Судебный акт
Оспаривание приказа о прекращении выплаты
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110194, 2-я гражданская, о признании решения о прекращении ежемесячной выплаты незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-003131-95

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-5384/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Управление  Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации», Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 июля 2023 года, с учетом определения того же суда от 20 сентября 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-3340/2023, по которому постановлено:

исковые требования Мироновой Натальи Валерьевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» удовлетворить.

Признать незаконным приказ Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» №162 от 30.05.2022 «О прекращении надбавок и выплат» в части прекращения ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе»  Мироновой Наталье Валерьевне.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» произвести Мироновой Наталье Валерьевне с 01.06.2022 года по 08.04.2023  года ежемесячную поощрительную выплату за особые достижения в службе в размере 20 процентов от должностного оклада.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» Милоховой Е.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя третьих лиц Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, ФГКУ «Управление ПРИО войск национальной гвардии» Варнакова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения Мироновой Н.В., возражавшей против доводов апелляционных жалоб,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Миронова Н.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» по Ульяновской области (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области») о признании приказа незаконным, возложении обязанности произвести ежемесячную поощрительную выплату за особые достижения в службе.

Требования мотивировала тем, что ответчик вопреки условиям контракта и положениям Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 года № 406, прекратил осуществлять ежемесячную поощрительную выплату за особые достижения в службе, назначенную ранее. Указанная выплата была назначена и выплачивалась работодателем по май 2022 года. Приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» от 30 мая 2022 года № 162 выплата была отменена, а с 09.04.2023 вновь назначена. С 01.10.2016 она проходит  службу в должности *** – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». Должность соответствует специальному званию «***», 29 тарифный разряд. В соответствии с абзацем е) подпункта 5 пункта 21 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ей была установлена ежемесячная надбавка за замещение должности *** в размере 20% от должностного оклада как сотруднику,  замещающему должность равную должности «***». Однако осуществление данной выплаты с 01.06.2022 прекращено в соответствии с вышеуказанным приказом №162, из которого следует, что основанием для его издания послужило разъяснение Финансово-экономического департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 26/959, распоряжение командующего Приволжским округом войск национальной Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 500/26-3449. Согласно позиции ответчика, замещаемая ею должность не является равной должности «***».

Просила суд признать незаконным приказ ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» от 30 мая 2022 года № 162 в части прекращения с  1 июня 2022 года ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 20% должностного оклада, возложить на ответчика обязанность произвести начисление поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 20% должностного оклада за период с 1 июня 2022 года по 8 апреля 2023 года.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела, не применены нормы права, подлежащие применению.

Указывает, что отношения между сторонами в части прохождения службы урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и только в случаях, не урегулированных данным нормативным правовым актом, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Ссылаясь на нормы указанного федерального закона, считает, что  истицей пропущен срок исковой давности. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику.

В апелляционной жалобе Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ФГКУ «Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации» считают решение суда незаконным, просят его отменить.

В жалобе приводят доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области». Считают, что суд необоснованно отклонил ходатайство, заявленное ответчиком и третьими лицами, о пропуске истцом, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» срока для обращения в суд с требованиями, касающимися законности прекращения поощрительной выплаты. В обоснование доводов жалобы ссылаются на нормы действующего законодательства и судебную практику.

В возражениях на апелляционные жалобы Миронова Н.В. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Миронова Н.В. с 01.10.2016 проходит службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должности ***» (л.д.7).

Приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» истцу  была установлена ежемесячная надбавка за замещение должности *** в размере 20 процентов от должностного оклада, предусмотренная подпунктом е) подпункта 5 пункта 21 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 октября 2016 года № 30 (л.д.33-37).

Выплата истцу  данной надбавки  была прекращена  ответчиком  с 1 июня 2022 года в связи с изданием приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» от 30 мая 2022 года № 162 (л.д.30-32).

Полагая, что  выплата данной надбавки прекращена ответчиком незаконно, Миронова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Мироновой Н.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Отношения между истцом и ответчиком в части прохождения службы урегулированы ФЗ-342 от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 342-ФЗ  регулирование правоотношений, связанных со службой, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; указанным федеральным законом; федеральными законами от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №  226-ФЗ), от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 247-ФЗ) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере войск национальной гвардии Российской Федерации.

И только в случаях, не урегулированных вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно положениям части 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона № З-ФЗ, Федерального закона №247-ФЗ и Федерального закона № 342-ФЗ (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статей 28, 76 указанного Федерального закона) распространены на сотрудников войск национальной гвардии.

