Судебный акт
Об оспаривании дисциплинарного взыскания
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 22.12.2023 под номером 110109, 2-я гражданская, об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Веретенникова Е.Ю.                                      73RS0002-01-2023-003493-23

Дело № 33-5441/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Елисеевой Юлии Рафисовны на решение Засвияжского районного суда Ульяновской области от 7 августа 2023 года по гражданскому делу № 2-2847/2023, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Елисеевой Юлии Рафисовны к УФССП России  по Ульяновской области, ФССП России о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 07.03.2023, приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 23.05.2023 незаконными, отмене приказов, возложении обязанности присвоить очередное специальное звание «***», произвести перерасчет суммы должностного оклада, выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы, ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, выплаты ежемесячно надбавки в процентах от денежного довольствия, разовой премии за 1 и 2 квартал 2023, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Елисеевой Ю.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УФССП России по Ульяновской области Беловой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Елисеева Ю.Р. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Федеральной службе судебных приставов России (далее – УФССП России по Ульяновской области, ФССП России) о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, отмене приказов, возложении обязанности присвоить очередное специальное звание, произвести перерасчет суммы должностного оклада, выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы, ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, выплаты ежемесячно надбавки в процентах от денежного довольствия, разовой премии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что с 01.06.2020 Елисеева Ю.Р. работает в УФССП России по Ульяновской области в должности ***. С 16.11.2022 была выведена в распоряжение УФССП России по Ульяновской области. Приказом УФССП России по Ульяновской области от 07.03.2023 ей объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, а приказом от 23.05.2023 – в виде выговора.

Считает приказы о применении к ней дисциплинарного взыскания незаконными, поскольку с приказом о выведении из распоряжения УФССП России по Ульяновской области, а также с приказом о назначении на должность после выведения из распоряжения она не ознакомлена. Объяснения у нее не затребовали. С приказами о вынесении дисциплинарного взыскания ознакомлена не была.

Определением суда от 10 июля 2023 года гражданские дела по заявлению Елисеевой Ю.Р. к УФССП России по Ульяновской области об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, по заявлению Елисеевой Ю.Р. к УФССП России по Ульяновской области об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

С учетом изложенного, Елисеева Ю.Р. просила суд признать незаконным приказ «О наложении дисциплинарного взыскания на младшего лейтенанта внутренней службы Елисееву Юлию Рафисовну» от 07.03.2023 № ***. Отменить приказ «О наложении дисциплинарного взыскания на *** Елисееву Юлию Рафисовну» от 07.03.2023 № ***. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России выплатить Елисеевой Ю.Р. недополученную, из-за вынесенного дисциплинарного взыскания, часть разовой премии за 1 квартал 2023 в размере 16 740 руб. Признать незаконным приказ «О наложении дисциплинарного взыскания на *** Елисееву Юлию Рафисовну» от 23.05.2023. Отменить приказ «О наложении дисциплинарного взыскания на *** Елисееву Юлию Рафисовну» от 23.05.2023. Обязать УФССП России по Ульяновской, ФССП России присвоить Елисеевой Ю.Р. очередное специальное звание «***» с 25.05.2023. Звание не было присвоено в связи с вынесением дисциплинарного взыскания. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России сделать перерасчёт суммы оклада *** Елисеевой Ю.Р. по специальному званию «***» на сумму оклада по специальному званию «***» с 25.05.2023 и выплатить 1342 руб. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России выплатить Елисеевой Ю.Р. недополученную, из-за вынесенного дисциплинарного взыскания, ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы в размере 134 руб. 20 коп. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России выплатить Елисеевой Ю.Р. недополученную из-за вынесенного дисциплинарного взыскания ежемесячную премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 8018 руб. 04 коп. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России выплатить Елисеевой Ю.Р. недополученную из-за вынесенного дисциплинарного взыскания ежемесячную надбавку в процентах от денежного довольствия сотрудника в размере 474 руб. 72 коп. Обязать УФССП России по Ульяновской области, ФССП России выплатить Елисеевой Ю.Р. недополученную из-за вынесенного дисциплинарного взыскания часть разовой премии за 2 квартал 2023 в размере 13 600 руб. Взыскать с УФССП России по Ульяновской области, ФССП России в пользу Елисеевой Ю.Р. в счет компенсации морального вреда в общей сумме 600 000 руб. Взыскать с УФССП России по Ульяновской области, с ФССП России стоимость расходов, понесённых в связи с подачей искового заявления (направление заказной корреспонденцией исковых требований, услуги по ксерокопированию) в общей сумме 746 руб. 60 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Елисеева Ю.Р. просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт ее перевода на другую временную должность судом не установлен, поскольку в приказе от 10.01.2023 №*** отсутствует ее подпись, она не была ознакомлена с новой должностной инструкцией. Следовательно, оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности по приказам от 07.03.2023, 23.05.2023 не имеется. Указывает на грубейшее нарушение процедуры проведения служебной проверки, поскольку приказ №*** о проведении служебной проверки издан 31.01.2023, то есть позднее установленного законом срока. Она не была с ним ознакомлена надлежащим образом – лично, поскольку приказ был направлен в адрес ведомственной электронной почты отделения УФССП в период ее нахождения в отпуске. Кроме того, в нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности данный приказ, а также приказы №*** от 07.03.2023, №*** от 23.05.2023 не содержат точной формулировки допущенных истцом нарушений, сущности дисциплинарного проступка и времени его совершения. Судом не учтен тот факт, что по решению Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13.04.2023 по делу №2-1176/2023 она восстановлена в прежней должности. Однако, при проведении служебной проверки 11.05.2023 и на момент вынесения дисциплинарного взыскания комиссия указывает, что истец работает на основании приказа от 10.01.2023 №*** о переводе. Отмечает, что ей было отказано в праве на дачу объяснений по проводимой проверке в течение двух рабочих дней. Она не была ознакомлена с приказами о наложении дисциплинарных взысканий лично. Ссылается на нарушение норм процессуального права, выразившееся в непредставлении ей для ознакомления аудио-протокол судебного заседания от 07.08.2023 в связи с тем, что аудиозапись не сохранилась. Доводы истца, заявленные на судебном заседании в устной форме, могли повлиять на правильность и обоснованность вынесения решения и не могут быть проверены судом высшей инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу УФССП России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Елисеева Ю.Р. на основании заключенного между нею и УФССП России по Ульяновской области контракта от 1 июня 2020 г. была принята на службу в органы принудительного исполнения на должность *** отделения судебных приставов № *** по З*** району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее – ОСП № *** по З*** району г. Ульяновска) сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 113-114).

