Дело № 3а-303/2023
73OS0000-01-2023-000235-34
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2023 года
город
Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
Баланюка Александра Дмитриевича и Баланюк Светланы Викторовны к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 2381 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019
года, пункта 3714 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 7910 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 7640
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25
ноября 2022 года,
у с т а н о в и л :
27 ноября 2019 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 192-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2020
год» (далее также приказ № 192-пр).
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2021
год» (далее также приказ № 245-пр).
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость», на 2022 год» (далее
также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год» (далее приказ № 264-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 и
2023 годы соответственно. Перечни
являются приложениями к приказам.
Баланюк
А.Д., Баланюк С.В. обратились в Ульяновский областной суд с административным
иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
о признании недействующими пункта 2381 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 3714 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020
года, пункта 7910 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 7640 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022
года,
В
обоснование заявленных требований указали на то, что оспариваемыми
пунктами в перечни на 2020 – 2023 годы
включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по
адресу: ***, которое принадлежало
на праве общей долевой собственности в период с 25 февраля 2004 года по 14
апреля 2022 года Баланюк А.Д., а затем стало принадлежать Баланюк С.В. на основании брачного договора
от 14 апреля 2022 года.
Включение
объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено
незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей
378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования
земельного участка, ни назначение помещений здания однозначно не позволяют
отнести его к административно-деловому или торговому центру.
Фактическое
обследование здания с кадастровым
номером *** с целью определения вида его фактического использования для включения в перечни на 2020-2023 годы не производилось.
Административные
истцы Баланюк А.Д., Баланюк С.В. в суд не явились, о месте и времени судебного
заседания извещены.
Представитель
административных истцов Власова О.Г. в суд не явилась, о месте и времени
рассмотрения дела извещена, ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по
доводам, изложенным в административном иске.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Елистратова А.В. суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Ранее в судебном заседании указала, что здание с кадастровым номером *** было
включено в перечни исходя из его наименования – «административное здание». Было
проведено фактическое обследование расположенных в здании помещений, по
результатам которого комиссией по рассмотрению вопросов определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в
отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций
определяется как их кадастровая стоимость, принято решение об исключении
объекта недвижимости с кадастровым номером ***
из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022,
2023 годы.
Представители ООО
«Ваша Мебель», ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явились, будучи
надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и
представителя административного ответчика.
Исследовав материалы
административного дела, заключение
прокурора Холодилиной Ю.О. об
удовлетворении требований административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и» части
1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих
принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения относится решение вопросов установления,
изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября
2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года,
которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.
Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264)
от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Пунктом 2381 приказа № 192-пр, пунктом 3714 приказа №245-пр,
пунктом 7910 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включено
нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено
Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также -
Министерство) является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия
собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными
участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области,
управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных
законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения
Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
имущество организаций:
а) определяет на этот налоговый период
перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень);
б) направляет перечень в электронной форме в
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;
в) размещает перечень на официальном сайте
Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022
года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2023 годы.
Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации
7301202211300001.
Пунктом 7640 приказа № 264-пр в перечень на 2023 год включено
нежилое здание с кадастровым номером ***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты были приняты
уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры
Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их
компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в
той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с
соблюдением процедуры официального опубликования.
Определяя
правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечни, суд приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая
база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в
соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Согласно п.п.1 п. 1
ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в
отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом
налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное
использование или наименование которых в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в
котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается
одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр
(комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного
или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения
встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей
статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади
для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и
(или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
Редакция п. 1 ст.
1.1 указанного закона на момент принятия приказов № 167-ПОД, 192-ПР, 245-пр
предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов
недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров
и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь
указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания
приказа № 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что
налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них (в ред. Закона
Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5
настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе судебного
разбирательства установлено, что Баланюк А.Д. являлся в период с 4 августа 2003
года по 14 апреля 2022 года сособственником объекта недвижимого имущества –
нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 9091,4 кв.м, расположенного по
адресу: ***, ему принадлежало 8044/10000 доли, право общей долевой
собственности на которые перешло 15 апреля 2022 года Баланюк С.В.
Назначение указанного здания – нежилое здание
Его наименование –
административное здание с пристроями и подвалом.
Данный объект
недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 12 281 кв.м, имеющем вид
разрешенного использования – для административного здания.
Как пояснил в ходе
рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** был включен в перечни исходя из
поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о
наименовании объекта – «административное здание с пристроями и подвалом».