Отношения, связанные с денежным довольствием, другими видами обеспечения, а также с предоставлением различных социальных гарантий сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, регулирует Федеральный закон № 247-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Закона № 247-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 2 Закона № 247-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу части 13 статьи 2 Закона № 247-ФЗ поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада.

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 13 статьи 2 Закона № 247-ФЗ).

Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат утвержден Приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406 (Далее - Порядок).

Согласно абзацу «е» пп. 5 п. 21 Порядка (действовавшего в спорный период) сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации, замещающим должности ***, им равные и выше в центральном аппарате Росгвардии, органе управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориальном органе Росгвардии, подразделении (органе) (за исключением строевых подразделений) и организации войск национальной гвардии, устанавливаются и выплачиваются поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере 20 процентах от должностного оклада.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Как указывалось выше, истец Миронова Н.В. замещает  должность ***», замещаемая ею должность соответствует по штату специальному званию «***», 29 тарифный разряд, получает спорную выплату с 01.10.2016.

Штатное расписание ответчиком не представлено, поскольку оно имеет гриф «секретно». Поощрительные выплаты за особые достижения в службе предусмотрены  частью 6 статьи 2 Закона № 247-ФЗ.

Размер указанной выплаты (20% от должностного оклада) был установлен истцу Мироновой Н.В. приказом  ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» при назначении на должность 01.10.2016 с учетом абзаца «е» пп. 5 п. 21 Порядка, с момента назначения спорной выплаты, изменения в порядок в указанной части не вносились. Принимая в 2016 году решение о назначении Мироновой Н.В. данной выплаты, работодатель пришел к выводу о том, что занимаемая истцом должность ***» соответствуют должности ***и.

Истцу ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе  (за замещение должности ***, им равных и выше) в размере 20 процентов от должностного оклада была прекращена на основании приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», который был принят в соответствии с разъяснением Финансово-экономического департамента Федеральной службы войск национальной гвардии от 28.02.2022 №26\959, то есть в качестве основания для отмены указано разъяснение финансово-экономического отдела департамента Росгвардии, которое не может расцениваться как правовое основание к отмене спорной выплаты.  Между тем, изменения в нормативно-правовые акты, устанавливающие данные выплаты не вносились.

Как установлено судом первой инстанции, в настоящее время истцу указанная надбавка выплачивается, ее выплата была возобновлена ответчиком с апреля 2023 года.

При установленных обстоятельствах, правовых оснований для оставления исковых требований без удовлетворения у суда первой инстанции не имелось, в том числе в связи с пропуском срока для обращения в суд, о чем было заявлено стороной ответчика в суде первой инстанции и о чем указано  в апелляционных жалобах.

В материалах дела имеется копия приказа №162 от 30.05.2022 о прекращении Мироновой Н.В. спорной выплаты (л.д.30-32).

Миронова Н.В. не оспаривала то обстоятельство, что ей было известно о том, что с 01.06.2022  было прекращено осуществление ежемесячной выплаты в размере 20% от должностного оклада (за замещение должности ***, им равных и выше).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
        Миронова Н.В. обратились в суд с иском к ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» о признании незаконным приказа №162 от 30.05.2022 «О прекращении надбавок и выплат» в части прекращения ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 20 процентов от должностного оклада, о возложении обязанности произвести выплату 30.05.2023 (л.д.10). Как указано выше, поощрительная выплата, ранее назначенная истцу, была отменена с 01.06.2022.
        Вместе с тем, Миронова Н.В. не была ознакомлена с приказом об отмене надбавок и выплат, что сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривалось, сведений, о том, что ей вручалась копия данного приказа, также не представлено.

Таким образом, с приказом в котором приведены основания прекращения спорной выплаты, Миронова Н.В. ознакомлена не была.

В обоснование иска Миронова Н.В. ссылалась на то, что рассчитывала на получение спорной выплаты после вступления в законную силу решений судов по аналогичным спорам сотрудников Управления,  между тем, до настоящего времени   выплату за прошлое время ответчик не произвел, а лишь возобновил начисление надбавки и её выплату в апреле 2023 года.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для  восстановления истцу срока обращения в суд.

При установленных обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб, суть которых сводиться к тому, что Мироновой Н.В. должно быть отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с  пропуском  срока на обращение в суд, подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 июля 2023 года, с учетом определения того же суда от 20 сентября 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционные жалобы  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации», Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 декабря 2023 года.