Судебный акт
Компенсация за ненадлежащие условия содержания
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110264, 2-я гражданская, о признании нарушения прав незаконными. взыскании компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-004338-38

Судья Резовский Р.С.                                                                     Дело №33а-5445/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ширыпкина Ивана Александровича, Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 5 июля 2023 года, по делу №2а-1563/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Ширыпкина Ивана Александровича к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными бездействия и взыскании компенсации за нарушение условий содержания удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» выразившееся в ненадлежащих условиях содержания Ширыпкина Ивана Александровича под стражей, а именно, в необеспечении Ширыпкина Ивана Александровича горячим питанием в периоды его конвоирования из следственного изолятора на следственные действия и в суды.

Взыскать с главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ширыпкина Ивана Александровича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 30 000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ширыпкина Ивана Александровича – отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю., не согласившегося с жалобой Ширыпкина И.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, судебная коллегия

 

установила:

 

Ширыпкин И.А. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Ульяновской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, указав, что в период с 28.06.2019 по 08.12.2020 он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. В данный период его неоднократно вывозили на следственные действия и в суды, ввиду чего он оставался без обеда, ему не выдавали суточный объем питания, он мучился от голода, испытывал страдания. Продукты питания у родственников конвою брать запрещалось.

Административный истец просил признать незаконным, унижающим человеческое достоинство указанное бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период его содержания с 28.06.2019 по 08.12.2020 в следственном изоляторе, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 700 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ, УФК по Ульяновской области, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровский С.В., ОРО и КПиО УМВД России по Ульяновской области, ИВС МО МВД России «Ульяновский», МВД России, УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ширыпкин И.А. не соглашается с решением суда, просит его изменить, увеличив размер компенсации до 100 000 – 150 000 руб. Указывает, что требуемый размер компенсации обусловлен действующими на момент нарушения нормами материального права и ЕСПЧ. Судом не приведены мотивы, по которым компенсация назначена в размере 30 000 руб., не учтено, что в результате отсутствия у необходимого рациона питания обострилось хроническое заболевание, возникла необходимость в восстановлении здоровья.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять решение об отказе в удовлетворении требований Ширыпкина И.А.

Указывает, что на момент нахождения административного истца в следственном изоляторе он имел статус обвиняемого. Время, которое он проводил на следственных действиях и в судебных заседаниях, заранее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области известно не было. При этом административный истец был обеспечен горячим питанием во время завтрака в установленное распорядком дня время, то есть перед убытием в судебное заседание, что согласуется с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189. Каких-либо заявлений, обращений и жалоб на необеспечение горячим питанием к администрации следственного изолятора от Ширыпкина И.А. не поступало. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Указывает на некорректность ссылки суда на п.91 приказа ФСИН России № 696 от 02.09.2016, поскольку он применим к осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Суд не обосновал размер взысканной в пользу административного истца компенсации, учитывая, что последним не представлены доказательства наличия каких-либо неблагоприятных последствий в результате якобы нарушений условий его содержания, также материалы дела не содержат доказательств ухудшения состояния его здоровья.

Полагает, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований является нарушение трехмесячного срока для обращения в суд, однако данное обстоятельство необоснованно судом отклонено. По мнению суда, обязанность обеспечить Ширыпкина И.А. сухим пайком при конвоировании в судебные органы существовала у следственного изолятора до 15.01.2020, следовательно, исходя из правовой позиции п.12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 №74 трехмесячный срок на подачу административного иска Ширыпкиным И.А. пропущен.

В апелляционной жалобе ФСИН России не соглашается с решением суда, просит его отменить, приводит доводы аналогичные доводам апелляционной жалобы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Указывает, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не имеет возможности предоставить в суд суточные ведомости, заявки, рапорты или иные документы, подтверждающие, что административному истцу в дни его конвоирования оставлялась еда, в связи с тем, что данный порядок обеспечения питанием подозреваемых и обвиняемых не предусмотрен законодательством. Пункт 130 приказа ФСИН России №696 от 02.09.2016 применяется к осужденным, конвоируемым из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое.

Ширыпкиным И.А. представлены возражения, в которых он просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ФСИН России.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ширыпкин И.А. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, правом на участие в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи либо через своего представителя не воспользовался.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст.7 названного Федерального закона местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием (пункт 2).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Пунктом 9 ч.1 ст.17, ст.22 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, в том числе в период участия в следственных действиях и судебных заседаниях.

В силу Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора или в судебном заседании должны получить горячее питание по установленным нормам питания; при невозможности обеспечения горячим питанием они обеспечиваются сухим пайком (пункт 353, а также пункт 161 ранее действовавших Правил, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 утверждена норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время (пункт 2).

Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях обеспечиваются сухим пайком. Норма индивидуального рациона питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании, нахождении в судах утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», которым установлены рационы питания осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (Приложение 6).

Приказом ФСИН России от 02.09.2016 №696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно пунктам 41, 42 названного Порядка режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.