Однако вышеуказанные
наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного
использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование
здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения,
так и в целях размещения только торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Таким образом,
принадлежавшее административному истцу нежилое здание могло быть включено в
перечни при условии установления
уполномоченным органом того, что
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью
не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта
недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового
обслуживания.
Фактическое
обследование нежилого здания с
кадастровым номером *** уполномоченным
органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых
в части перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 годы не
проводилось.
Согласно
составленному АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» по состоянию на
14 февраля 2022 года техническому паспорту на
объект недвижимого имущества, имеющий наименование «административное
здание с пристроями и подвалом», расположенный по адресу: ***, данный объект недвижимого имущества
имеет площадь 9091,39 кв.м, состоит из
площади нежилых помещений по
классификации: торговой (18,36 кв.м), складской (517,11 кв.м),
производственной (165,62 кв.м), учрежденческой (2269,06 кв.м), общественного
питания (979,78 кв.м), культурно-бытовой (224,16 кв.м), служебной (4917,0
кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования: «кабинет», «процедурная», «туалет», «умывальная», «лестничная клетка», «служебная»,
«коридор», «торговый зал», «склад», «тамбур», «кладовая»,
«регистратура», «столовая», «касса», «щитовая», «холодильник», «инвентарная», «овощной цех», «бельевая», «мастерская», «раздевалка»,
«венткамера», «преддушевая», «фотарий», «сан.узел», «душевая»,
«пультовая», «архив», «вестибюль»
«проходная», «бюро пропусков», «гардеробная», «подсобная», «оружейная», «шкаф»
«машинное отделение», «комната отдыха», «бытовая», «бойлерная», «АТС», «класс».
Наименование и
назначение помещений указанного объекта
не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование
отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного
истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической
инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нельзя признать
спорный объект недвижимости также предназначенным для размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу
378.2 НК РФ.
Согласно
техническому паспорту в здании располагаются, в том числе, помещения, которые
могут быть отнесены к торговой, площадью
18,36 кв.м кв.м., помещения, которые могут быть отнесены к объектам общественного питания, площадью 979,78 кв.м.
Однако площадь этих помещений, которые предполагают размещение в них торгового
объекта и объекта общественного питания, составляет 10,98% от общей площади
объекта недвижимого имущества 9091,4 кв.м.
По фактическому
использованию помещений в данном здании,
исходя из представленных представителем административного истца документов,
также не имеется оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым
центром.
Учитывая
вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения спорного
объекта недвижимого имущества в перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы не
имелось.
Кроме
того, административным ответчиком 24 ноября 2023 года было проведено
обследование нежилого здания с
кадастровым номером *** и составлен акт о
фактическом использовании здания, помещений, в отношении которых налоговая база
по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость,
согласно которому в здании имеется площадь помещений, используемая для
размещения общественного питания, и она составляет 429,08 кв.м., то есть 4,7 %
от общей площади объекта недвижимого имущества 9091,4 кв.м.
5 декабря 2023 года
Комиссией по рассмотрению вопросов
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организаций определяется как их кадастровая стоимость, принято решение о том,
что подлежит исключению объект недвижимости с кадастровым номером *** из
перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы.
Распоряжением
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 13
декабря 2023 года № 4891-од подтверждено, что указанный объект не соответствует
критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации,
и подлежит исключению из указанных перечней, и дано указание Департаменту
земельных отношений и реестра обеспечить внесение изменений в приказы.
Однако приказы о
внесении изменений в оспариваемой части в приказы Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11
ноября 2020 года, № 214-пр от 29 ноября 2021 года и в приказ Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года
не приняты.
При таких
обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению в
полном объеме.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны
недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административные истцы являются плательщиками налога на имущество за период с
2020 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок
действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений
приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно,
оспариваемые административными истцами пункты нормативных правовых актов
следует признать недействующими с момента их принятия.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения КАС РФ, в том числе глава 21,
не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
КАС РФ.
В силу части 1 статьи
103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и
издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая решение, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу административных истцов
Баланюка Александра Дмитриевича и Баланюк Светланы Викторовны в
возмещение понесенных ими расходов по
уплате государственной пошлины по 600 руб. в пользу каждого.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Баланюка
Александра Дмитриевича и Баланюк Светланы Викторовны к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими в части нормативных
правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2381 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт
3714 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт
7910 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт
7640 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Баланюка Александра
Дмитриевича и Баланюк Светланы Викторовны
в возмещение расходов по
уплате государственной пошлины по 600 руб. в пользу каждого.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова