Судебный акт
О предоставлении государственной социальной помощи
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110208, 2-я гражданская, о признании незаконным решение об отказе в назначении государственно социальной помощи на основании социального контракта, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0012-02-2023-000300-98

Судья Рыбаков И.А.                                                                        Дело № 33-5610/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-303/2023 по апелляционной жалобе Хачатурьян Людмилы Владимировны на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 сентября 2023 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Хачатурьян Людмилы Владимировны к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П.,  пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Наумовой В.И.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Хачатурьян Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что Хачатурьян Л.В. обратилась в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в                          г. Ульяновске по Новомалыклинскому району с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта. В соответствии с уведомлением от 26.05.2023 № *** Хачатурьян Л.В. отказано в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании государственного контракта, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области». Истец полагает отказ в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, поскольку при рассмотрении указанного заявления неверно произведен расчет среднедушевого дохода многодетной семьи. При вынесении отказа ответчик ошибочно включил в доход семьи пенсию по уходу за ребенком-инвалидом в размере 30 000 руб., что не входит в перечень учета дохода при назначении спорной государственной социальной помощи, а также доход от ведения личного подсобного хозяйства за 1 квартал 2023 года в размере 36 000 руб., что не соответствует действительности. Среднедушевой доход семьи истца на момент подачи заявления ответчику не превышал величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области на 1 квартал 2023 года, в связи с чем Хачатурьян Л.В. имеет право на получение государственной социальной помощи.

Истец просил суд признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району от 26.05.2023 № ***  об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта; обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району и Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске принять решение о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии Положением о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» с момента обращения с соответствующим заявлением.

Судом исключены из числа ответчиков областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району и Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хачатурьян Л.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что решение суда нарушило права истца на получение государственной социальной помощи. Считает расчет ответчика арифметически неверным. Отмечает, что суд справедливо исключил из расчета доходы семьи Хачатурьян Л.В. в виде пенсии по уходу за ребенком-инвалидом, однако не учел неправомерность включения в расчет среднедушевого дохода семьи доходов от земельного участка и подсобного хозяйства в размере 36 348 руб. и 12 942 руб., так как в спорный период  истец не осуществлял реализацию продукции от своего хозяйства. Суд первой инстанции неправомерно положил в основу своего решения постановление Правительства Ульяновской области от 28.03.2023 № 132-П, так как оно вступило в силу 31.03.2023 и не может распространять свое действие на спорный период. Кроме того, фактически семья Хачатурьян Л.В. в первом квартале 2023 года получила универсальные пособия только за два месяца в сумме                  158 334 руб. 28 коп., при этом ответчик их учитывает за три месяца. Разница между представленными органами социальной защиты населения данными и фактически полученным доходом составляет 38 516 руб. 22 коп., поэтому указанная сумма не должна учитываться в совокупном доходе семьи. Среднедушевой доход члена семьи Хачатурьян Л.В. составлял ниже установленного прожиточного минимума по Ульяновской области.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок получения государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ), в силу части 1 статьи 7, статьи 12 которого предусмотрено, что право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В силу части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Ульяновской области регулируются Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» (далее – Закон Ульяновской области от 31.08.2013                            № 160-ЗО).

Статьей 3 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО предусмотрено, что оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению территориального органа исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, по месту жительства (пребывания) ее получателя (получателей) на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и 8 – 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно пункту 1.2 Положения право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской Федерации, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определен в приложении к настоящему Положению, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения на очередной год.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что государственная социальная помощь оказывается в форме: 1) единовременной денежной выплаты;                               2) ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта; 3) единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта; 4) натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания; 5) натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Форму оказания государственной социальной помощи лица, указанные в пункте 1.2 настоящего раздела, выбирают при подаче заявления (пункт 1.5 Положения).

На основании пункта 1.8. Положения наличие права на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, определяется по состоянию на день обращения с заявлением и документами.

В соответствии с пунктом 1.12 Положения учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, производятся в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Пунктом 2.4 Положения установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта помимо оснований, указанных в пункте 1.19 настоящего Положения, являются: 1) несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Положения; 2) нахождение всех несовершеннолетних членов семьи заявителя на полном государственном обеспечении; 3) повторное обращение за предоставлением государственной социальной помощи в течение периода, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2.10, подпунктом 1 пункта 2.12, подпунктом 1 пункта 2.15, подпунктом 1 пункта 2.19 настоящего раздела;                        4) отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на текущий финансовый год и плановый период на эти цели; 5) вынесение областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта; 6) отказ заявителя от получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из сумм доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (статья 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», далее – Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ).

Согласно статья 5 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий: заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны быть за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с *** Хачатурьян А.З. и Хачатурьян Л.В. состоят в зарегистрированном браке (л.д. 17).

Семья является многодетной, воспитывает шестерых несовершеннолетних детей А*** С*** С***, *** года рождения, Х*** Н*** А***, *** года рождения, Х*** Б*** А***, *** года рождения, Х*** А*** А***, *** года рождения, Х*** А*** А***, *** года рождения, Х*** Л*** А***,                   *** года рождения (л.д. 11-15).

Х*** Н.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом                   (л.д. 16).

Хачатурьян Л.В. обратилась с заявлением в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по Новомалыклинскому району с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (л.д. 45).

В соответствии с уведомлением от 26.05.2023 № *** Хачатурьян Л.В. отказано в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании государственного контракта, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» (л.д. 41).

Решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принято по следующим причинам: в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.4 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» – несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Положения (величина среднедушевого дохода членов семьи превышает       величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения (на очередной год).

В соответствии с решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, от 19.03.2023 № 28 Хачатурьян Л.В. отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (пункт 7 протокола комиссии на л.д. 42, 42 оборот).

