Судебный акт
Об оспаривании предписания Финуправления админстрации г.Ульяновска
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110220, 2-я гражданская, о признании незаконным представление Финансового управляющего администрации города Ульяновска, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-003889-52

Судья Денисова М.А.                                                          Дело №33а-5543/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                     19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Полетаева Валерия Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 августа 2023 года по делу №2а-3995/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Полетаева Валерия Владимировича к Финансовому управлению администрации города Ульяновска о признании незаконным и отмене представления Финансового управления администрации города Ульяновска № 07-11/8 от 02.05.2023 в части пунктов 4, 6 - отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Полетаева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Финансового управления администрации г.Ульяновска – Барановой О.А., Управления образования администрации г. Ульяновска – Бережковой Г.Н., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Полетаев В.В. обратился в суд с административным иском к Финансовому управлению администрации г.Ульяновска о признании незаконным и отмене представления в части.

В обоснование требований указал, что по результатам проведенной в период с 20.02.2023 по 17.03.2023 Финансовым управлением администрации г.Ульяновска выездной проверки в отношении МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска», *** которого он является, в его адрес вынесено представление № 07-11/8 от 02.05.2023, которым административный ответчик зафиксировал факты нецелевого использования бюджетных средств и требует принять меры по их возмещению в бюджет  МО «г.Ульяновск». По п. 4 представления - денежные средства в размере 43 842 руб., по п.6 - денежные средства в размере 23 604 руб. 84 коп. Установлен срок исполнения представления – до 31.07.2023. С данным представлением он не согласен по следующим основаниям.

Согласно п.4 представления Финансового управления администрации г.Ульяновска, в нарушение п.2.2 Порядка предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям МО «город Ульяновск», утвержденного постановлением мэрии г.Ульяновска от 15.04.2011 №1565, п.1.3 Порядка определения объема и условий представления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным упреждениям, подведомственным Управлению образования, от 20.04.2021 №464, п.2.3.2 соглашения «О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг» от 15.12.2012 № 31, в 2022 году произведена оплата за поставленные строительные материалы на общую сумму           43 842 руб. за счет средств субсидий, выделенных МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2022 год. По мнению Финансового управления администрации г.Ульяновска административным истцом допущено нецелевое использование денежных средств на указанную сумму.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 введены требования, в соответствии с которыми на каждом этаже образовательного учреждения должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями.

Проектом школы такие туалетные кабинки не предусмотрены. С целью соблюдения установленных гигиенических требований школой приняты меры для установки туалетных кабинок. 29.08.2022 из местного бюджета на эти цели выделена сумма 50 000 руб. В связи с этим в ноябре 2022 года приобретены строительные материалы по договорам поставки: от 07.11.2022, заключенному с                                 ООО «***», на сумму 34 292 руб. и от 14.11.2022, заключенному с ООО «***», на сумму 9550 руб.

Управлению образования администрации г.Ульяновска как учредителю МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» был предоставлен полный пакет документов на приобретение указанных строительных материалов с учетом цели установки туалетных кабинок. Данные документы были проверены Управлением образования, но главному бухгалтеру лицея было указано о необходимости переноса лимитов субсидий с КБК 622 на КБК 621. После проверки документов с учетом КБК 621 Управлением было принято решение об обоснованности предоставления учреждению субсидии и произведена оплата за счет средств субсидий платежными поручениями от 16.12.2022 с лицевого счета «Лицевой счет автономного учреждения».

Письмом №559 от 16.11.2022 в адрес начальника Управления                    образования администрации г.Ульяновска подтверждается, что                                                       МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» в соответствии с приказом от 05.03.2022      №01-П «О внесении изменений в план финансово-хозяйственной деятельности 2022 года» просило внести изменения в План финансово-хозяйственной деятельности 2022 года, указав о приобретении материалов для установки туалетных кабинок. В данном письме отражено, что изначально финансирование данных работ было проведено по статье 622 КБК. Эта же сумма на цели установки туалетных кабинок проведена главным бухгалтером                                                     МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» по статье 621 КБК.

Считает, что в данном случае отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, поскольку предоставленная субсидия реально израсходована именно на те цели, которые ясно и четко определены в письме начальнику Управления образования администрации г.Ульяновска. При этом субсидия израсходована только на приобретение материалов, работы по обустройству туалетных кабинок проведены собственными силами, что повлекло экономию бюджетных средств в размере не менее 150 000 руб.

Согласно п.6 представления Финансового управления администрации г.Ульяновска, в нарушение п.6.1 Положения о формировании отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений МО «город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 24.10.2008 №7959, *** МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» в октябре 2022 года произведено начисление выплат стимулирующего характера – единовременного поощрения на сумму 23 604 руб. 84 коп. в отсутствие приказа Управления образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Указывает, что в соответствии с приказом Управления образования от 16.09.2019 № 352-л «О единовременном поощрении» в связи с профессиональным праздником Днем учителя разрешено произвести выплату единовременного поощрения руководителям муниципальных образовательных организаций г.Ульяновска в размере не более одного должностного оклада.

На основании приказа Управления образования от 24.10.2022 №22-л с 01.01.2022 по 31.12.2022 ему как *** МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» установлен должностной оклад в размере ***.

Он (Полетаев В.В.) обратился к начальнику Управления образования администрации г.Ульяновска с заявлением разрешить выплату ему поощрения частями в пределах одного оклада, а именно: в сентябре 2022 года в размере                      23 604 руб. 84 коп. и в октябре 2022 года в размере 23 604 руб. 84 коп. Данный вопрос был согласован с Управлением образования администрации г.Ульяновска, соответствующая резолюция поставлена на его заявлении, не превышал установленный коэффициент кратности, в связи с чем выводы Финансового управления администрации г.Ульяновска о том, что начисление ему выплаты в октябре 2022 года в размере 23 604 руб. 84 коп. произведено в отсутствие приказа Управления образования, являются необоснованными.

Просил признать незаконным и отменить представление Финансового управления администрации г.Ульяновска № 07-11/8 от 02.05.2023 в части п. 4, 6, требующих возместить денежные средства в размере 43 842 руб. и 23 604 руб. 84 коп. в бюджет МО «город Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Полетаев В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное  определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылается на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Обращает внимание, что проведение понесенных расходов на приобретение материалов по статье 621 было вызвано указанием Управления образования администрации г. Ульяновска, распоряжения которого обязательны для образовательного учреждения. В обоснование позиции ссылается на разъяснения, изложенные в п.14.1 Постановления Пленума ВАС РФ №23 от 22.06.2006. Полагает, что изменение статьи КБК после реального использования денежных средств по целевому назначению не может свидетельствовать о нецелевом использовании бюджетных средств. Считает, что то обстоятельство, что у образовательного учреждения отсутствуют письменные документы, подтверждающие распоряжение учредителя об изменении статьи КБК, не является достаточным для вывода о вине учреждения.

По п.6 представления Финансового управления администрации г.Ульяновска о начислении выплат стимулирующего характера в отсутствие приказа Управления образования просит учесть, что выплата по поощрениям частями в пределах одного оклада была согласована непосредственно с  начальником Управления образования, на основании приказа которого производится выплата. Считает, что такое согласование является распорядительным актом, в связи с чем какие-либо виновные действия со стороны административного истца отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу Финансовое управление администрации г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав материалы дела об административном правонарушении  судебного участка №5 Ленинского района г.Ульяновска №5-405/2023, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Положения ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом, при этом следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Между тем, при рассмотрении настоящего административного дела основополагающие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 (п.17) не были приняты судом первой инстанции во внимание, а применение судом формального подхода без полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств не способствует поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, а также требованиям соразмерности  и пропорциональности, что привело к принятию неправильного решения.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Финансового управления администрации г.Ульяновска от 28.12.2022 № 62 «Об утверждении Плана контрольных мероприятий по осуществлению Финансовым управлением администрации г.Ульяновска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на 2023 год», распоряжения Финансового управления администрации г.Ульяновска от 14.02.2023 № 7 «О назначении плановой выездной проверки» в МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» Финансовым управлением администрации г.Ульяновска проведена проверка по вопросу предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По результатам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 №1235 Финансовым управлением составлен акт от 04.04.2023 № 4.

