Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 17.01.2024, опубликован на сайте 23.01.2024 под номером 110615, 2-я гражданская, признать незаконным бездействие администрации МО Цильнинский район, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000443-50                                       

Судья Данилина А.В.                                          Дело № 33а-273/2024 (33а-6138/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                17 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А., 

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования  «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2023 года по делу       № 2а-3-374/2023, по которому постановлено:       

административный иск прокурора Цильнинского  района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования  «Цильнинский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействие, обязании организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям в количестве, соответствующем потребностям состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки удовлетворить частично.

Обязать МУ администрацию муниципального образования «Цильнинский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка.

В удовлетворении исковых требований прокурора Цильнинского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» по не осуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

прокурор Цильнинского района Ульяновской области, обратился в суд с административным иском, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействие, обязании организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям в количестве, соответствующем потребностям состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о землепользовании выявлены нарушения закона и бездействие со стороны администрации муниципального образования  «Цильнинский район», касающиеся непринятия надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям.

Установлено отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой, в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. 

Отсутствие земельных участков для предоставления многодетным семьям не позволяет последним в течение длительного периода времени реализовать право на получение земли для строительства жилья, не способствует достижению социально-благоприятных целей. Кроме того, число многодетных семей-претендентов на получение земельных участков постоянно меняется и их реестр корректируется в сторону увеличения показателей нуждаемости, а круг таких семей, чьи права нарушаются, определить не представляется возможным, поскольку он регулярно меняется.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» по не осуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка; возложить на администрацию муниципального образования «Цильнинский район» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать образование земельных участков.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет депутатов муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части обязания администрации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации,  не реализовавших право на получение земельного участка, в остальной части решение суда  оставить без изменения.

В обоснование доводов жалобы указывает о том, что неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не правильно применены нормы материального права. 

Обращает внимание, что в нарушении ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  суд вынес решение, которым отказал в признании бездействия административного ответчика незаконным и одновременно удовлетворил требование, направленное на восстановление нарушенных прав.

Считает, что прокурор Цильнинского района, обращаясь с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц в соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не смог доказать какие именно права неопределенного круга лиц нарушены при предоставлении земельных участков и какое количество земельных участков необходимо в рассматриваемом случае.

Судом не был учтен тот факт, что если орган местного самоуправления сформирует земельные участки гораздо больше, чем имеется количество заявителей, желающих получить их, может не оказаться совсем по причине получения денежной компенсации или несоответствия местоположения желаниям заявителя.  Более того, решение суда нарушит права многодетных семей, которые не желают приобрести земельный участок в собственность бесплатно, а хотят воспользоваться правом на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно в виде денежной компенсации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильниского района Ульяновской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу  -  без удовлетворения.

В судебное заседание  лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Подпункт 6 статьи 39.5 и пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право однократного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.13.4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее Закон          № 059-ЗО) постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона право на получение земельных участков в собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской области, в границах территории которого эти граждане проживают по состоянию на день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на учет граждан, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 и части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору гражданина.

Согласно ст.13.6 Закона № 059-ЗО предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности постановки граждан на учет, за исключением случая, указанного в части 1.2 статьи 13.3 Закона № 059-ЗО.

Исходя из ч.9 ст.13.9  Закона № 059-ЗО в случае отсутствия в границах территории муниципального района или городского округа, в котором граждане проживали по состоянию на день подачи ими заявления о постановке на учет, свободных от прав третьих лиц земельных участков, для целей, установленных пунктом 1 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, предоставляются земельные участки, образованные в границах территории муниципального района или городского округа, имеющего общие границы с муниципальным районом или городским округом, в котором такие граждане проживали по состоянию на день подачи ими заявления о постановке на учет.

Предоставление земельных участков в собственность граждан, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, бесплатно осуществляется в границах территорий сельских населенных пунктов, входящих в состав территорий муниципальных образований Ульяновской области, органами местного самоуправления которых осуществлена постановка на учет (ч.10 ст.13.10 Закона           № 059-ЗО).

В соответствии с п.11 ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003               № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» органы, уполномоченные на предоставление земельных участков, обязаны осуществить образование земельных участков, установленных пунктами 1 -3 части 1 и абзацем первым части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона в соответствии с поступившими в срок, не превышающий восьми месяцев со дня регистрации заявления о постановке на учет.

Как следует из представленных суду материалов, по состоянию на 01.08.22023  в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории муниципального образования «Цильнинский район»,  состоит 187 семей.

В перечень сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям входит 14  участков,  чего явно недостаточно с учетом 187  семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом.

Удовлетворяя  частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком принимаются меры по организации образования земельных  участков в целях  однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, желающим приобрести земельные  участки, но в недостаточном количестве; администрацией  муниципального образования «Цильнинский район» в полном объеме не было организовано образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.

С таким выводом судебная коллегия соглашается по доводам, изложенным в решении суда.

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.11.2017  № 2516-О сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.

Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти, что предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11.11.2003  № 16-П, от 15.05.2006       № 5-П, от 18.05.2011 № 9-П, от 05.07.2017  № 18-П и др.).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, образование земельных участков отнесено к компетенции органа местного самоуправления муниципального района.

Поскольку задачей административного судопроизводства является не признание незаконными тех или иных действий (решений) бездействия органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а восстановление нарушенного права, решение суда  о частичном удовлетворении   исковых требований прокурора этим требованиям отвечает.

Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи           

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  22.01.2024.