Судебный акт
Обеспечение инвалидов ТСР
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110341, 2-я гражданская, об обеспечении ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-003832-29

Судья Денисова М.А.                                                                           Дело № 33-5793/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска                   от 29 августа 2023 года по гражданскому делу № 2-3804/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Ибятова Ильяса Искандеровича, удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Ибятова Ильяса Искандеровича, *** года рождения, ***, в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 23.03.2023 № 20.102.Э.73/2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Ибятова Ильяса Искандеровича, *** года рождения, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Абасева А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Ибятова И.И., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Ибятов И.И., *** года рождения, является ***, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве, в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате нечастного случая на производстве от 24.01.2023 нуждается в обеспечении *** (***).

В связи с отсутствием в указанной программе реабилитации уточняющей информации о медицинских показаниях к управлению *** ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России 23.03.2023 выдана программой реабилитации пострадавшего в результате нечастного случая на производстве № 20.102.Э.73/2023, в которой указано, что у Ибятова И.И. имеются медицинские показания к обеспечению *** (***).

До настоящего времени Ибятов И.И. таким *** не обеспечен.

Просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Ибятова И.И.  ***, взыскать с ответчика в пользу Ибятова И.И.  компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                       ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области содержится требование об отмене решение суда в части взыскания компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. и принятии в указанной части нового решения.

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение *** техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Для обеспечения лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, *** (***) *** ОСФР по Ульяновской области в 2023 году неоднократно размещались в единой информационной системе в сфере закупок запросы ценовой информации, но коммерческих предложений не поступило.

С учетом требований законодательства участником закупки может выступать любая организация, осуществляющая производство (поставку) *** на территории Российской Федерации, соответствующая необходимым требованиям. Производство специальных *** на территории Российской Федерации приостановлено. Единственная организация, осуществляющая производство *** на территории Российской Федерации, соответствующая необходимым требованиям – АО «Автоваз» планирует вернуть на производственные линии *** в 2024 году.

ОСФР по Ульяновской области предпринимались все зависящие от него меры для обеспечения истца ***, однако, необеспечение произошло не по вине ответчика, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.

Ибятов И.И., представители Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ибятов И.И., 22.11.1976 года рождения, является *** в результате несчастного случая на производстве, *** установлена бессрочно.

В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от  23.03.2023, выданной взамен программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве от 24.01.2023, Ибятов И.И. подлежит обеспечению в том *** (л.д. 61-65).

Заявление на обеспечение Ибятова И.И. *** подано истцом в ОСФР по Ульяновской области 31.01.2023 по разработанной программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве от 24.01.2023, выданной взамен программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве от 29.06.2022 (л.д. 78, 79-82).

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Ибятов И.И. *** с ***.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения ***а положенным ему техническим средством реабилитации, и, учитывая нарушение прав ***а на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу ***а денежной компенсации морального вреда.

Решение суда в части обеспечения истца *** ответчиком не оспаривается.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда судебная коллегия соглашается.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                              «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации *** является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации ***а, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у.

*** является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограничение способности к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ установлено, что обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в том числе на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение *** при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.

Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 33 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286, оплате подлежат расходы на обеспечение застрахованного лица *** при наличии у него медицинских показаний для получения *** и отсутствии противопоказаний к вождению.

Согласно пункту 36 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286, оплата расходов на обеспечение застрахованного лица *** осуществляется страховщиком с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку. В силу п. 37 указанного Положения при обеспечении застрахованного лица *** заключается договор между страховщиком, производителем (поставщиком) *** и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом *** и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) *** осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (абзац восьмой статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 286, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 5 указанного Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику), решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее - программа реабилитации пострадавшего).

Указанное решение принимается страховщиком в течение 10 дней с даты поступления заявления застрахованного лица (его доверенного лица) со всеми необходимыми документами (их заверенными копиями), определяемыми страховщиком для каждого страхового случая.

При этом оплата дополнительных расходов на обеспечение *** производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанном виде обеспечения.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав *** на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Ибятова И.И. компенсации морального вреда основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно возложил на ОСФР по Ульяновской области обязанность по компенсации Ибятову И.И. морального вреда, определив ее в размере 5000 руб.

Принимая во внимание возраст Ибятова И.И., нуждаемость в ***, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав ***а, гарантированных Конституцией Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная коллегия не усматривает.

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда Ибятову И.И. ответчиком не представлено.

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технического средства реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежит отклонению. Право истца на получение *** не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых технических средств реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права Ибятова И.И.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области –                      без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2023 года