., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным и возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Требования  мотивированы  тем, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного  законодательства  при  признании жилого  дома №***  по ул.*** в г.Ульяновске  аварийным  и  подлежащим сносу в деятельности администрации г.Ульяновска выявлены нарушения.

Проведенным ранее консультантом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области *** обследованием дома №*** по ул. *** в г.Ульяновске (акт от 29.03.2019 № Р-1) установлено, что на стене фасада дома по периметру имеются трещины шириной раскрытия до 5 см.; по всему периметру дома имеются железные стяжки, зафиксировано разрушение фасада, отмостки, цоколя дома по всему периметру.

08.04.2019 Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Департамент) вынесено заключение о признании многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, которое вместе с актом от 29.03.2019 № Р-1 направлены 09.04.2019 в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.

Однако в соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации г. Ульяновска от 25.04.2019 № 26 по результатам рассмотрения акта и заключения Департамента принято решение об отсутствии оснований для признания дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Прокурор просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 25.04.2019 № 26 об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в отношении многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске. Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** по ул.*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО УК «Сфера ЖКХ», Попов А.С., Попова О.В., МБУ «Управление гражданской  защиты г.Ульяновска», Агентство государственного  строительного и жилищного  надзора Ульяновской области, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства г.Ульяновска,  Управление Роспротребнадзора по Ульяновской области, ООО «УК «Новое время», ООО «Доверие».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает о том, что постановлением администрации г.Ульяновска от 18.05.2022 №659 утвержден состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Порядок признания жилого дома помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. По результатам рассмотренных документов: заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: г.Ульяновск, ул.***, № *** и акта обследования многоквартирного жилого дома по указанному адресу, межведомственная комиссия приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования, но это именно право, а не обязанность.

Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы, а не обеспечивает предоставление документов для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса. Это не является обязанностью межведомственной комиссии.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признании многоквартирного дома таковым является заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Считает,   что    решение    межведомственной    комиссии     администрации

г.Ульяновска от 25.04.2019 вынесено в соответствии с нормами вышеуказанного Положения и все требования, предусмотренные  Положением, были выполнены.

В заявлении МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» возражений в отношении апелляционной жалобы не имеет.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее – Положение), определён порядок проведения оценки жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.

Из буквального содержания данного Положения следует, что решение вопроса, в том числе, о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции,  отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (п. п. 7, 42, 47, 49 Положения).

Как следует из п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Абзацем 3 п.44 Положения предусмотрено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 7 данного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мартьянова К.Ф., являющаяся ***, с 1978 года проживает в кв.*** дома №*** по ул.*** в г.Ульяновске.

Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при признании жилого дома №*** по ул.  *** в г.Ульяновске аварийным  и подлежащим сносу в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены нарушения.

Согласно инвентарному делу на указанный дом, он 1959 постройки. Дом          2-этажный, 12-квартирный. По данным технического паспорта по состоянию на 1999 года общий износ дома составляет более 47%.

Из акта  осмотра дома в 2003  год  следует, что  износ  фундамента - 50%,  кирпичных стен - 55%,  износ кирпичных перегородок - 45%, перекрытий - 45%,  крыши - 45%,  полов - 45%

Как видно их материалов гражданского дела № 2-2981/2016, исследованного судом первой инстанции,  решением Ленинского районного суда   г. Ульяновска по приведенному  выше   гражданскому делу  удовлетворены исковые требования  прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах *** к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии. Заключение межведомственной комиссии №62 от 26.11.2015 признано незаконным, на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома №*** по ул. ***  г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения  жилым помещением, жилого помещения непригодным  для проживания и многоквартирного жилого дома   аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Данным решением, вступившим в законную силу, установлено, что многоквартирный жилой дом  №*** по ул. ***  г.Ульяновска имеет  трещины  в межкомнатных перегородках и стенах  с приблизительной   шириной раскрытия  до 1-2 см,  наличие трещин стен фасада дома  по всему периметру шириной раскрытия  до 2-3 см,   наличие  железных стяжек по всему  периметру дома, разрушение   фасада по всему   периметру дома,  провисание потолков во всех комнатах,   разрушение  половых   потолочного покрытия, разрушение   половых    досок  во всех комнатах, отслоение   штукатурно-окрасочного  слоя  в подъезде №1, частичное разрушение отмостки по всему  периметру дома, сквозные отверстия  в кровельном покрытии  частично по всему  периметру    кровли, о чем должностными лицами надзорного органа было составлено соответствующее заключение.

С 2016  года  состояние данного многоквартирного дома существенно  ухудшилось, что следует из акта выездного обследования дома от 18.07.2023, проведенного специалистом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области ***., которым зафиксировано, что на момент осмотра дома № *** по ул. *** в г.Ульяновске на фасаде дома по всему периметру имеются трещины шириной раскрытия до 5-6 см., наличие железных стяжек по всему периметру дома, разрушение фасада, отмостки, цоколя дома по всему периметру, разрушение входных групп.

Согласно пояснениям заинтересованных лиц - жителей дома и представленных  фотографий, проживание в спорном доме небезопасно, дом не пригоден для проживания.

08.04.2019 Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Департамент) вынесено заключение о признании многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, которое вместе с актом от 29.03.2019 №Р-1 направлены 09.04.2019 в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации г. Ульяновска от 25.04.2019 № 26 по результатам рассмотрения акта и заключения Департамента принято решение об отсутствии оснований для признания дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Установив вышеприведенные обстоятельства, дав правильное толкование и верно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что дом №*** по ул.*** в г.Ульяновске является аварийным,  проживание в нем небезопасно, в связи с чем оспариваемое прокурором заключение межведомственной комиссии от 24.04.2019 незаконно. Кроме того, суд пришел к выводу о необходимости рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении спорного жилого дома и принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой интсанции верно исходил из того, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.

Между тем, принимая решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, межведомственная комиссия каких-либо доводов в обоснование своего решения не привела. Дополнительное обследование дома не проводилось. Техническая документация на дом не запрашивалась, что нельзя признать обоснованным. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение специализированной организации не является единственным источником сведений о техническом состоянии обследуемого дома.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании закона, соответственно, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25.01.2024.