У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-003985-55
Судья Денисова М.А. Дело № 33а-198/2024 (№33а-6059/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
18 января 2024
года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Казаковой Елены Николаевны, Абрамовой Елены Николаевны, Павловой Елены
Анатольевны, Закировой Венеры Абдулахатовны, Сосина Константина Михайловича,
Хакимовой Гульсум Махсудовны на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 2 августа 2023 года по
делу № 2а-3899/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Казаковой Елены
Николаевны, Абрамовой Елены Николаевны, Павловой Елены Анатольевны, Закировой
Венеры Абдулахатовны, Сосина Константина Михайловича, Хакимовой Гульсум
Махсудовны к Правительству Ульяновской области, заместителю председателя
Правительства Ульяновской области Лазареву Евгению Александровичу, министру
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додину Михаилу
Викторовичу о признании незаконными действий (бездействия) Правительства
Ульяновской области, заместителя председателя Правительства Ульяновской области
Лазарева Евгения Александровича, министра имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области Додина Михаила Викторовича, возложении обязанности
направить в органы местного самоуправления обязательные предписания об
устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной
деятельности и установить сроки устранения указанных нарушений, направить в
органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении
выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем
прекращения действия Разрешения на строительство от 08.07.2022 № *** и
установить законный срок исполнения такого предписания, направить в органы
прокуратуры информацию о фактах нарушения закона, установленные в кассационном
определении, для принятия мер прокурором, принять меры, необходимые для
привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного
самоуправления администрации города Ульяновска к ответственности, установленной
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях -
отказать.
Заслушав
доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения Сосина К.М., Абрамовой Е.Н., Закировой В.А., поддержавших
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Казакова Е.Н., Абрамова Е.Н., Павлова Е.А., Закирова В.А.,
Сосин К.М., Хакимова Г.М. обратились в суд с административным иском к
Правительству Ульяновской области, заместителю председателя Правительства Ульяновской
области Лазареву Е.А., министру имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области Додину М.В. о признании незаконными действий (бездействия),
возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование требований
указав следующее.
09.06.2023 административные
истцы обратились с письмом
к Губернатору Ульяновской области и в
Правительство Ульяновской области о незаконном строительстве многоквартирного жилого
дома по адресу: ***. Все они проживают
рядом с указанным строительством и имеют в собственности земельные участки и
индивидуальные жилые дома.
27.06.2023 состоялась встреча с министром – заместителем
председателя Правительства Ульяновской области Лазаревым Е.А. с ними, по итогам
которой были зафиксированы их устные требования о прекращении указанного
строительства и требования о прекращении действия разрешения на указанное
строительство от 08.07.2022 № ***, выданное ООО «СЗ «Университет» для
строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по
адресу: ***.
Кассационным определением от 30.05.2023 по делу №
88-10007/2023 Шестого кассационного суда общей юрисдикции установлено нарушение
противопожарных норм и отсутствие технических условий на газоснабжение и
электроснабжение. Устранить указанные нарушения, допущенные при выдаче
разрешения на строительство, возможно только в случае прекращения действия
разрешения на строительство. В настоящее время незаконно выданное разрешение на
строительство не прекращено, вышеуказанный многоквартирный жилой дом продолжает
строиться.
Считают, что разрешение на строительство выдано незаконно,
поскольку как следует из Кассационного определения, Управление архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска обязано проверить соблюдение
требований пожарной безопасности.
Из полученного ответа министра Лазарева Е.А. от 28.06.2023
они не увидели конкретных действий, которые он или иные должностные лица
Правительства Ульяновской области обязаны были сделать по закону после личной
встречи с ними. Считают такие действия (бездействие) должностных лиц
Правительства Ульяновской области Лазарева Е.А. и Додина М.В. незаконными.
Просили признать незаконными действия (бездействие)
Правительства Ульяновской области (в лице соответствующих должностных лиц),
министров Лазарева Е.А., Додина М.В., обязать Правительство Ульяновской области
(в лице соответствующих должностных лиц) направить в органы местного
самоуправления г.Ульяновска – в администрацию г.Ульяновска и в Управление
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска обязательные
предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о
градостроительной деятельности и установить сроки устранения указанных
нарушений, обязательные предписания об устранении выявленных нарушений
законодательства о градостроительной деятельности путем прекращения действия
разрешения на строительство от 08.07.2022 № *** и установить законный срок
исполнения такого предписания, направить в органы прокуратуры информацию о
фактах нарушения закона, установленные в кассационном определении, для принятия
мер прокурором, принять меры, необходимые для привлечения руководителей и
других должностных лиц органов местного самоуправления администрации
г.Ульяновска к ответственности, установленной законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Судом к участию в
деле в качестве административного ответчика привлечен Министр имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области – Додин М.В.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Казакова Е.Н., Абрамова Е.Н., Павлова Е.А., Закирова В.А., Сосин К.М., Хакимова
Г.М. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, заявленные требования
удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывают, что суд первой
инстанции проигнорировал и неправильно истолковал закон, в том числе без учета
правовой позиции, содержащийся в судебном акте вышестоящего суда.
Судом не дана оценка аргументам, изложенным в кассационном
определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции, на котором были
основаны исковые требования административных истцов. Неправильно определены
обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда,
не соответствуют обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального
права и процессуального права.
Считают, что отсутствие актуальных технических условий на
газоснабжение и электроснабжение, которые были установлены судом кассационной
инстанции, создают угрозу жизни и нарушают права административных истцов.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство
Ульяновской области просит решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска оставить без изменения, апелляционную жалобу
без удовлетворения.