Пища для осужденных, которые по каким-либо причинам не могут прибыть в столовую, оставляется к установленному времени. Заявки на оставление пищи подаются в столовую дежурным помощником начальника учреждения УИС с указанием времени явки осужденных, подозреваемых и обвиняемых для ее приема. Пища для отсутствующих отбирается в чистую посуду и хранится в холодильном оборудовании не более четырех часов с момента ее готовности, а при отсутствии холодильного оборудования - не более двух часов (пункт 91 Порядка).

Как установлено судом, приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26.12.2019 Ширыпкин И.А. осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 26.02.2020.

В период с 28.06.2019 по 08.12.2020 административный истец содержался в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области.

Согласно распорядку дня подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, утвержденному приказом начальника следственного изолятора №67 от 22.02.2019, в следственном изоляторе в течение дня предусмотрено три приема пищи: завтрак с 06.15 до 06.45, обед с 12.00 до 13.00, ужин 18.00 до 20.00.

В период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец неоднократно выводился из камеры для участия в в судебных заседаниях.

По делу установлено, что Ширыпкин И.А. отсутствовал на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в связи с доставкой в суды: 26.08.2019 (с 10.05. до 13.00), 09.08.2019 (с 10.30 до 18.00), 12.08.2019 (с 10.15 до 15.10), 08.10.2019 (с 09.30 до 18.00), 24.10.2019 (с 10.00 до 14.30),30.10.2019 (с 09.50 до 15.00), 26.11.2019 (с 10.00 до 15.30), 05.12.2019 (с 09.20 до 17.00), 16.12.2019 (с 10.00 до 16.30), 17.12.2019 (с 10.00 до 13.00), 23.12.2019 (с 09.00 до 18.40), 25.12.2019 (с14.00 до 18.00), 15.01.2020 (с 10.20 до 16.00).

Установив, что в указанные даты административный истец не обеспечивался горячим питанием в установленные распорядком дня часы приема пищи, а также не был обеспечен сухими пайками в связи с невозможностью обеспечения горячим питанием, суд пришел к правильному выводу о нарушении прав Ширыпкина И.А. на надлежащие условия содержания в следственном изоляторе.

Доводы административных ответчиков о том, что при отправлении административного истца из следственного изолятора он обеспечивался горячим питанием во время завтрака, а также об отсутствии со стороны администрации следственного изолятора незаконного бездействия в связи с необеспечением административного истца питанием в обеденное время, не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, поскольку обязанность по обеспечению подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, питанием возложена на орган-отправитель, которым в рассматриваемом случае является ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

При определении размера подлежащей взысканию в пользу истца денежной компенсации судом первой инстанции приняты во внимание обстоятельства причинения вреда, период нарушения, степень физических и нравственных страданий истца, обстоятельства дела, принципы разумности и справедливости, а также индивидуальные особенности истца.

Выводы суда о частичном удовлетворении требований административного истца, о размере присужденной компенсации являются верными, в решении суда данные выводы мотивированы и оснований для признания их неверными по доводам апелляционных жалоб сторон не имеется.

Довод в апелляционной жалобе Ширыпкина И.А. о том, что в связи с неполучением им горячего питания в дни, когда он участвовал в судебных заседаниях, ухудшилось его состояние здоровья, не может быть принят судебной коллегией, поскольку доказательств этому в дело не представлено, кроме того административный истец не ссылался на данное обстоятельство в качестве обоснования своего административного иска.

Доводы в жалобах административных ответчиков о том, что административным истцом не представлено доказательств ухудшения состояния здоровья, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку не опровергают установленных судом обстоятельств причинения Ширыпкину И.А. моральных и физических страданий в связи с неполучением им пищи в установленное время.

Доводы административных ответчиков об отсутствии обязанности обеспечения административного истца горячим питанием или пайком в периоды отсутствия его в следственном изоляторе в даты доставления в судебные заседания являются несостоятельными в силу приведенных норм права.

Довод административных истцов о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском являлся предметом оценки суда первой инстанции, признан несостоятельным, и судебная коллегия с ним соглашается.

На основании установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Решение суда о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в связи с необеспечением Ширыпкина И.А. горячим питанием в периоды его конвоирования из следственного изолятора на следственные действия и в суды и взыскании в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 30 000 руб. является правильным.

В то же время судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в связи со следующим.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подп. «б» п.2 ч.7 ст.227.1 КАС РФ).

В соответствии с подп. 11 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.6 ч.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно п.1 ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Исходя из анализа приведенных норм надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания является Российская Федерация в лице ФСИН России, являющейся главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, решение суда подлежит изменению с указанием о взыскании в пользу Ширыпкина И.А. компенсации за ненадлежащие условия содержания с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 5 июля 2023 года изменить, указав на взыскание в пользу Ширыпкина Ивана Александровича с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 30 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Ширыпкина Ивана Александровича, Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2023.