Судебный акт
Исполнительский сбор
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 25.12.2023 под номером 110143, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-003673-65

Судья Веретенникова Е.Ю.                                                          Дело № 33а-5616/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,   Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2023 года по делу           № 2а-3049/2023, по которому постановлено:          

административные исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № ***.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  - Чеджемовой О.И., поддержавшей доводы  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском  к  врио начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области) Аксеновой А.Н. об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В обосновании требований указано, что ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой О.И. в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области было возбужденно исполнительное производство № *** от 05.06.2023 о  возложении обязанности  бесплатно обеспечивать  Козлову О.Е. на основании  выписанных рецептов лекарственным препаратом «***».

Министерство здравоохранения Ульяновской области является казенным учреждением и может потратить лишь денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить указанное выше решение суда, в связи, с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование.

Министерство является исполнительным органом государственной власти, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В связи с процедурой заключения государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» немедленное  исполнение решение суда является невозможным.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И., УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Козлова О.Е.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование доводов жалобы указывает на правомерность вынесения постановления о взыскании  исполнительского сбора, поскольку решение суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. В случае невозможности исполнения решения суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта либо о его разъяснении, а также заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу. Обращает внимание, что отсутствие у административного истца необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может являться безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание  кроме  представителя УФССП России по Ульяновской области иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч.1 ст.105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.1 ст.112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

При этом ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что 05.06.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств  Чеджемовой  О.И.  возбуждено исполнительное производство № ***  о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  Козлову О.Е.  на основании  выписанных рецептов лекарственным препаратом «*** со схемой применения  1 инъекция  подкожно с интервалом 2 недели. Решение в части обеспечения лекарственным препаратом подлежит немедленному исполнению.

Должнику установлен  срок для добровольного исполнения – в течение суток  с момента получения  должником  копии настоящего постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства  получена  Министерством  здравоохранения  Ульяновской области 06.06.2023.

13.06.2023  директору ОГКУ «Ульяновский  областной закупочный центр»  направлена заявка об организации торгов по решению суда на лекарственный препарат  для обеспечения  Козловой О.Е. (л.д.7).

Постановлением  ведущего судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 08.06.2023 с  Министерства  здравоохранения  Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.6).

Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Козлова О.Е. обеспечивается препаратом с сентября 2023 года.

Удовлетворяя заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.

Учитывая, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не уклонялось от исполнения требований исполнительного документа, ограниченность финансирования, контрактную систему, наличие объективной причины в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок,  виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по исполнительному производству административным истцом не допущено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ввиду отсутствия данных о наличии вины Министерства здравоохранения Ульяновской области в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имелось.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21 июля        2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  22.12.2023.