Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 28.12.2023 под номером 110353, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-003757-07

Судья Саенко Е.Н.                                                                          Дело №33а-5770/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 8 августа 2023 года по делу №2а-3099/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный по исполнительному производству №*** от 31.05.2023 на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Чеджемовой О.И. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 16.06.2023 в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области с 50 000 руб. до 37 500 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Кочетковой А.Ю., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 16.06.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №*** от 31.05.2023, возбужденному в связи с необеспечением Кочетковой В.А. лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «***» (торговое наименование – «***»).

Министерство является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование.

Кроме того немедленное исполнение решения суда в настоящее время не представляется возможным по причине прекращения поставок лекарственного препарата в Российскую Федерацию, о чем свидетельствует сообщение прямого дистрибьютора ***, АО «***» от 19.10.2022. Министерством 02.06.2023 были направлены обращения главному врачу ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», главному врачу ГУЗ «УОКБ», руководителю «Референс-центра врожденных, наследственных заболеваний, генетических отклонений, орфанных и других редких заболеваний у детей» с целью организации консилиума по подбору альтернативного варианта терапии, а также другими необходимыми мероприятиями для оказания Кочетковой В.А. необходимой медицинской и лекарственной помощи. 02.06.2023 аналогичное письмо направлено главному внештатному специалисту аллергологу-иммунологу. О дефектуре данного лекарственного препарата на российском фармацевтическом рынке также был уведомлен ведущий судебный пристав-исполнитель.

Административный истец просил освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №*** от 31.05.2023.

К участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И., УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – Кочеткова В.А., врио начальника МОСП по исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Аксёнова А.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Полагает, что судом необоснованно не приняты доводы Министерства, приведенные в административном иске. Обращает внимание на то, что по сообщению ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» Кочеткова В.А. 19.07.2023 должна планово госпитализироваться в ФГБУ «***», где будет рассмотрен вопрос альтернативного варианта лечения по причине прекращения поставок в Россию препарата «***».

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме законного представителя Кочетковой В.А. - Кочетковой А.Ю., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Такие нарушения допущены судом по настоящему делу.

Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов. Законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются одними из основных принципов исполнительного производства.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если иное не установлено данным федеральным законом (ч.12 ст.30 названного федерального закона).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.78 постановления от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» обратил внимание судов, что по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

С учетом положений ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2015 №654-О, п.75 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50).

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного иска, является наличие в поведении должника признака противоправности.

Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, принял ли должник все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению решения суда в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Как установлено по делу, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.10.2022 по делу №2-4804/2022, вступившим в законную силу 01.03.2023, частично удовлетворен иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней Кочетковой В.А. На Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Кочеткову В.А. лекарственным препаратом «***» (международное непатентованное наименование «***») в количестве 30 флаконов (6 упаковок) в год. С Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Кочетковой В.А. взысканы денежные средства за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат в размере 91 000 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

На основании данного решения суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 31.05.2023 возбуждено исполнительное производство №*** об обязании Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечить Кочеткову В.А. лекарственным препаратом «***» (международное непатентованное наименование «***») в количестве 30 флаконов (6 упаковок) в год (л.д. 46-47).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-и дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения в порядке, установленном ч.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в Министерство здравоохранения Ульяновской области 01.06.2023.

16.06.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой О.И. по исполнительному производству №*** от 31.05.2023 вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения (л.д. 52).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания исполнительского сбора с Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку оно, являясь должником по исполнительному производству, не исполнило в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа.

При этом суд посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора, исходя из того, что требуемый лекарственный препарат «***» (международное непатентованное наименование «***»), импортного производства, не поставляется производителем в российскую Федерацию, и его закупка не представляется возможной, а также в связи с совершением Министерством действий по направлению запросов коммерческих предложений для организации закупочной процедуры лекарственного препарата «***», а также направлению запросов в медицинские учреждения с целью организации консилиума по подбору альтернативного варианта терапии в отношении Кочетковой В.А.

Однако судом не дана оценка тому обстоятельству, что 25.04.2023 Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» принято решение №25-6/215 об отмене государственной регистрации и исключении из государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения лекарственного препарата (регистрационное удостоверение *** от 24.12.2007, выдано Санофи, Швеция): «*** (***) ***» (международное непатентованное наименование «***»), на основании подачи уполномоченным юридическим лицом Представительством АЛ «***» (Франция), Россия, заявления об отмене государственной регистрации лекарственного препарата.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 вышеуказанного Кодекса, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение не отвечает данным требованиям.

Принимая во внимание, что на дату возбуждения исполнительного производства (31.05.2023) и по настоящее время требуемый лекарственный препарат был исключен из «Государственного реестра лекарственных средств», не поставлялся в Российскую Федерацию, и его закупка в установленном законом порядке не осуществлялась, оснований для вменения должнику в вину неисполнение требований исполнительного документа в 5-и дневный срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, у суда не имелось.

Решение суда, влекущее для Министерства обязанность по уплате исполнительского сбора, при отсутствии виновного поведения в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не может быть признано законным и обоснованным.

В силу указанного требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением №*** от 16.06.2023 по исполнительному производству № *** от 31.05.2023, подлежат удовлетворению.

На основании приведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, принятое по делу решение подлежит отмене на основании п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 8 августа 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области к ведущему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Чеджемовой О.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Чеджемовой О.И от 16.06.2023 по исполнительному производству №*** от 31.05.2023.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.12.2023.