На основании приказа УФССП России по Ульяновской области от 14 ноября 2022 г. № *** Елисеева Ю.Р. освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение УФССП России по Ульяновской области с 14 ноября 2022 г. в связи с сокращением должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, на Елисееву Ю.Р. возложено выполнение обязанностей по последней замещаемой должности с выплатой  денежного довольствия в полном размере (т. 1, л.д. 198).

Приказом ФССП России от 10 января 2023 г. № *** *** Елисеева Ю.Р., находящаяся в распоряжении УФССП России по Ульяновской области, в порядке перевода с 16 января 2023 г. назначена на должность *** ОСП № *** по З***  району г. Ульяновска, замещаемой на период отсутствия основного сотрудника *** К*** М.Г., находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (т. 1, л.д. 197).

Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 августа 2023 г., признан незаконным перевод Елисеевой Ю.Р. на основании приказа ФССП России от 10 января 2023 г. № ***, а Елисеева Ю.Р. восстановлена на службе в УФССП России по Ульяновской области в должности судебного пристава-исполнителя ОСП № *** по З*** району г. Ульяновска.

На основании приказа ФССП России от 29 июня 2023 г. № *** отменен приказа ФССП России от 10 января 2023 г. № ***, Елисеева Ю.Р. восстановлена в прежней должности *** ОСП №*** по З*** району г. Ульяновска с 16 января 2023 г. (т. 1, л.д. 196).

Приказом УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении требовании пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.3 должностной инструкции в части непринятия своевременных, полных и правильных мер по исполнению требований исполнительных документов на *** Елисееву Ю.Р. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (т. 1, л.д. 190).

Кроме того, на основании приказа УФССП России по Ульяновской области от 23 мая 2023 г. № *** за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении требовании пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.2.11 должностной инструкции в части не передачи на оперативное хранение в архивное помещение Отделения оконченных исполнительных производств за январь, февраль, март 2023 г. на *** Елисееву Ю.Р. наложено дисциплинарное взыскание в виде строго выговора (т. 1, л.д. 181-182).

Оспаривая законность наложенных на нее дисциплинарных взысканий, а также ссылаясь на то обстоятельство, что вследствие незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности она была лишена премиального вознаграждения и не получила очередное специальное звание, Елисеева Ю.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у работодателя имелись предусмотренные законом основания для наложения на Елисееву Ю.Р. дисциплинарных взысканий на основании приказов от 7 марта № *** и от 23 мая № ***, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена, в связи с чем отказал в заявленных исковых требованиях в полном объеме.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Закон № 328-ФЗ).

Часть 2 статьи 1 Закона № 328-ФЗ определяет службу в органах принудительного исполнения как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 10 Закона № 328-ФЗ правовое положение (статус) сотрудника определяется данным Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, прохождения и прекращения службы в органах принудительного исполнения.

Статьей 11 Закона № 328-ФЗ установлены права сотрудника, в числе которых закреплены право на условия, необходимые для исполнения служебных обязанностей и профессионального развития (пункт 1); на ознакомление с должностной инструкцией и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах принудительного исполнения (пункт 2); на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).

В соответствии со статьей 12 Закона № 328-ФЗ, определяющей обязанности сотрудника, последний обязан знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (пункт 1 части 1); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 Закона № 328-ФЗ).

За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 45, 47 - 51 данного Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (часть 3 статьи 12 Закона № 328-ФЗ).

Статья 45 Закона № 328-ФЗ определяет служебную дисциплину как соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа принудительного исполнения и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 46 и 48 данного Федерального закона (часть 2 статьи 45 Закона № 328-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 47 Закона № 328-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарного устава органов принудительного исполнения, правил внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии со статьей 48 Закона № 328-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в органах принудительного исполнения.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2 статьи 48 Закона № 328-ФЗ).

Статьей 50 Закона № 328-ФЗ определено, что порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 10 части 1 и частью 2 статьи 46 данного Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона № 328-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка в соответствии со статьей 52 данного Федерального закона (часть 8 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

В приказе о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ (часть 10 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника (часть 11 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (часть 12 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно (часть 13 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения (часть 14 статьи 50 Закона № 328-ФЗ).

Статьей 52 Федерального закона № 328-ФЗ регламентирован порядок проведения служебной проверки.

Так, в соответствии с указанной нормой закона служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона (часть 1 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 данной статьи, продлевается на 10 рабочих дней (часть 2 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

Частью 3 статьи 52 Закона № 328-ФЗ предусмотрено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах принудительного исполнения.

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 52 Закона № 328-ФЗ сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.

В силу части 7 статьи 52 Закона № 328-ФЗ в заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (часть 9 статьи 52 Закона № 328-ФЗ).

Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации утвержден приказом Минюста России от 30 марта 2020 г. № 65 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее четырнадцати дней с момента получения руководителем федерального органа принудительного исполнения (руководителем территориального органа) информации, являющейся основанием для ее проведения.

Пунктом 9 Порядка установлено, что служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения (руководителя территориального органа) может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (пункт 10 Порядка).

Пунктом 15 Порядка определено, что приказ федерального органа принудительного исполнения (территориального органа принудительного исполнения) о проведении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; сроки проведения служебной проверки; состав комиссии по проведению служебной проверки.

В соответствии с пунктом 19 Порядка председатель и члены комиссии, проводящие служебную проверку, обязаны, в том числе, на основании положений части 8 статьи 50 Федерального закона затребовать от сотрудника, в отношении которого проводится служебная поверка, объяснение в письменной форме (в случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить соответствующий акт).

В пунктах 22 - 26 Порядка изложены требования к содержанию заключения по результатам служебной проверки.

Из материалов дела следует, что основанием для наложения на Елисееву Ю.Р. дисциплинарного взыскания в виде замечания на основании приказа УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** послужили результаты служебной проверки, назначенной приказом врио руководителя УФССП  России по Ульяновской области от 30 января 2023 г. *** (т. 1, л.д. 14об.-15), выводы которой отражены в заключении по результатам служебной проверки от 28 февраля 2023 г. (т. 1, л.д. 92-97).

Как следует из заключения служебной проверки от 28 февраля 2023 г., в ходе служебной проверки установлено, что на исполнении у Елисеевой Ю.Р. находилось исполнительное производство от 23 декабря 2021 г.  ***, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № ***, о взыскании задолженности. Указанное исполнительно производство было окончено 7 ноября 2022 г. по пункту 3 части 1 статьи 56 Федерального закона «Об исполнительном производстве», однако оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО «***» не направлен.

Аналогичные нарушения выявлены и в рамках других исполнительных производств №№ *** (дата окончания 25 ноября 2022 г.), *** (окончено 24 ноября 2022 г.), *** (окончено 25 ноября 2022 г.), *** (окончено 31августа 2022 г.).

