Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 25.12.2023 под номером 110152, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и произвести деионтаж самовольно установленных объектов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-005820-63

Судья Анциферова Н.Л.                                                                Дело № 33а-5657/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                       19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н..А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2023 года по делу № 2а-2534/2023, по которому постановлено:      

административный иск Саги Анатолия Георгиевича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в части принятия мер по устранению нарушений в результате размещения кирпичных гаражей на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области провести мероприятия по устранению незаконного пользования земельным участком под кирпичными гаражами, государственная собственность на которые не разграничена, устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В удовлетворении остальной части административных требований, а также в удовлетворении требований к администрации г.Ульяновска, муниципальному бюджетному учреждению «Стройзаказчик» отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства  имущественных отношений и архитектуры  Ульяновской области Борисовой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения          Саги А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Сага А.Г. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г.Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести демонтаж самовольно установленных объектов.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка и индивидуального жилого дома по адресу: ***,           ***.

Неоднократными проверками, проведенными сотрудниками МЧС, прокуратуры по его заявлениям установлено, что на территориях общего пользования, прилегающих к принадлежащему ему земельному участку, незаконно размещены сараи и гаражи, нарушающие требования пожарной безопасности. Прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска  в адрес главы города вынесены акты прокурорского реагирования.

01.07.2019 в 4 часа утра на расстоянии приблизительно 4-5 метров от его дома произошел пожар. В соответствии с экспертным заключением, домовладению нанесен ущерб в размере около 370 000 руб.

После произошедшего пожара уполномоченными органами снова были проведены  проверки, установившие, что уцелевшие после пожара гаражи продолжают нарушать требования пожарной безопасности, угрожают жизни и здоровью членов его  семьи, а также сохранности принадлежащего  ему имущества. Несмотря на произошедший пожар, и его многочисленные обращения, администрация города своим бездействием продолжает нарушать конституционные права административного истца.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15.12.2021, вступившим в законную силу, бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в уклонении от организации муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, на которых расположены металлические и кирпичные гаражи с восточной, северной, и западной стороны по отношению к земельному участку по *** признано незаконным. Суд обязал администрацию г.Ульяновска организовать  проведение муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, на которых расположены металлические и кирпичные гаражи с восточной, северной и западной стороны по отношению к земельному участку по ***.

По результатам контрольных мероприятий, установивших незаконность металлических кирпичных гаражей, во исполнение решения суда администрацией г.Ульяновска на основании постановления от 31.03.2016 № 1044 изданы постановления, в том числе от 27.05.2022 № 724 и № 725 о демонтаже самовольно установленных объектов недвижимого имущества – металлических гаражей, установленных по адресу: ***, возле дома № (условно № 1 и № 2). В соответствии  с п.1 указанных постановлений МБУ «Стройзаказчик» предписано демонтировать указанные в постановлениях самовольно установленные объекты движимого имущества - металлические гаражи, определено время начала работ – 09.06.2022 в 9 часов 00 минут.

Металлические и кирпичные гаражи не демонтированы по настоящее время, работы по их демонтажу не начаты, администрация города уклоняется от исполнения своих постановлений, что продолжает создавать угрозу жизни  и безопасности членов семьи истца.

Выделение земельного участка под размещение гаража, строительство гаража и регистрация прав на него произведены с нарушением требований пожарной безопасности и, соответственно, конституционных прав истца.

Просил признать незаконным бездействие администрации г.Ульяновска по уклонению от обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.14 ст.3 Устава муниципального образования «город Ульяновск») в части принятия мер по устранению нарушений конституционных прав истца и членов его семьи в результате размещения кирпичного гаража на земельном участке с кадастровым номером ***, с выходом за пределы предоставленного земельного участка на территории общего пользования, собственность на который не разграничена и обязать провести мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (во взаимодействии с другими уполномоченными органами, организовать демонтаж незаконного пристроя к гаражу, находящегося на территориях общего пользования);

признать  незаконным бездействие  администрации г.Ульяновска по уклонению от обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.14 ст.3 Устава муниципального образования «город Ульяновск») в части принятия мер по устранению нарушений конституционных прав истца и членов его семьи в результате незаконного размещения кирпичного гаража на земельном участке, относящемся к территориям общего пользования, собственность на который не разграничена и обязать провести мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (во взаимодействии с другими уполномоченными органами организовать демонтаж незаконно построенного  гаража);

признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, обладающего полномочиями  собственника по распоряжению земельными участками,  в части принятия мер по устранению нарушений конституционных прав истца и членов его семьи в результате размещения кирпичного гаража на земельном участке, относящемуся к территориям общего пользования, собственность на который не разграничена и обязать провести мероприятия по устранению незаконного пользования земельным участком под незаконно построенным гаражом неизвестными истцу лицами, устранению нарушений требований пожарной безопасности (во взаимодействии с другими уполномоченными органами организовать демонтаж незаконно построенного гаража); признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, обладающим  полномочиями собственника по распоряжению земельными участками,  в части принятия мер по устранению нарушений конституционных прав истца и членов его семьи в результате размещения кирпичного гаража на земельном участке с кадастровым номером ***, с выходом за пределы предоставленного земельного участка на территории общего пользования, собственность на который не разграничена и  обязать во взаимодействии с другими уполномоченными органами организовать демонтаж незаконного пристроя к гаражу, находящегося на территориях общего пользования.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о бездействии со стороны Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, поскольку Министерство обратилось в суд с иском к ***., ***. об освобождении самовольно занятого земельного участка,  решением Ленинского районного суда                г.Ульяновска 09.02.2023 исковые требования были удовлетворены. Также в связи с отсутствием сведений о правообладателе капитального гаражного бокса, расположенного на земельном участке, не представляется возможным определить надлежащего ответчика для обращения в суд с иском об освобождении данного земельного участка. Обращает внимание, что у Министерства отсутствуют полномочия по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, поскольку Министерство является распорядителем земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а не владельцем или пользователем таких земельных участков. Ссылаясь на ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что полномочия по сносу самовольной постройки осуществляются органами местного самоуправления.

В судебное заседание  кроме Саги  А.Г., представителя  Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  Борисовой А.О.,        другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п.1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (п.2).

Судом установлено, что Саге А.Г. и его супруге ***. на праве общей долевой собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: ***.

Согласно сведениям с публичной кадастровой карты указанный земельный участок граничит с земельным участком под многоквартирным жилым домом по                  *** и с землями общего пользования.

01.07.2019 вблизи расположенных от дома истца сараях и гаражах произошел пожар, в результате чего было повреждено домовладение административного истца и принадлежащее ему имущество.

Постановлением администрации г.Ульяновска № 724 от 27.05.2022 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновска» на МБУ«Стройзаказчик» возложена обязанность  демонтировать самовольно установленный объект движимого имущества – металлический гараж, расположенный по адресу: г.Ульяновск,  *** (условно № 1). Дата и время демонтажа самовольно установленного объекта движимого имущества: 09.06.2019 в 09.00 час.

Постановлением администрации г.Ульяновска № 725 от 27.05.2022 «О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования «город Ульяновска» на МБУ «Стройзаказчик» возложена  обязанность демонтировать самовольно установленный объект движимого имущества – металлический гараж, расположенный по адресу: г.Ульяновск,  *** (условно № 2).  Дата и время демонтажа самовольно установленного объекта движимого имущества: 09.06.2019 в 09.00 час.

В настоящее время данные постановления исполнены, указанные постройки были демонтированы.

Согласно акту № *** осмотра земельного участка северо-западнее *** от 14.04.2022 на земельном участке северо-западнее земельного участка  с кадастровым номером *** расположен капитальный гаражный бокс площадью 23,43 кв.м (7,1 м х 3,3м).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, гараж расположен на неразграниченных землях общего пользования, сведений об оформленных земельно-правовых документах  в Управлении не имеется.

Согласно акту № *** осмотра земельного участка между д.6 и 8 по                             ***,  в Ленинском районе г.Ульяновска от 14.04.2022 на земельном участке с кадастровым номером *** между д.6  и  8  по ***  с в.р.и. «под размещение гаража» площадью 33 кв.м расположен капитальный гаражный бокс площадью 23,43 кв.м (7,1 м х 3,3 м). Гаражный бокс имеет увеличение в юго-восточную сторону до границ земельного участка  с кадастровым номером ***

Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, площадь самовольно занятого земельного участка из состава неразграниченных земель общего пользования составляет 5 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером *** находился в собственности ***., право зарегистрировано 30.12.2009.

Аналогичные акты составлены и 13.04.2023 (т. 2 л.д. 109-110).

Согласно имеющимся сведениям, ***. умер в *** г., его наследниками  являются *** ***., ***.

28.04.2022 Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска обращалось к Министру имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  по вопросу рассмотрения возможности обращения в суд с исками об освобождении не разграниченных земель общего пользования в судебном порядке (т.1 л.д.17).

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09.02.2023 (т.3 л.д.133-134) исковые требования Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области удовлетворены.  Суд обязал  ***., ***. освободить земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 5 кв.м, расположенного с юго-восточной стороны от гаража, по адресу: г.Ульяновск, *** между домами 6 и 8, до границ земельного участка с кадастровым номером ***. Решение суда вступило в законную силу 17.03.2023.

17.04.2023 постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска возбуждено исполнительное производство №*** в отношении ***., предмет исполнения: освободить земельный участок государственная собственность на который не разграничена площадью 5 кв.м, расположенного с юго-восточной стороны от гаража по адресу: г.Ульяновск, *** между домами 6 и 8 до границ земельного участка с кадастровым номером *** (т.3 л.д.131-132).  Решение суда  до настоящего  времени не исполнено.

Поскольку Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не  в полной мере приняты меры по устранению нарушений в результате размещения кирпичных гаражей на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, суд пришел  к выводу о частичном удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда  первой инстанции, поскольку они основаны на верной оценке представленных в дело доказательств и правильном применении норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы именно на Министерство имущественных отношений и архитектуры  Ульяновской области возложены полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» установлено, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области» таким полномочным органом является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, к полномочиям которого относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  22.12.2023.