Судебный акт
О признании незаконным отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110286, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве арендыземельного участка, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-004667-90

Судья Бойкова О.Ф.                                                                       Дело №33а-5836/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28 августа 2023 года по делу №2а-3709/2023, которым постановлено:

обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области рассмотреть заявление Савельчевой Татьяны Викторовны о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка сроком на три года с условным кадастровым номером ***.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Плашенковой К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Савельчевой Т.В. - Прокопенко И.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

Савельчева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

В обоснование требований указала, что она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером *** площадью 2730 кв.м, по адресу: ***, г***, однако в удовлетворении данного заявления было отказано.

Считает отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок полностью совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого утверждена схема, необоснованным, поскольку согласно п.20 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти, или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять его в срок не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения в уполномоченный орган кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. Однако каких-либо решений и схем, касающихся рассматриваемого участка, на кадастровых картах не отображено.

Просила признать незаконным отказ в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером *** площадью 2730 кв.м; обязать административного ответчика в течение 10 дней после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы и предварительного согласования предоставления на праве аренды указанного земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Не соглашается с выводом суда о необходимости приложить к обжалуемому отказу решение (распоряжение) на предмет отказа, поскольку в таком случае будут нарушены требования Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Кроме того, порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплен ст.39.15 ЗК РФ, согласно которой обязанность уполномоченного органа прикладывать к отказу ранее принятое решение об утверждении схемы при наличии оснований для отказа в утверждении схемы по подп.2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, не предусмотрена.

Министерством к материалам дела было приобщено распоряжение от 03.03.2023 №*** «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка ***, площадью 2256 кв.м, местоположение: ***.

Учитывая, что у испрашиваемого земельного участка границы частично совпадают с границами земельного участка, схема расположения в отношении которого уже утверждена, исполнить требование суда и повторно рассмотреть заявление Савельчевой Т.В. невозможно.

В случае принятия Министерством решения о проведении аукциона на право заключения договора земельного участка, площадью 2256 кв.м, административный истец имеет право участвовать в нем на общих основаниях.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Савельчевой Т.В. – Прокопенко И.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась Савельчева Т.В., о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч.2 ст.62 КАС РФ).

В силу подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Положениями подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, Савельчева Т.В. обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением от 12.03.2023 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды на срок три года в порядке подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на территории кадастрового квартала *** по адресу: *** (л.д. 5).

Согласно схеме расположения земельного участка с условным номером ***, площадь земельного участка составляет 2730 кв.м, участок располагается между земельными участками с кадастровыми номерами *** и ***. Категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж8С – зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), вид разрешенного использования – ведение огородничества (л.д. 6).

Заявление административного истца поступило на рассмотрение административному ответчику 28.03.2023 (вх. №***).

По итогам рассмотрения данного заявления Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области дан ответ от 07.04.2023 №***, которым Савельчевой Т.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подп.2 п.8 ст.39.15, подп.2 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве основания отказа указано, что испрашиваемый земельный участок полностью совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого утверждена схема (л.д. 7).

Административным ответчиком в дело представлено распоряжение от 03.03.2023 №*** об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартиле *** с условным номером ***, площадью 2256 кв.м, местоположение: ***, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

ОГКУ «Региональный земельно-имущественный центр» в срок не более чем 5 рабочих дней со дня издания настоящего распоряжения должен обеспечить его направление с приложением схемы расположения земельных участков в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Сведений об утверждении данной схемы расположения земельного участка не имеется в Росреестре, они не отражены на публичной кадастровой карте.

Принимая решение о возложении на административного ответчика обязанности по рассмотрению заявления Савельчевой Т.В. от 12.03.2023 о предварительном согласовании предоставления на праве аренды под огородничество земельного участка с условным кадастровым номером ***, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное заявление административным ответчиком надлежащим образом не рассмотрено, представленное Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в материалы дела распоряжение от 03.03.2023 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером ***, площадью 2256 кв.м, не может служить основанием к вынесению оспариваемого отказа.

Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции требования Савельчевой Т.В. в полном объеме не рассмотрены. Не принято решение по требованию административного истца о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 07.04.2023 №***.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом допущено такое нарушение в связи с несоблюдением требований ч.1 ст.175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Оценивая приведенные выше обстоятельства, нормы права, регулирующие правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в связи со следующим.

У административного ответчика при рассмотрении заявления Савельчевой Т.В. от 12.03.2023 (вх. №17286 от 28.03.2023) отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления.

То обстоятельство, что по инициативе административного ответчика было принято распоряжение от 03.03.2023 №*** об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, площадью 2256, местоположение: *** (л.д. 25-26), не может свидетельствовать о законности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления Савельчевой Т.В. испрашиваемого земельного участка, поскольку на дату обращения административного истца в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением от 12.03.2023 (вх.№*** от 28.03.2023) о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в Министерстве не имелось других заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка с такими же координатами на каком-либо праве, а также информации о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка и о заявках на участие в аукционе, то есть испрашиваемый участок был свободен от прав третьих лиц.

Административным ответчиком не представлены доказательства того, что испрашиваемый земельный участок был образован в соответствии с подп.4 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц.

Материалами дела достоверно установлено, что административным истцом выполнены действия из числа предусмотренных статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в целях предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду на основании подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом установлено, что на дату поступления в уполномоченный орган заявления Савельчевой Т.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении административного ответчика не находилось поданного другим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение которого совпадало бы с границами испрашиваемого административным истцом земельного участка.

Также в дело не представлено доказательств обоснованности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка по основанию подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и в отношении него Министерством совершаются действия для реализации через аукцион, не могут служить препятствием для восстановления нарушенного права административного истца.

Данные доводы не подтверждены объективными доказательствами. Ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию административным ответчиком не представлено доказательств в обоснование своей позиции.

Установлено, что на момент обращения административного истца с соответствующим заявлением испрашиваемый земельный участок не являлся предметом аукциона.

Кроме того, согласно данным Публичной кадастровой карты по состоянию на 19.12.2023 испрашиваемый Савельчевой Т.В. земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

В силу установленных обстоятельств, оспариваемый отказ является незаконным. На административного ответчика следует возложить обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления Савельчевой Т.В. от 12.03.2023 без учета оснований, указанных в отказе от 07.04.2023 №***.

Решение суда подлежит изменению с указанием о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 07.04.2023 №*** в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером ***, площадью 2730 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании заявления Савельчевой Татьяны Викторовны от 12.03.2023 (вх. №*** от 28.03.2023) и обязании административного ответчика рассмотреть заявление Савельчевой Т.В. без учета оснований, приведенных в отказе от 07.04.2023 №***.

В остальной части принятое по делу решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28 августа 2023 года изменить, дополнив резолютивную часть решения суда абзацами следующего содержания.

Административное исковое заявление Савельчевой Татьяны Викторовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 07.04.2023 №*** в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером ***, площадью 2730 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании заявления Савельчевой Татьяны Викторовны от 12.03.2023.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области рассмотреть заявление Савельчевой Татьяны Викторовны от 12.03.2023 без учета оснований, указанных в отказе от 07.04.2023 №***.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи  

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2023.