Кроме того, в рамках исполнительного производства № *** о взыскании с С*** О.В. в пользу *** задолженности в сумме 52 745 руб. 54 коп. судебным приставом-исполнителем Елисеевой Ю.Р. составлен акт описи и ареста имущества должника от 23 сентября 2022 г. (24 позиции на сумму 33 700 руб). Вместе с тем, данный акт описи составлен без участия понятых, не на все имущество должника, и не внесен в АИС ФССП.

Служебной проверкой также установлено, что по исполнительному производству № *** о взыскании с П*** А.В. в пользу АО «***» задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 421 069 руб. 17 коп. от должника П*** А.В. поступила жалоба в порядке подчиненности, по результатам рассмотрения которой вынесено постановление об удовлетворении жалобы, *** Елисеевой Ю.Р. предписано принять меры к внесению изменений в остаток суммы задолженности. Однако Елисеевой Ю.Р. меры к внесению изменений в остаток суммы задолженности не были приняты. В результате ее бездействия поступила повторная жалоба от должника, которая также была удовлетворена.

В рамках исполнительного производства № *** установлено, что должник В*** П.Г. получает доход в АО «***», однако *** Елисеевой Ю.Р. постановление об обращении взыскания на доходы должника не вынесено.

Указанные обстоятельства вмененных Елисеевой Ю.Р. нарушений служебной дисциплины, в ходе рассмотрения дела ею не оспаривались.

Признавая приказ УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г.№ *** о привлечении Елисеевой Ю.Р. к дисциплинарной ответственности в виде замечания законным, суд первой инстанции указал, что процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена.

По мнению судебной коллегии, данные выводы суда не основаны на вышеприведенных требованиях Закона № 328-ФЗ и Порядка.

Так, доказательств соблюдения работодателем требований части 8 статьи 50 Закона № 328-ФЗ в части обязательного истребования от работника письменного объяснения ответчиком в материалы дела не представлено.

В обосновании своих доводов о том, что Елисеевой Ю.Р. было предложено дать письменные объяснения, от дачи которых она отказалась, ответчик указал, что 8 февраля 2023 г. в ОСП № *** по З*** району г. Ульяновска на служебную электронную почту был направлен приказ о назначении служебной проверки и бланк объяснений (т. 1, л.д. 54).

Согласно акту от 28 февраля 2023 г. Елисеева Ю.Р. от дачи пояснений отказалась (т. 1, л.д. 195).

Между тем, материалами дела подтверждается, что в период с 6 по 17 февраля 2023 г. Елисеева Ю.Р. находилась в отпуске (т. 2, л.д. 18), в связи с чем не могла получить направленное ей по корпоративной почте письмо.

При этом доказательств истребования у истца объяснений по выходу ее из отпуска либо направления письма с предложением дать объяснения по месту ее жительства ответчиком в материалы дела не представлено, тогда как данные обстоятельства Елисеевой Ю.Р. в ходе рассмотрения дела оспаривались.

Более того, из обстоятельств дела следует, что фактически обязанность по получению от истца объяснений была возложена на сотрудников ОСП № *** по З*** району г. Ульяновска.

Однако акт об отказе Елисеевой Ю.Р. от дачи объяснений от 28 февраля 2023 г. подписан *** ООИП УФССП России по Ульяновской области К*** Ю.В., *** ОСБ УФССП России по Ульяновской области К*** Н.Ю., *** ООИП УФССП России по Ульяновской области К*** К.Х., которые сотрудниками ОСП № *** по З***  району г. Ульяновска не являются.

При этом в указанном акте не содержится информации, когда, где и при каких обстоятельствах указанные должностные лица УФССП России по Ульяновской области пытались получить от истца объяснения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что служебная проверка в отношении Елисеевой Ю.Р. была проведена с грубым нарушением прав и законных интересов Елисеевой Ю.Р., которая была лишена права дать мотивированные письменные объяснения по факту вменяемых ей дисциплинарных проступков, что противоречит требованиям части 8 статьи Закона № 328-ФЗ и пункта 19 Порядка.

В силу изложенного, приказ УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** о наложении на Елисееву Ю.Р. дисциплинарного взыскания в виде замечания является незаконным, и подлежит отмене.

В то же время вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для взыскания с УФССП России по Ульяновской области в пользу Елисеевой Ю.Р. премии по итогам работы за 1 квартал 2023 г. в связи с отменой приказа от 7 марта 2023 г. № *** судебная коллегия не усматривает.

