Судебный акт
Определение
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110334, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2023-003245-88

Судья Зубрилина Е. А.                                                                              Дело 33-5474/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2023 года, с учетом определения от 25 сентября 2023 года об исправлении описки, по делу №2-2798/2023, по которому постановлено: 

исковые требования Корниловой Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно удовлетворить.

Установить факт проживания Корниловой Татьяны Владимировны в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 17 июля 1986 г. по                     30 октября 1986 г.

Обязать Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Корниловой Татьяне Владимировне страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии   со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 18 апреля 2023 г.    

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Корниловой Т.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,   судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Корнилова Т.В.  обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) об установление факта проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом, признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить пенсию по старости.

Требования были мотивированы тем, что 30 марта 2023 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 21 марта 2023 г. была учтена часть периодов ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» только на один год.

При этом ответчиком не был учтен период ее проживания с 17 июля 1986 г. по                     30 октября 1986 г. в с. *** Карсунского района Ульяновской области.

С указанным выше решением она не согласна, поскольку факт проживания ее в зоне со льготным социально-экономическим статусом подтверждается имеющимися у нее доказательствами.

В связи с этим просила суд установить факт ее проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом в период с 17 июля 1986 г. по 30 октября          1986 г., признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г.            № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с 18 апреля 2023 г.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно установил факт постоянного проживания истца в спорный период в с. *** только на показаниях свидетелей. Факт проживания (работы) на загрязненной территории должен подтверждаться документально.

В возражениях на апелляционную жалобу Корнилова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 30 марта 2023 г.  истец Корнилова Т.В. обратилась с заявлением в ОСФР по Ульяновской области о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 21 марта 2023 г.  истцу Корниловой Т.В.  была учтена часть периодов ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Учтенные ответчиком периоды проживания истца Корниловой Т.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом дают ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» только на один год.

При этом ответчиком не был учтен период проживания истца с 17 июля 1986 г. по 30 октября 1986 г. в с. *** Карсунского района Ульяновской области. Данная местность отнесена зоне с льготным социально-экономическим статусом

Не согласившись с отказом во включении  указанного периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, истец Корнилова Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта проживания Корниловой Т.В. в период с 17 июля 1986 г. по  30 октября 1986 г. в с. *** Карсунского района Ульяновской области, которое отнесено к зоне с льготным социально-экономическим статусом,  в связи с чем пенсионный возраст ей может быть снижен на 2 года в силу статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поскольку Корнилова Т.В.  достигла возраста 53 лет 18 апреля 2023 г., то суд удовлетворил требования истца о назначении ей пенсии с указанного времени.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно установлены и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3 статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г.  № 1244-1.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г.  № 1244-1 действие данного закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны со льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г.          № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются данные нормы закона, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Гражданам проживавшим (работавшим) на территории с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34 Закона от 15 мая 1991 г.                 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г.          № 557 с. *** Карсунского района Ульяновской области включено в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. № 538н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В подпункте «б» пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Из материалов дела следует, что истец Корнилова Т.В. родилась *** года в с. *** Карсунского района Ульяновской области.

Согласно справке, выданной администрацией МО Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, истец Корнилова Т.В. была зарегистрирована в с. *** Карсунского района Ульяновской области с 31 октября 1986 г. по 31 июля 1990 г.

Между тем, согласно справке ОАО «***», Корнилова Т.В. работала на *** фабрике ***зделий с 11 ноября 1985 г. по 16 июля 1987 г. , с 11 ноября 1986 г. по 2 ноября 1988 г.,  с 23 мая 1989 г. по 1 августа 1990 г.

Из выданной администрацией МО Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области  справки следует, что *** фабрика ***, переименованная в ОАО «***»  и находится в с. *** Карсунского района Ульяновской области. Данная местность относится к местности с льготным социально – экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

Из похозяйственной книги за 1986-1990 гг. следует, что истец Корнилова Т.В., не достигшая в 1986 г. возраста совершеннолетия, проживала вместе со своими родителями в. *** Карсунского района Ульяновской области.

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели *** А.К., который является главой сельского поселения, и *** А.В., который является братом истца,  подтвердили факт проживания истца в спорный период в доме родителей в       с. *** Карсунского района Ульяновской области.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что факт проживания истца в с. *** Карсунского района Ульяновской области в спорный период подтверждается вышеуказанными письменными доказательствами.

Кроме того, данные обстоятельства нашли свое подтверждение и в показаниях свидетелей.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

При  этом судебная коллегия отмечает, что истцу Корниловой Т.В. в спорный период было 16 лет, а поэтому она не имела возможности проживать отдельно от своих родителей, что в целом подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в том числе сведениями из похозяйственной книги.

В соответствии с вышеназванными положениями закона, указанные обстоятельства дают истцу право выхода на пенсию со снижением возраста на 2 года.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорный период истец Корнилова Т.В.  постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют их позицию  при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2023 года, с учетом определения от 25 сентября 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря 2023 г.