Дело № 3а-314/2022
73OS0000-01-2023-000261-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Цибина Сергея Николаевича к Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Цибин С.Н. обратился в суд с
административным исковым заявлением к Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 руб.
В обоснование заявленных требований
указал, что решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
мая 2018 года на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области возложена обязанность
обеспечить его специализированным
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на
территории Старомайнского района Ульяновской области. Однако решение суда не
исполнено до настоящего времени.
Судом к участию в деле были
привлечены в качестве административного ответчика Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области.
В судебное заседание Цибин
С.Н. и его представитель Сотников И.А. не явились, о месте и времени
рассмотрения дела извещены, ранее в предварительном судебном заседании настаивали
на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в
административном иске.
Представитель Министерства
финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть
дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что
Министерство финансов Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по
делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта –
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (далее также Министерство).
Заявленный истцом размер
компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и
справедливости.
Министерством систематически
проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов.
В целях финансовой поддержки
детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П
«О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.
Таким образом, в действиях
Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в
разумный срок.
Представитель Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное
заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве просил в удовлетворении иска отказать,
указывая на то, что Министерство не является организацией, которая
самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.
Министерством проводилась
систематически работа по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до
Министерства, не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем данной
категории граждан, что в свою очередь привело к образованию большой
очередности.
Министерством проводится
системная работа по повышению качества
реализации установленных федеральным законодательством дополнительных гарантий
жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению бюджетного финансирования
мероприятий по обеспечению жильем данной
категории граждан.
Заявленную административным
истцом сумму компенсации считает необоснованной.
Представитель Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное
заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим
образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело Чердаклинского
районного суда Ульяновской области № ***,
суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3
статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские,
иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе
сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета
спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в
разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут
обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если
такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с
заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При
этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков
исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на
исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от
наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2
данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3
указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному
исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со
дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения
судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания
производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1
статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов
осуществляется в разумные сроки.
Как разъяснено в пункте 55
постановления Пленума Верховного Суда РФ от
29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по
требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется
органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом
или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи
исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или
производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения
судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу
соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения)
исполнения судебного акта.
В силу разъяснений, данных в
пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия
органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по
исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они
производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо
учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного
исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных
статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или
взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены
обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли
задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением
заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета
(часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт
12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 17
мая 2018 года
по гражданскому
делу №*** удовлетворены исковые
требования прокурора Старомайнского
района Ульяновской области, предъявленные в интересах, в том числе и Цибина
С.Н. На Министерство промышленности строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить
Цибина Сергея Николаевича специализированным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на территории Старомайнского района Ульяновской
области.
Апелляционным определением
Ульяновского областного суда от 18 сентября 2018 года указанное решение суда
оставлено без изменения, вступило в
законную силу.
11 октября 2018 года
Чердаклинским районным судом Ульяновской области в
адрес Цибина С.Н.
был направлен исполнительный лист ***.
Данный исполнительный
документ Цибиным С.Н. не предъявлялся к исполнению в соответствующую службу
судебных приставов.
До настоящего времени
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
мая 2018 года
не исполнено.
С настоящим административным
исковым заявлением обратился в суд 21 2022 года, т.е. в установленный частью 8
статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Определяя продолжительность
периода исполнения решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
мая 2018 года, суд считает необходимым
руководствоваться вышеприведенными
разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от
29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный
срок», о том, что общая
продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его
вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного
или неимущественного характера осуществляется
без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного
производства.
При этом суд исходит из
того, что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного
жилого помещения, очевидно, подлежало исполнению и могло быть исполнено в
рамках ординарных административных процедур без выдачи исполнительного листа и
возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, суд считает
необходимым исчислять общую продолжительность исполнения решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
мая 2018 года
с момента вступления указанного
решения суда в законную силу – 18 сентября 2018 года.
С учетом этого период
исполнения судебного решения на момент разрешения административного спора в
данном случае составляет 5 лет 3 месяца 8 дней.
Приведенное Министерством жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области в качестве причины, препятствующей исполнению решения суда,
обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете
Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в
удовлетворении исковых требований.
В силу изложенного и,
учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств,
препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу
о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию
разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика
не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17
мая 2018 года.
При таких
обстоятельствах Цибин С.Н. имеет право на присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5
части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок
судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2
статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть
взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области
за счет средств бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности и справедливости.
Учитывая установленные выше
обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта,
значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным удовлетворить
требование Цибина С.Н. и присудить ему компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Цибина Сергея Николаевича удовлетворить.
Присудить Цибину Сергею Николаевича компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60
000 рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Цибина Сергея Николаевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 60 000 рублей.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова