Судебный акт
Восстановление на учете нуждающихся
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110266, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления (решения) комиссии ФСИН России, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2023-001441-15

Судья Надршина Т.И.                                                                          Дело № 33-5472/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,  

судей  Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Федеральной службы исполнения наказаний на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 июля 2023 года с учетом определения того же суда от 19 сентября 2023 года об исправлении описки по делу № 2-1497/2023, которым  постановлено:

 

исковые требования Романова Виталия Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания в части снятия Романова Виталия Викторовича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выраженное в протоколе №2 от 26.01.2023.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказания обязанность восстановить Романова Виталия Викторовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.04.2014 года составом семьи из 3 человек.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Романова В.В., его представителя Носова А.Н., Додоновой Н.А., Романовой Р.Н.,  полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Романов В.В. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России) о признании незаконным и подлежащим отмене решения на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указал, что в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе он был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Протоколом № 2 заседания комиссии ФСИН России от 26.01.2023 в его учетное дело были внесены изменения, из состава его семьи исключен сын  - Романов Е.В., он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. «б» п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, с чем не согласен. Комиссией было указано на его отказ в приватизации жилого помещения по адресу: ***. Просил признать незаконным и отменить постановление (решение) комиссии ФСИН России, выраженное в протоколе № 2 от 26.01.2023; обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем восстановления его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.04.2014 составом семьи из четырех человек.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Романова Е.В., Романову Е.М., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *** А.А. и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что отказ истца от участия в приватизации жилого помещения и отказ супруги истца от наследства, не являются ухудшением жилищных условий. Ссылаясь на ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ и пп. «б» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, настаивает на том, что истец, отказавшись от участия в приватизации жилого помещения по адресу: ***, в котором зарегистрирован по месту жительства с сыновьями и матерью, а его супруга зарегистрирована по месту пребывания, совершил действия по ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Обращает внимание, что пятилетний срок, установленный со дня ухудшения жилищных условий, установленный ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, применим лишь при рассмотрении вопросов о принятии (непринятии) сотрудников на учет на получение единовременной социальной выплаты. Просит учесть, что супруга истца, после смерти своего отца 26.07.2018, являясь наследником первой очереди, отказалась от принятия наследства, то есть совершила действия по ухудшению жилищных условий с намерением получения выплаты в большем размере.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Романовой Е.М., несовершеннолетнего *** А.В., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе; уволен со службы 07.12.2015 приказом УФСИН России по Ульяновской области от 03.12.2015 № 423лс по п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию); выслуга лет истца на 07.12.2015 составляла 21 год 2 месяца 13 дней, в льготном исчислении – 30 лет 5 месяцев 10 дней (том 2, л.д.10).

Решением комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 25.08.2014 №08-2014 было принято решение направить пакет документов, представленный Романовым В.В. в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (том 2, л.д. 41-42).

Решением комиссии ФСИН России от 11.10.2016 Романов В.В. составом семьи 4 человека был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14.04.2014 (том 2, л.д. 34).

Согласно справке ООО «РИЦ» от 09.06.2023 истец Романов В.В. с 16.12.1992 по 31.07.1996, а затем с 26.08.1998 зарегистрирован и проживает по адресу: ***

По этому же адресу зарегистрированы и проживают: *** Р.Н. (мать истца) – с 16.12.1992; Романов Е.В., *** года рождения (сын истца) – с 30.01.2002; *** А.В., *** года рождения (сын истца) – с 26.08.2009; Романова Е.М. (супруга истца) – зарегистрирована временно до 19.09.2024, а ранее – на период – до 15.09.2019, до 10.06.2014.

Жилое помещение по адресу: ***, представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 47,1 кв.м, собственниками которой в равных долях являются *** Р.Н. (мать истца), Романов Е.В., *** А.В. (дети истца), по 1/3 доли в праве у каждого.

Право общей долевой собственности на квартиру по *** возникло у Романовых на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № *** от 05.06.2014 (том 1, л.д. 110).

26.04.2014 истец Романов В.В. от участия в приватизации указанного выше жилого помещения отказался (том 1, л.д. 113).

Супруга истца – Романова Е.М. с 30.03.1990 зарегистрирована по адресу: ***, в двухкомнатной квартире, общей площадью 45,9 кв.м, собственником которой на основании полной выплаты пая от 25.08.1982 являлся отец Романовой Е.М. – *** М.Ф. (том 1, л.д. 132, 134).

Материалами дела подтверждено, что отец Романовой Е.М. – *** М.Ф. умер ***

В права наследования после смерти *** М.Ф. вступила супруга умершего - Додонова Н.А. (мать Романовой Е.М.), которая состояла в браке с *** М.Ф. с 11.05.1973; другие наследники, в том числе Романова Е.М., от причитающейся им доли наследства отказались (том 1, л.д. 124, 125, 126).

В состав наследственного имущества умершего *** М.Ф. входили в том числе квартира по адресу: ***; жилой дом и земельный участок по адресу: ***

Решением комиссии ФСИН России от 26.01.2023 (протокол № 2) внесены изменения в учетное дело Романова В.В. в части уменьшения состава семьи до трех человек, из состава семьи исключен сын Романов Е.В.; Романов В.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (том 2, л.д. 2-4).

Полагая решение комиссии ФСИН России об изменении состава семьи и о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, Романов В.В. обратился в суд с настоящим иском.

Поскольку семья истца зарегистрирована и проживает в квартире, сособственником которой является его мать Романова Р.Н., а супруга истца – Романова Е.М. отказалась от причитающейся ей доли наследства после смерти своего отца, который состоял в зарегистрированном браке с Додоновой Н.А., и, соответственно, разрешение вопроса об обеспечении семьи истца нормой жилого помещения затрагивает права указанных лиц, которые не были привлечены к участию в деле, суд апелляционной инстанции на основании определения от 05.12.2023 перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Романова Р.Н., Додонова Н.А., а также в соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – несовершеннолетний *** А.В.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой указанной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (часть 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального закона решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

Разрешая по существу исковые требования Романова В.В., судебная коллегия исходит из следующего.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

Как указано в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 283-ФЗ, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Федерального закона, считаются:  супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).

Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (часть 2 ст. 4).

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 ст. 4).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4).

Частью 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника) (пункт 1); с обменом жилыми помещениями (пункт 2); с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения (пункт 3); с выделением доли собственниками жилых помещений (пункт 4); с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 283-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:  33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека (пункт 1); 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек (пункт 2); 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек (пункт 3).

Размер единовременной социальной выплаты и размер общей площади жилого помещения определяются исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 данной статьи (часть 2 ст. 7).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее – Правила № 369).

Пунктом 2 Правил № 369 установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.

Согласно п. 4 Правил № 369 принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 Правил № 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил № 369).

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил № 369).

Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 данных Правил, имевшегося у них на день увольнения (пункт 14 Правил № 369).

Пунктом 15 Правил № 369 установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подп. «б»).

В соответствии с п. 18 Правил № 369 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 данных Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил №369).

Руководствуясь приведенными нормами закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение ФСИН России о внесении изменений в учетное дело Романова В.В. в части уменьшения состава его семьи до трех человек (истец, его супруга и несовершеннолетний сын) и исключении из состава семьи сына Романова Е.В., достигшего возраста 18 лет и не обучающегося в образовательных организациях по очной форме обучения, является правильным.

Вместе с тем, решение ФСИН России от 26.01.2023 (протокол № 2) в части снятия Романова В.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил № 369 нельзя признать законным.

Из содержания протокола и пояснений представителя ФСИН России в суде первой и апелляционной инстанции следует, что Романов В.В. был снят с учета в связи с тем, что он и члены его семьи совершили действия с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, а именно: Романов В.В. отказался от участия в приватизации жилого помещения по адресу: ***, а супруга истца – Романова Е.М. – отказалась от причитающейся ей доли наследства после смерти отца.