В судебное заседание
кроме указанных выше лиц, другие лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с частью 1
статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться
в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
пункту 1
части 2 статьи 227 КАС РФ суд вправе принять решение об
удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании
оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не
соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и
законные интересы административного истца.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 09.06.2023
в Правительство Ульяновской области обратилась инициативная группа граждан
частного сектора *** района г.Ульяновска (5 подписей), которые выступают против
строительства многоквартирного дома по ул. ***. Заявители утверждают, что сети
ХВС, водоотведения не выдержат нагрузки, так как рассчитаны на обслуживание
частного сектора, приводят свои доводы. Просят Губернатора области о встрече по
данному вопросу. Резолюцией Губернатора Ульяновской области от 13.06.2023
заместителю Председателя Правительства Ульяновской области Лазареву Е.А.
поручено организовать личный прием.
27.06.2023 состоялся личный прием граждан заместителем
Председателя Правительства Ульяновской области Лазаревым Е.А., в ходе которого
граждане просили принять меры по прекращению действия выданного разрешения на
строительство объекта, рассмотреть жалобу по факту нарушения требований
пожарной безопасности, которая была перенаправлена из ГУ МЧС России по
Ульяновской области в адрес Агентства государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области.
По результатам личного приема Лазаревым Е.А. даны поручения
о рассмотрении возможности по приостановке работ по строительству МКД по ул. *** до вынесения судом окончательного
решения, а также о проведении внеплановой проверки в части нарушения
застройщиком противопожарных норм и правил при строительстве объекта. Срок
контроля: 21.07.2023.
28.06.2023 на имя Казаковой Е.Н., Чиркиной Г.Р., Хакимовой
Г.М., Абрамовой Е.Н., Павловой Е.А. направлены письменные ответы за подписью
Лазарева Е.А. (исполнитель Додин М.В.) о рассмотрении обращения от 09.06.2023,
в которых указано о проведении личного приема граждан, а также даны разъяснения
по принятым мерам по результатам личного приема.
30.06.2023 Министром имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области Додиным М.В. в адрес руководителя Агентства
государственного жилищного и строительного надзора Ульяновской области
направлено сообщение о принятии мер – дано поручение о проведении внеплановой
выездной проверки в части нарушения застройщиком противопожарных норм и правил
при строительстве объекта капитального строительства в рамках возложенных
полномочий в срок до 11.07.2023.
30.06.2023 Министром имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области Додиным М.В. в адрес Главы г.Ульяновска направлено
сообщение о принятии мер – дано поручение о рассмотрении вопроса о принятии мер
по приостановке работ по строительству 5-этажного многоквартирного жилого дома
по ул. *** до вынесения судом окончательного решения в срок до 11.07.2023.
06.07.2023 Агентство государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области направило в Правительство Ульяновской
области сообщение о результатах проведенной проверки, в котором указано, что
строительство объекта ведется в соответствии с проектной документацией,
получившей положительное заключение негосударственной экспертизы и разрешением
на строительство № *** от 08.07.2022, выданным Управлением архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска, при этом были даны замечания в
части организации пожарной безопасности на строительной площадке. Аналогичное
сообщение направлено 07.07.2023 в адрес Казаковой Е.Н.
13.07.2023 Администрация г.Ульяновска направила в
Правительство Ульяновской области сообщение по вопросу приостановки работ по
строительству 5-этажного многоквартирного жилого дома по ул*** в г.Ульяновске,
в котором указано, что приостановка работ по строительству многоквартирного
жилого дома возможна в рамках принятия Ленинским районным судом г.Ульяновска
мер предварительной защиты в случае поступления соответствующего заявления
прокурора Ленинского района г.Ульяновска в рамках административного дела.
Аналогичный ответ направлен в адрес Казаковой Е.Н. 12.07.2023.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что требования
закона в части права административных истцов получить письменный ответ по
существу поставленных в обращении вопросов административными ответчиками не
нарушены. Ответы на поступившее обращение были направлены в установленный
Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» срок, уполномоченным лицом.
Судом было обоснованно принято во внимание, что на момент
рассмотрения настоящего дела в производстве Ленинского районного суда
г.Ульяновска находилось административное дело № 2а-3734/2023 по
административному иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего
в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска,
Управлению архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска о признании разрешения на
строительство № ****** от 08.07.2022 недействительным, решение по которому
принято не было.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
было установлено, что распоряжением Управления архитектуры и градостроительства
администрации города Ульяновска от 05.10.2023 № 1382 признано утратившим силу
разрешение от 08.07.2022 №*** на строительство многоквартирного жилого дома,
расположенного по адресу ***.
Доводы административных истцов сводятся к несогласию с
выданным разрешением на строительство. Между тем, в настоящее время в производстве
Ленинского районного суда г. Ульяновска находится административное дело по иску
прокурора о признании недействительным нового разрешения на строительство,
выданного 25.09.2023, административные истцы, как следует из их пояснений,
привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Вопреки доводам административных истцов, кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023, на
административных ответчиков какие-либо обязанности не возложены.
В силу установленных обстоятельств, в отсутствие
установленной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации совокупности условий: несоответствия действий (бездействия) административных
ответчиков и нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных
интересов административных истцов, оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 августа 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Казаковой Елены Николаевны, Абрамовой Елены Николаевны,
Павловой Елены Анатольевны, Закировой Венеры Абдулахатовны, Сосина Константина
Михайловича, Хакимовой Гульсум Махсудовны - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19.01.2024.