Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 26.01.2024 под номером 110679, 2-я гражданская, обязании обеспечить финансирование для ограждения здания школы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дементьева Н.В.                                                     73RS0015-01-2023-000286-31

Дело № 33а-402/2024 (№33а-6274/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                 23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,  

судей Смирновой  Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от           10 августа 2023 года по делу № 2а-219/2023, по которому постановлено:

иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Новоспасский район» в течение трех месяцев со дня вступления  решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ Красносельская средняя школа в целях ограждения по всему периметру территории объекта – здания дошкольной группы, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***, ***

Обязать МОУ Красносельская средняя школа в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить выполнение работ по устранению нарушений требований к антитеррористической защищенности на объекте - здания дошкольной группы, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ******, ***7, а именно установить ограждение по всему периметру территории объекта.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора          Михайловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском к  администрации муниципального образования «Новоспасский район»,  муниципальному образовательному учреждению Красносельская средняя школа (МОУ Красносельская СШ) об обеспечении и проведении мероприятий, направленных на предупреждение терроризма и возложении обязанности установить ограждение по всему периметру территории объекта образования (здания дошкольной группы) МОУ Красносельская  СШ, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***

В обоснование требований указал, что  проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования  на территории Новоспасского района было установлено, что МОУ Красносельская СШ осуществляет деятельность по предоставления общеобразовательных услуг. В его ведении находится объект образования – здание дошкольной группы, которому в соответствии с паспортом безопасности в 2022 г. была присвоена 4 категория опасности.

Однако, здание дошкольной группы  МОУ Красносельская СШ, не обеспечено ограждением, что может повлечь несанкционированное проникновение на территории школы посторонних, не обеспечивая при этом антитеррористическую защищенность обучающихся в ней детей и работников учебного заведения.

Просил  обязать администрацию муниципального образования  «Новоспасский район» в течение 3 месяцев со дня вступления  решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ Красносельская СШ  в целях ограждения по всему периметру территории объекта - здания дошкольной группы, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***; обязать МОУ Красносельская СШ  в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить выполнение работ по устранению нарушений требований к антитеррористической защищенности на объекте - здания дошкольной группы, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***, а именно: установить ограждение по всему периметру территории объекта.

Определением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 02.08.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования  «Новоспасский район» Ульяновской области, отдел образования администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования  «Новоспасский район»  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п.17, 18, 20 Постановления Правительства Российской Федерации  от 02.08.2019                      № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» требования по ограждению территорий не установлены. Считает администрация муниципального образования «Новоспасский район» ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Управление финансов администрации района осуществляет финансирование учреждений.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новоспасского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание  суда  апелляционной инстанции кроме прокурора, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений  на нее,  судебная коллегия приходит к  следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в               п.4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019                      № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу подп.«а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

В соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020) территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.

В силу ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования  «Новоспасский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 27.03.2007 № 27/323) к вопросам местного значения Новоспасского  района  относится  участие  в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечение выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направление предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, МОУ Красносельская СШ  осуществляет свою деятельность в здании по ***,  Новоспасский район, Ульяновская область.

Данному объекту в соответствии с п.13 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, присвоена четвертая категория опасности соответственно. Названный объект находится в пользовании образовательного учреждения.

По результатам проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения, прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанное здание  не ограждено по всему периметру территории объекта.

Согласно Уставу МОУ Красносельская СШ учредителем школы является администрация муниципального  образования «Новоспасский район».

В соответствии со ст.ст.15, 17, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Суд обоснованно возложил обязанность по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности школы, на орган местного самоуправления района – администрацию                              муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, наделенную в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Новоспасский район»  Ульяновской области полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации района.

На администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности школы, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше норм права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возложена на данный орган местного самоуправления.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.01.2024.