Однако, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что семья истца исходя из установленного норматива (15 кв.м на одного человека) перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2 ст. 31).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 ст. 31).

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подп. «а»).

Из материалов дела, пояснений участников процесса следует, что семья Романова В.В. (истец, супруга и двое детей) проживала и проживает в жилом помещении общей площадью 47,1 кв.м по адресу: ***

По данному адресу также проживала и проживает мать истца – Романова Р.Н.

Как указано выше, собственниками данной квартиры в равных долях являются мать истца и два его сына.

В силу приведенных выше положений жилищного законодательства и разъяснений по их применению следует, что при расчете обеспеченности семьи истца жилой площади следует исходить из площади всего жилого помещения по ул.*** (47,1 кв.м). В таком случае на каждого члена семьи истца приходится по 9,4 кв.м (47,1 кв.м/5 чел.).

Из материалов настоящего дела, наследственного дела после смерти отца супруги истца – Романовой Е.М. – *** М.Д. усматривается, что с заявлением о принятии наследства обратилась его супруга – Додонова Н.А. (том 1, л.д. 119-120).

Другие наследники после смерти *** М.Ф. – Романова Е.М. и Додонов В.М. отказались от причитающейся им доли наследства (том 1, л.д. 124-125).

В состав наследственного имущества *** М.Ф. входили в том числе жилые помещения: квартира общей площадью 45,9 кв.м по адресу: ***; жилой дом общей площадью 22,1 кв.м по адресу: ***

Право собственности *** М.Ф. на квартиру возникло на основании полной выплаты пая 25.08.1982, а на жилой дом – на основании договора купли-продажи от 18.12.2001 (том 1, л.д. 133, 138-140).

Как указано выше, *** М.Ф. состоял в зарегистрированном браке с Додоновой Н.А. с 11.05.1973 (том 1, л.д. 126).

В настоящее время право собственности на квартиру по *** и жилой дом в *** зарегистрировано за Додоновой Н.А.

Пунктом 1 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (пункт 2 ст. 34).

Таким образом, жилые помещения, входившие в состав наследства *** М.Ф., в силу закона являлись совместно нажитым имуществом супругов Додоновых, о чем также пояснила в суде апелляционной инстанции Додонова Н.А.

С учетом данных обстоятельств супруга истца – Романова Е.М. после смерти отца могла получить 1/6 долю в наследственном имуществе, что составляет в квартире по адресу: г. Ульяновск, проспект *** - 7,65 кв.м (45,9 кв.м/6), в жилом доме по адресу: ***

Принимая во внимание данные обстоятельства, в случае вступления Романовой Е.М. в наследство после смерти отца обеспеченность семьи истца жилым помещением составила бы 11,69 кв.м на каждого члена семьи (47,1 кв.м+7,65 кв.м+3,7 кв.м)/5 чел.).

Таким образом, с учетом отказа истца от участия в приватизации квартиры по ул.*** и отказа супруги истца от наследства семья истца продолжает оставаться нуждающейся в жилом помещении.

Та жилая площадь, право собственности на которую могло возникнуть у Романовой Е.М., может быть учтена ответчиком при расчете размера единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 20 Правил № 369.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым следует признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания в части снятия Романова В.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № 2 от 26.01.2023; возложить на Федеральную службу исполнения наказания обязанность восстановить Романова В.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.04.2014 составом семьи три человека; в удовлетворении остальной части исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, отказать.  

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:  

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 июля 2023 года с учетом определения того же суда от 19 сентября 2023 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания в части снятия Романова Виталия Викторовича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № 2 от 26.01.2023.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказания обязанность восстановить Романова Виталия Викторовича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.04.2014 составом семьи три человека.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, отказать.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  21.12.2023.