Согласно акту в ноябре 2022 года для установки перегородок в санитарном узле МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» приобретены строительные материалы по договорам поставки от 07.11.2022 № МП144-ПО/22, заключенному с                             ООО «***» на сумму 34 292 руб., приобретен профнастил (серый) и профиль (20,15), от 14.11.2022 № 30, заключенному с                                  ООО «***» на сумму 9550 руб., приобретена труба (10*10*1,2 ГОСТ 8639-82). Оплата за поставленные строительные материалы произведена за счет средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и оказание муниципальных услуг (выполнения работ)  (п/п от 16.12.2022 № 435201, от 16.12.2022 №435200 оплата произведена с лицевого счета *** «Лицевой счет автономного учреждения»). При этом, при определении нормативных затрат на содержание имущества муниципального бюджетного или автономного учреждения и муниципальной услуги (выполнения работ) МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» затраты на приобретение строительных материалов (профнастил, профиль и трубу) в расчет не включены. В нарушение п.2.2 Порядка предоставления субсидий от 15.04.2011 № 1565, п. 1.3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели от 20.04.2021 № 464, п. 2.3.2 Соглашения от 15.12.2021 № 31 на 2022 год, в 2022 году произведена оплата за поставленные строительные материалы на общую сумму               43 842 руб. за счет средств субсидий, выделенных                                                         МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска»на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2022 год. Таким образом, в нарушение п.1                  ст.306.4  БК РФ МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 43 842 руб., в результате оплаты денежных обязательств в целях. не соответствующих полностью целям, определенным Соглашением от 15.12.2021 №31 на 2022 год, являющимся основанием для предоставления денежных средств.

Кроме того, согласно выписке из приказа Управления образования от 16.09.2019 № 352-л «О единовременном поощрении» в связи с профессиональным праздником Днем учителя и Днем дошкольного работника, разрешено произвести выплату единовременного поощрения руководителям муниципальных образовательных организаций г.Ульяновска в размере не более одного должностного оклада. Выплату единовременного поощрения произвести при наличии экономии фонда оплаты труда в соответствии с п. 6.2 Положения об отраслевой системе оплаты труда от 18.03.2014 № 1140, при условии, что предельный уровень соотношения размера средней заработной платы руководителя образовательной организации и размер средней заработной платы работников соответствующей образовательной организации установлен в кратности от 1 до 3.  В сентябре 2022 года ***  МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» произведено начисление единовременного поощрения в пределах экономии фонда оплаты труда на сумму 23 604 руб. 84 коп. (экономия фонда оплаты труда в конце сентября 2022 года составила в сумме 24 000 руб.). В связи с отсутствием экономии по фонду оплаты труда в сентябре 2022 года и возможностью произвести начисление единовременного поощрения в размере должностного оклада *** коп., *** лицея произведено начисление единовременного поощрения в октябре 2022 года в размере 23 604 руб. 84 коп. В нарушение п. 6.1 Положения о формировании отраслевых систем оплаты труда от 23.10.2008 № 7959 *** МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» в октябре 2022 года произведено начисление выплат стимулирующего характера – единовременного поощрения на сумму               23 604 руб. 84 коп. в отсутствие приказа Управления образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

На основании данного акта проверки в отношении ***                           МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» Полетаева В.В. вынесено представление             №07-11/8 от 02.05.2023, которым административный ответчик зафиксировал факты нецелевого использования бюджетных средств и требует принять меры по их возмещению в бюджет  МО «г.Ульяновск». По п. 4 представления - денежные средства в размере 43 842 руб., по п.6 - денежные средства в размере                              23 604 руб. 84 коп.

В силу ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Исходя из ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска Полетаеву В.В., суд первой инстанции исходил из того, в его действиях как директора МАОУ «Лицей № 38 г.Ульяновска» формально содержатся нарушения бюджетного законодательства.

С такими выводами районного суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку разрешение заявленных Полетаевым В.В. требований не может быть сведено к установлению лишь формальных оснований применения закона.

Так, порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным управлению образования администрации города Ульяновска, установлен Постановлением администрации города Ульяновска от 20.04.2021 464 (далее - Порядок).

Согласно п.1.3 Порядка субсидии предоставляются Управлением, Осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений, на цели согласно приложению к Порядку.

В соответствии с п.2.1 Порядка субсидии предоставляются учреждениям на |безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Управлением на соответствующий финансовый год по разделу «Образование» в бюджете муниципального образования «город Ульяновск», на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение).

