Судебный акт
О паспортизации дорог
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 26.01.2024 под номером 110582, 2-я гражданская, обязать администрацию МО Цильнинский район включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000470-66                                                 

Судья Антончев Д.Ю.                                               Дело №33а-110/2024 (33а-5953/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 сентября 2023 года, по делу № 2а-3-385/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в срок до 01.05.2024:

- включить в реестр муниципального имущества Муниципального образования «Цильнинский район» автомобильную дорогу, расположенную на пер. Колхозный в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

- зарегистрировать право муниципальной собственности Муниципального образования «Цильнинский район» на автомобильную дорогу, расположенную на пер.Колхозный в с. Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

-        произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, расположенной на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

-        произвести оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на пер. Колхозный в с. Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении.

В удовлетворении административного иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области об обязании произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения  прокурора          Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО «Цильнинский район», МУ администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения: оценка технического состояния автомобильной дороги по пер. Колхозному в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области не проводилась, в связи с чем категорирование автомобильных дорог общего пользования по указанной улице осуществлено не было. Кроме того, указанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не постановлена, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Данное бездействие администрации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих указанную автомобильную дорогу, в том числе нарушение требований безопасности дорожного движения, потенциальную угрозу причинения крупного ущерба, вреда здоровью граждан и наступления иных тяжких последствий.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» включить в реестр муниципального имущества                                 МО «Цильнинский район» автомобильную дорогу, расположенную на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении, а также зарегистрировать на нее право муниципальной собственности МО «Цильнинский район»; обязать администрацию МО «Цильнинский район», администрацию МО «Большенагаткинское сельское поселение» произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, расположенной на пер.Колхозный в с. Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении; обязать администрацию МО «Цильнинский район», администрацию МО «Большенагаткинское сельское поселение» произвести оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на пер. Колхозный в с. Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМиЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также неверно применены нормы материального и процессуального права. 

Наличие объекта недвижимости в виде автомобильной дороги местного значения общего пользования на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области не установлено, отсутствуют доказательства существования сооружения в виде автомобильной дороги.

Финансирование мероприятий, связанных с дорожной деятельностью осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных поселению. Администрация поселения самостоятельно принимает решение по осуществлению мероприятий  в рамках финансирования. При недостаточности финансовых средств администрация поселения направляет заявку о выделении дополнительных финансовых средств для реализации вышеуказанных полномочий. 

Судом неверно сделан вывод о том, что данные полномочия осуществляются администрацией муниципального  образования «Цильнинский район».  

Требования о включении в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Цильнинский район» автомобильной дороги на всем её протяжении не может быть исполнено, поскольку в соответствии с п.2, 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424, объектами учета в реестрах муниципальной собственности являются среди прочего находящегося в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно,  либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Кроме того, бремя по регистрации права муниципальной собственности автомобильной дороги, расположенной на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны  Цильнинского района Ульяновской области, проведению паспортизации и категорирования автомобильной дороги на всем её протяжении и проведение оценки технического состояния дороги выпадает на администрацию                                                МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, поскольку данная автомобильная дорога находится в  собственности указанного  поселения.

Обращает внимание, что согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.02.2015 № 47-П, автомобильная дорога на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны  Цильнинского района Ульяновской области в муниципальную собственность не передавалась. В случае выявления бесхозяйственного имущества орган местного самоуправления должен принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет. Таким образом, орган местного самоуправления муниципального района данным правом не наделен и возложение на администрацию МО «Цильнинский район» обязанности по включению в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу на пер.Колхозный в с.Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении, а также остальные требования являются  не правомерными.     

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области и администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В судебное заседание  кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),               21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года              №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года               №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3 ,4 ,5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено, что оценка технического состояния автомобильной дороги по пер. Колхозный в с. Новые Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области не проводилась, в связи с чем, категорирование автомобильных дорог общего пользования по указанной улице не проводилось. Кроме того, указанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не постановлена и право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано.

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязано включить в реестр муниципального имущества спорную дорогу, провести  оценку ее технического состояния и паспортизацию.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии соглашения о передаче полномочий администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», данное соглашение не включает проведение мероприятий по оценке технического состояния, паспортизации и категорирования автомобильных дорог.

Финансирование расходов по реализации полномочий, указанных в разделе 1 соглашения от 28.12.2020 №128 (с учетом дополнительного соглашения от 22.05.2023 №12) осуществляется администрацией района за счет средств бюджета муниципального образования «Цильнинский район». Для реализации полномочий администрация района передает в бюджет поселения финансовые средства согласно перечню мероприятий по дорожной деятельности на 2021-2023 г.г. (приложение к Соглашению) (п. 3.2 Соглашения). То есть, исполнение администрацией                          МО  «Большенагаткинское сельское поселение»  переданных ей по Соглашению №128 от 28.12.2020 (с учетом дополнительного соглашения от 22.05.2023 №12) полномочий осуществляется лишь при наличии соответствующего финансирования.

Довод заявителя жалобы о возможной принадлежности спорной дороги к частной, федеральной или иной собственности, судебной коллегией отклоняется, поскольку носит характер предположения. Спорная дорога в силу закона является дорогой местного значения.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица.

Более того, бремя доказывания указанного обстоятельства в силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на административного ответчика. Вопреки этому административным ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов не представлено.

Срок для исполнения решения суда установлен разумный - до 01.05.2024.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  17.01.2024.