У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2023-004762-96
Судья Анципович Т.В. Дело №33а-277/2024
(33а-6143/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
23 января 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.
при секретаре Каминской
Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1
сентября 2023 года по делу №2а-3656/2023, которым постановлено:
административный иск прокурора Засвияжского
района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации
города Ульяновска по необеспечению безопасности дорожного движения,
выразившееся в необустройстве в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие
требования» остановки общественного транспорта напротив дома №42 по
ул.Автозаводская в г.Ульяновске.
Обязать администрацию города Ульяновска в
течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в
соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные
общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановку общественного транспорта напротив дома №42 по
ул. Автозаводская в г.Ульяновске путем установки на ней автопавильона (навеса),
скамьи и урны для мусора.
Заслушав доклад
судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Засвияжского района города
Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о
признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по
содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов.
В обоснование иска указал, что в ходе
проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного
требования, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией
города Ульяновска не выполняются обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном
состоянии остановки общественного транспорта напротив дома №42 по
ул.Автозаводская в г.Ульяновске, которая не соответствует требованиям п.5.3.3.1
ГОСТ Р52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие
требования», а именно: на остановке отсутствуют автопавильон (навес), скамья и
урна для мусора.
Ранее прокуратурой района Главе города
Ульяновска Болдакину А.Е. 28.04.2023
внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона. В ответе
администрация не оспаривает отсутствие элементов благоустройства, поясняя, что
остановочный пункт на данный момент установить невозможно из-за зеленых насаждений,
требуется глубокая обрезка деревьев (двух тополей). После выполнения МБУ
«Городской центр по благоустройству и
озеленению г.Ульяновска» работ по обрезке деревьев, работы по установке
остановочного павильона будут запланированы при наличии финансирования. До
настоящего времени достаточные меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Просил признать незаконным бездействие
администрации города Ульяновска по необеспечению безопасности дорожного движения,
выразившееся в не обустройстве в соответствии с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ
Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства.
Общие требования» остановки общественного транспорта напротив дома №42 по ул.Автозаводская
в г.Ульяновске; обязать администрацию города Ульяновска в срок до 01.10.2023
привести в соответствии с указанными требованиями данную остановку
общественного транспорта путем установки на ней автопавильона (навеса), скамьи
и урны для мусора.
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены: Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и
озеленению г.Ульяновска», Управление по благоустройству администрации
г.Ульяновска, МБУ «Дорремстрой».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и
необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время проект бюджета МО
«город Ульяновск» на 2023 год сформирован. В связи с дефицитом бюджета большая
часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска финансированием не обеспечены. Администрация города
Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в ее
распоряжении, носят целевой характер. Направление средств бюджета и оплата
денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,
определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью,
бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным
документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств,
является нецелевым использованием бюджетных средств.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно части 4 статьи
218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.9 ст.6
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к
собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и
необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных
дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных
автомобильных дорог.
Согласно п.11 ст.5
вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного
значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в
границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего
пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных
автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного
значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления
городского округа.
С учетом положений статей 34
и 37
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального
образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного
значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с
представительным органом муниципального образования, главой муниципального
образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также
иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления,
предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из содержания п.19 ч.1 ст.14, п.4 ч.2 ст.45.1
Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2 ч.5 ст.38 Устава
муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской
Городской Думы от 23 сентября 2014 г. №119, следует, что к полномочиям
администрации города Ульяновска относятся: осуществление контроля за
соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация
благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными
правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципальных
образований.
В соответствии со ст.17 Закона №257-ФЗ, ст.2
Федерального закона №196-ФЗ от
10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог
осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях
обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасных условий движения
транспортных средств по автомобильным дорогам, предупреждения причин
возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В силу пунктов 1,
5, 6, 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры,
предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные
участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них
или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и
подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,
- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения,
производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы
обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе
остановочные пункты, пешеходные дорожки; дорожная деятельность - деятельность
по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту
и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс
работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,
оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению
безопасности дорожного движения.
Содержание дорог осуществляется в соответствии
с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности
автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе
посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по
автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Основные параметры и технические требования к
элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), которым помимо прочего предусмотрено,
что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные
пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных
транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных
транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Остановочный пункт должен состоять из
следующих элементов: остановочная площадка;
посадочная площадка; площадка
ожидания; переходно-скоростные
полосы; заездной «карман» (при
размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и
примыканий автомобильных дорог); боковая
разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон;
скамьи; туалет (через 10 - 15 км
для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV
категории только урна); технические
средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка,
ограждения); освещение (при расстоянии
до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (пункт 5.3.2.1)
Все требования
стандартов являются обязательными к соблюдению согласно Федеральному закону
№184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества
населения, охрану окружающей среды.
Судом установлено, что в ходе проведенной
проверки прокуратурой Засвияжского
района г.Ульяновска выявлено
нарушение п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования», на остановке общественного транспорта напротив дома №42 по
ул. Автозаводская в г.Ульяновске отсутствуют
автопавильон (навес), скамья и урна
для мусора.
01.07.2023
по результатам указанной проверки прокурором Засвияжского района
г.Ульяновска Главе города Ульяновска внесено представление об устранении
нарушений закона, которое администрацией не исполнено. Факт выявленных
нарушений административным ответчиком не оспаривался.
Принимая во внимание
установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для
удовлетворения требований прокурора.
С учетом
вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск прокурора.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности
финансирования подлежат отклонению, поскольку выполнение органами местного
самоуправления установленных законодательством полномочий не поставлено в
зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 1 сентября 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 24.01.2024.