Как указано в п.2.3 Порядка, для получения субсидии учреждение ежегодно не позднее первого ноября представляет в Управление:

заявление в произвольной форме на предоставление субсидии, содержащее информацию о потребности и размере субсидии;

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии на цели, указанные в приложении к Порядку, и расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

в случае если целью предоставления субсидии является проведение текущего ремонта (реставрации) - перечень объектов, подлежащих текущему ремонту, акт обследования объектов, подлежащих текущему ремонту, дефектную ведомость, предварительную смету расходов;

в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества информацию о планируемом к приобретению имуществе;

иную информацию в зависимости от цели предоставления субсидии, подтверждающую потребность учреждения, в обоснование заявленных сумм.

Согласно п.2.5 Порядка Управление рассматривает представленные учреждением документы, указанные в пункте 2.3 настоящего раздела, и принимает мешение об обоснованности предоставления учреждению субсидии в течение              15 рабочих дней со дня поступления документов в Управление.

В соответствии с п. 2.6 Порядка основаниями для отказа учреждению в предоставлении субсидии является, в том числе несоответствие представленных Учреждением документов требованиям, определенным пунктом 2.3 настоящего раздела, или непредставление (представление в неполном объеме) учреждением указанных документов.

Размер субсидии определяется на основании финансово-экономического обоснования расходов и документов, представленных учреждением в соответствии с пунктом 2.3 настоящего раздела, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Управлению, с учетом требований, установленных Правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками, в зависимости от цели субсидии, за исключением случаев, когда размер субсидии определен решением о бюджете, правовыми актами Ульяновской области, муниципального образования «город Ульяновск» (п. 2.7 Порядка).

■1

 
  В соответствии с п. 2.2 Порядка предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования «город Ульяновск» из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска от 15.04.2011 №1565, при определении нормативных затрат на оказание муниципальным бюджетным или автономным учреждением муниципальной услуги (выполнения работ) учитываются: нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги (выполнения работ);

нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества муниципального бюджетного или автономного учреждения в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка).

В соответствии с п.4 приложения к Порядку субсидии на иные цели предоставляются на текущий ремонт недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, приобретение строительных материалов на текущий ремонт общей стоимостью свыше тридцати тысяч рублей

В соответствии с разделом 3 должностной инструкции ***                       МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска», утвержденной приказом начальника Управления образования администрации города Ульяновска, Полетаев В.В. как *** лицея обеспечивает целевое |и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9.12.2010 №189 (в редакции от 22.05.2019) введены требования, в соответствии с которыми на каждом этаже образовательного учреждения должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями.

Проектом школы (лицея) такие туалетные кабинки не предусмотрены. С целью соблюдения гигиенических требований учащихся административным истцом приняты меры для установки туалетных кабинок. 29.08.2022 из местного бюджета на эти цели выделена сумма 50 000 руб.        

В связи с этим в ноябре 2022 года МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» были приобретены строительные материалы по договорам поставки:

1) от 07.11.2022, заключенному с ООО «***» на сумму  34 292 руб. (приобретен профнастил и профиль),

2) от 14.11.2022, И; заключенному с ООО «***» на сумму           9550 руб. (приобретена труба).

Управлением образования были проверены документы на приобретение указанных строительных материалов с учетом цели установки туалетных кабинок и указано о необходимости передвижки лимитов с КБК 622 на КБК 621.

В соответствии с Приказом Минфина России от 24.05.2022 №82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»: КБК 621 - субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);  КБК 622 - субсидии автономным учреждениям на иные цели.

Письмом №559 от 16.11.2022 начальнику Управления образования администрации города Ульяновска МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» в соответствии с приказом от 05.03.2022 №01-П «О внесении изменений в план инансово - хозяйственной деятельности 2022 года» просило внести изменения в план финансово - хозяйственной деятельности 2022 года, указав о приобретении материалов для установки туалетных кабинок. В данном письме отражено, что изначально финансирование данных работ было проведено статье 622 КБК. Но впоследствии по указанию Управления эта же сумма на цели установки туалетных кабинок проведена *** МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» *** по статье 621 КБК, что подтверждается ее объяснительной (л.д.34).

Кроме того, *** указала на данные обстоятельства в суде первой инстанции, где она была допрошена в качестве свидетеля. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не имеется (л.д.207).