Согласно листу собеседования от 27.04.2023 (л.д. 47) доход семьи Хачатурьян Л.В. заявителя складывается из:

– дохода супруга, выплаты по уходу за ребенком-инвалидом *** группы –                  30 000 руб.,

– пенсии ребенка-инвалида с детства *** группы – 49 858,00 руб.,

– ЕДВ дети-инвалиды – 10 245,74 руб.,

– универсального пособия – 196 850,50 руб.,

– алиментов на содержание несовершеннолетних детей – 7201,04 руб.,

– пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет гражданам – 24 860 руб. 75 коп.,

– дохода от личного подсобного хозяйства: корова – 2 гол.*2157*3 =                    12 942  руб.,

– земельного участка 26 сот.*466*3=36 348 руб.,

Совокупный доход семьи составил 368 306 руб. 03 коп. Среднедушевой доход семьи – 15 346 руб. 08 коп. при прожиточном минимуме семьи –                         13 062 руб. 25 коп. (расчет: 30 000 + 49 858 + 10 245,74 + 196 850,50 + 7201,04 +              24 860,75 + 12 942 + 36 348 = 368 306,03; 368 306,03/8/3 (количество членов семьи, количество месяцев) = 15 346 руб.).

Сведения о недвижимости (жилые, нежилые помещения, земля):

– жилой дом, общей площадью 70,1 кв.м и земельный участок, общей площадью 2600 кв.м, расположенные по адресу: ***,                                договор купли-продажи от 18.10.2013;

– квартира, общей площадью 29,8 кв.м, 1/8 общая долевая собственность, находящая по адресу: ***,

– автомобиль марки ГАЗ 3102, 2007 года выпуска.

Полагая отказ в назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании государственного контракта, незаконным, Хачатурьян Л.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, суд исходил из превышения среднедушевого дохода семьи истца величины прожиточного минимума, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 21.12.2022 № 778-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год», в результате чего отказал в удовлетворении исковых требований.

При этом суд счет обоснованным довод истца о том, что в расчет незаконно включен доход супруга – выплата по уходу за ребенком-инвалидом I группы в размере 30 000 руб., так как к исключаемым компенсационным выплатам можно отнести ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за                               детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», имеющим детей».

В части исключения из расчета среднедушевого дохода семьи выплату Хачатурьяну А.З. денежных средств в размере 30 000 руб. (по уходу за                  ребенком-инвалидом *** группы) решение суда не оспаривается, в связи с чем в силу  статьи 327.1 ГПК РФ предметом рассмотрения судебной коллегии не является.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о включении в расчет среднедушевого дохода семьи дохода от личного подсобного хозяйства и земельного участка в размере 49 290 руб.: коровы – 2 гол.*2157*3 =            12 942 руб. и земельного участка 26 сот.*466*3=36 348 руб.

Как следует из материалов дела, между Хачатурьян Л.В. (молокосдатчик) и сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативом «Р***» (сборщик) заключен договор на закупку молока от 28.03.2023 года, согласно которому молокосдатчик обязался сдавать, а сборщик закупать сырое коровье молоко, производимое в условиях личного подсобного хозяйства                     (л.д. 65 оборот-66).

Согласно справке сельскохозяйственного потребительского                    снабженческо-сбытового кооператива «Р***» Хачатурьян Л.В. сдает молоко в кооператив с 01.04.2023 по настоящее время (л.д. 114).

Из письменных пояснений истца усматривается, что дохода от земельного участка и подсобного хозяйства семья не имеет, собранный урожай с земельного участка пошел на нужды многодетной семьи, в зимний период времени земельный участок не используется, 2 коровы находились в запуске, отел произведен в начале и середине марта, в связи с чем сдача молока в первом квартале 2023 года не осуществлялась. В связи с рождением в 2021 году ребенка Хачатурьян Л.В. находится в отпуске по уходу за ребенком.

Относимых и допустимых доказательств получения многодетной семьей дохода от реализации продукции личного хозяйства в материалах дела не содержится.

Оснований для включения в подсчет среднедушевого дохода семьи дохода от личного подсобного хозяйства в общем размере 49 290 руб. (12 942 + 36 348) не имеется, поскольку  в силу статьи 5 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ  в доходы, полученные семьей, не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

При этом судебная коллегия учитывает, что земельный участок и личное подсобное хозяйство используется многодетной семьей, в том числе на нужды ребенка-инвалида.

Таким образом, среднедушевой доход семьи составит 12 042 руб. 33 коп. (расчет: 49 858 + 10 245,74 + 196 850,50 + 7201,04 + 24 860,75 = 289 016,04;                    289 016,04/8/3 (количество членов семьи, количество месяцев) = 12 042,34 руб.).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21.12.2022 № 778-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год» установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год в следующих размерах: в расчете на душу населения – 12 794 руб.; для трудоспособного населения – 13 945 руб.; для пенсионеров – 11 003 руб.; для детей – 12 915 руб.

Величина среднедушевого дохода семьи – 12 042 руб. 33 коп. не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения.

Учитывая изложенное Хачатурьян Л.В. соответствует условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 Положения, в связи с чем на Министерство социального развития Ульяновской области следует возложить обязанность  принять решение об оказании истцу государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», в виде единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

Оснований для признания незаконным уведомления областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 26.05.2023 № *** судебная коллегия не усматривает.

Уведомление содержит лишь информацию о принятом решении об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Вместе с тем право истца на данную государственную социальную помощь являлось предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Хачатурьян Людмилы Владимировны                                (паспорт ***) к Министерству социального развития Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области  принять решение об оказании Хачатурьян Людмиле Владимировне государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», в виде единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

В остальной части иска Хачатурьян Людмилы Владимировны отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                          (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Мелекесский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.12.2023