Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 24.01.2024 под номером 110560, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004493-83

Судья Бирюкова О.В.                                               Дело №33-725/2024 (№ 33-6604/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,  

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-4344/2023, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить М*** Е*** Р***, *** г.р., лекарственными препаратами *** по рецептам от 31.01.2023 № *** и от 15.03.2023 № ***, *** по рецептам от 03.02.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 13.04.2023 № ***, *** по рецепту от 11.01.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 14.04.2023 № ***, ***» по рецептам от 15.03.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 23.05.2023 № ***.

Обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего М*** Е*** Р*** – Молгачевой Светланы Анатольевны компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего М*** Е.Р., обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что М*** Е.Р., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает редким генетическим заболеванием ***.

В связи с наличием данного тяжелого заболевания и по жизненным показаниям М*** Е.Р. необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов, в том числе он должен был быть обеспечен ответчиком лекарственными препаратами: *** по рецептам от 31.01.2023 №*** и от 15.03.2023 № ***, ***» по рецептам от 03.02.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 13.04.2023 № ***, «***» по рецептам от 11.01.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 14.04.2023 № ***, «***» по рецептам от 15.03.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 23.05.2023 № ***. Однако до настоящего времени М*** Е.Р. лекарственными препаратами не обеспечен.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить М*** Е.Р. вышеуказанными лекарственными препаратами, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего М*** Е.Р. – Молгачевой С.А. компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области содержится просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Согласно выписке из Региональной медицинской информационной системы несовершеннолетний М*** Е.Р. полностью обеспечен лекарственным препаратом «***» по рецептам от 23.05.2023 № ***, № ***, лекарственным препаратом «***» по рецепту от 11.01.2023 № ***. Лекарственный препарат «***» на данный момент имеется в аптечном пункте, при обращении в аптечный пункт истец будет им обеспечен. На поставку лекарственного препарата «***» 04.09.2023 подписан государственный контракт, по факту поставки истец будет обеспечен им в полном объеме. Кроме того указано, что М*** Е.Р. не обеспечен лекарственным препаратом «***» по рецептам от 11.01.2023 № ***, № ***, № ***, лекарственным препаратом «***» по рецептам от 23.05.2023 № ***, № ***, № *** по причине отказа законного представителя от предложенных в аптечном пункте лекарственных препаратов. Министерством здравоохранения Ульяновской области проводились все возможные мероприятия для обеспечения истца медицинскими изделиями и лекарственными препаратами. Также в жалобе указано, что сумма взысканной судом компенсации морального вреда необоснованно завышена, поскольку истцом не представлено исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые явились следствием бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, а также медицинского обоснования невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, М*** Е.Р., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает редким генетическим заболеванием «***», наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «***».

В связи с наличием данного тяжелого заболевания и по жизненным показаниям М*** Е.Р. необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов, в том числе: «***» по рецептам от 31.01.2023 №*** и от 15.03.2023 № ***, «***» по рецептам от 03.02.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 13.04.2023 № ***, «***» по рецептам от 11.01.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 14.04.2023 № ***, «***» по рецептам от 15.03.2023 № ***, от 04.04.2023 № ***, от 23.05.2023 № ***.

Указанные лекарственные препараты М*** Е.Р. назначены врачами, в том числе на основании решений врачебной комиссии Государственного учреждения здравоохранения «***», а также Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «***» Министерства здравоохранения Российской Федерации, где М*** Е.Р. регулярно наблюдается в *** (л.д. 61-62, 97-105).

Между тем до настоящего времени М*** Е.Р. данными лекарственными препаратами не обеспечен.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям,  исходил из того, что М*** Е.Р. как ребенок-инвалид в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить истца указанными лекарственными препаратами

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

Статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к которым отнесены инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Нуждаемость несовершеннолетнего М*** Е.Р. в применении лекарственных препаратов *** по жизненным показаниям подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе протоколом врачебной комиссии ГУЗ «***» от 14.03.2023, а также выписными эпикризми ГУЗ «*** от 15.03.2022, 13.10.2022, 15.12.2022 (л.д. 64-66, 69-75, 76, 77-78).

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения М*** Е.Р. необходимыми ему лекарственными препаратами следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Поскольку вышеуказанные лекарственные препараты назначены М*** Е.Р. по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, данные лекарственные препараты должны быть предоставлены ему бесплатно.

Вопреки доводам апелляционной жалобы обеспечение инвалида необходимой ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права инвалида на охрану его здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вины Министерства здравоохранения Ульяновской области не имеется ввиду отказа законного представителя ребенка от аналогичных лекарственных препаратов, предоставленных ему в аптечном пункте, судебной коллегии отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что врачами ГУЗ «***», ГУЗ «***», ФГБОУ ВО «***» Министерства здравоохранения Российской Федерации назначены ребенку именно спорные лекарственные препараты, которые не могут быть заменены на аналоги.

Доводы жалобы о наличии в настоящее время в аптечном пункте лекарственного препарата «***» и принятии мер по заключению государственного контракта на поставку лекарственного препарата «***» после вынесения обжалуемого решения не свидетельствуют о незаконности решения суда и не могут являться основанием для его отмены, а свидетельствуют лишь о принятии мер к добровольному его исполнению ответчиком.

Ссылка в жалобе на обеспечение М*** Е.Р. лекарственными препаратами «***» и «***» на существо принятого решения не влияют, поскольку обжалуемым решением обязанность по обеспечению указанными лекарственными препаратами на ответчика не возлагалась.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего М*** Е.Р. необходимыми лекарственными препаратами ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя ребенка денежной компенсации причиненного морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, суд исходил из степени вины ответчика, длительности нарушения прав ребенка.

Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу несовершеннолетнего ребенка-инвалида, страдающего редким генетическим заболеванием, соответствует требованиям разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ребенок не обеспечен лекарственным препаратом по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, на которого возложена обязанность по организации обеспечения той категории граждан, к которой относится несовершеннолетний М*** Е.Р. Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2024 года