Указанные обстоятельства не оспаривались при рассмотрении дела в апелляционной инстанции представителем Управления образования                 Бережковой Г.Н.

Кроме того, представитель Управления образования указала, что в случае неправомерной «переброски» школой денежных средств с одного КБК на другой  Управление образования, как главный распорядитель, такую финансовую операцию бы не осуществило, при этом не оспаривая то, что Полетаевым В.В. денежные средства были израсходованы именно на те цели, которые были заявлены – приобретение материалов для переоборудования туалетных кабин. В данном случае  денежные средств с КБК 622 были переведены на КБК 621 лишь по факту наличия денежных средств на счете, без проверки фактической необходимости по причине большого объема работ и невозможности более тщательной проверки. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, поскольку предоставленная субсидия реально израсходована именно на те цели, которые ясно и четко определены в письме начальнику Управления образования администрации города Ульяновска. Финансовая операция главным распорядителем одобрена и технически осуществлена. При этом субсидия израсходована только на приобретение материалов. КБК 622 была изменена на КБК 621                                  МАОУ «Лицей №38 г. Ульяновска» по указанию Управления образования.

Заслуживают внимания также и доводы апелляционной жалобы относительно выплаты премии ко Дню учителя.

Во исполнение приказа Управления образования от 16.09.2019 №352-л                 «О единовременном поощрении» в связи с профессиональным праздником Днем учителя, которым разрешено произвести выплату единовременного поощрения руководителям муниципальных образовательных организаций г.Ульяновска в размере не более одного должностного оклада Полетаев В.В. обратился к начальнику Управления образования администрации г.Ульяновска с заявлением разрешить выплату ему поощрения частями в пределах одного оклада, а именно: в сентябре 2022 года в размере 23 604 руб. 84 коп. и в октябре 2022 года в размере            23 604 руб. 84 коп.(л.д.69).

Указанное заявление было  удовлетворено руководителем Управления образования путем наложения на заявление визы «согласовано» (л.д.68).

На основании вышеуказанного приказа и заявления с                            разрешающей резолюцией руководителя Управления образования                                                           МАОУ «Лицей №38 г.Ульяновска» было в сентябре 2022 года Полетаеву В.В. произведено начисление единовременного поощрения в пределах экономии фонда оплаты труда на сумму 23 604 руб. 84 коп. и в октябре 2022 года в размере                   23 604 руб. 84 коп.

При этом педагогам и воспитателям школы также была выплачена премия к Дню учителя на общую сумму 90 000 руб., что подтверждается штатным расписанием, сводом начислений и списком учителей, представленных административным истцом в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, начисление Полетаеву В.В. премии и ее выплата производились с санкции руководителя Управления образования, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении учебных учреждений.

Что касается привлечения Полетаева В.В. к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ, то данный факт не имеет преюдициального значения для настоящего спора, поскольку на дату вынесения оспариваемого решения по становление по делу об административном правонарушении от 24.08.2023 не вступило в законную силу.

Тот факт, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25.10.2023 указанное постановление оставлено без изменения, не влияет на выводы судебной коллегии по настоящему делу, так как констатация факта о наличии в действиях Полетаева В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, носит формальный характер и основано на выводах оспариваемого по настоящему делу представления Финуправления, то есть, не препятствует  признанию его незаконным в части.

В силу ч.2, 3 ст.310 КАС РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное истолкование закона, являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Полетаева В.В., в связи с чем оспариваемое решение суда в соответствии со ст.309 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконными пунктов         4, 6 мотивировочной части представления Финансового управления администрации города Ульяновска от 02.05.2023 № 07-11/8 .

Ввиду признания судом незаконными пунктов 4, 6 мотивировочной части представления Финансового управления администрации города Ульяновска от 02.05.2023 № 07-11/8 изложенные в пунктах 2, 3 резолютивной части этого представления требования о возмещении денежных средств в бюджет                          МО «город Ульяновск» исполнению не подлежат.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 августа 2023 года оставить отменить, принять по делу новое решение, которым требования Полетаева Валерия Владимировича к Финансовому управлению администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконными пункты 4, 6 мотивировочной части представления Финансового управления администрации города Ульяновска от 02.05.2023                       № 07-11/8.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено   21.12.2023.