Как следует из служебной записки *** ОСП № *** по З***  району г. Ульяновска от 3 марта 2023 г. № *** Елисеевой Ю.Р. подлежит выплате разовая премия в размере 10% от установленного размера, в связи с наличием дисциплинарного взыскания, невыполнением прогнозных и индикаторных показателей, отсутствием составления административных протоколов, нахождением в отпуске (т. 2, л.д. 94).

Согласно выписки из приказа УФССП России по Ульяновской области от 17 апреля 2023 г. № *** за успешное выполнение особо сложных задач, по итогам работы за 1 квартал 2023 г. сотрудникам подлежит выплата разовой премии, размер которой в отношении Елисеевой Ю.Р. установлен в сумме 1860 руб. (т. 2, л.д. 93).

Таким образом, размер премиального вознаграждения был определен работодателем по результатам комплексного анализа результатов труда истицы, а не только по причине наличия у нее дисциплинарного взыскания, и, с учетом имеющихся в ее работе недостатков, этот размер снижен до 10 %.

Судебная коллегия отмечает, что в силу положений части 1 статьи 129, статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является выплатой стимулирующего характера, определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции работодателя.

При таких обстоятельствах, несмотря на признание незаконным и отмене приказа УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** о наложении на Елисееву Ю.Р. дисциплинарного взыскания в виде замечания, оснований для взыскания в пользу истцы разовой премии по итогам работы за 1 квартал 2023 г. в полном объеме у суда апелляционной инстанции не имеется.

Установив нарушение трудовых прав Елисеевой Ю.Р. незаконным привлечением ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с УФССП России по Ульяновской области в пользу истца компенсацию морального вреда.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно пункту 46 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

В пункте 47 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Из изложенного следует, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.

Установленный судебной коллегией факт незаконного привлечения Елисеевой Ю.Р. к дисциплинарной ответственности свидетельствует о грубом нарушении трудовых прав истца.

При этом, учитывая фактические обстоятельства причинения вреда, а именно то, что вред причинен при исполнении трудовых обязанностей, индивидуальные особенности истца, являющегося экономически слабой стороной (работником) в сложившихся правоотношениях, объем допущенных нарушений трудовых прав, соразмерность компенсации последствиям нарушения прав с учетом баланса интересов сторон, а также требования разумности и справедливости, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

При этом судебная коллегия полагает, что указанная компенсация сможет максимально компенсировать истцу перенесенные нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

Из представленных материалов дела также следует, что основанием для наложения на Елисееву Ю.Р. дисциплинарного взыскания в виде строго выговора на основании приказа УФССП России по Ульяновской области от 23 мая 2023 г. № *** послужили результаты служебной проверки, назначенной приказом врио руководителя УФССП России по Ульяновской области от 11 мая 2023 г. № *** (т. 1, л.д. 144) и оформленной заключением по результатам служебной проверки от 19 мая 2023 г. (т. 1, л.д. 174-179).

Из заключения служебной проверки от 19 мая 2023 г., следует, что *** Елисеевой Ю.Р. в нарушение требований пункта 12.3 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебный приставов, утвержденной приказом ФССП от 10 декабря 2010 г. № 682, не передала 422 оконченных исполнительных производств на централизованное оперативное хранение. Пунктом 1.4 протокола совещания заслушивания начальников отделений судебных приставов при заместителе руководителя Управления от 5 апреля 2023 г. № 12 судебному приставу-исполнителю Елисеевой Ю.Р. в срок до 14 апреля 2023 г. было поручено осуществить фактическую передачу оконченных исполнительных производств в архивное помещение Отделения за 12 месяцев 2022 года в количестве 537 единиц. Данное поручение судебным приставом исполнителем Елисеевой Ю.Р. не выполнено.

Доводы апелляционной жалобы Елисеевой Ю.Р. об отсутствии в ее действиях дисциплинарного проступка со ссылкой на то обстоятельство, что решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 апреля 2023 г. признан незаконным приказ ФССП России от 10 января 2023 г. № *** о переводе Елисеевой Ю.Р., отклоняются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не влияет на правильность выводов служебной проверки.

Так, на протяжения всей службы, независимо от издания приказа ФССП России от 10 января 2023 г. № ***, Елисеева Ю.Р. исполняла обязанности по должности *** ОСП № 1 *** по З*** району г. Ульяновска, в связи с чем была обязана исполнять возложенные на нее обязанности, в том числе, в части необходимости передачи оконченных исполнительных производств на централизованное оперативное хранение, однако, как установлено служебной проверкой, данная обязанность была истицей грубо проигнорирована.

Со своей стороны доказательств надлежащего исполнения возложенных на нее обязанностей, Елисеевой Ю.Р. в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у Елисеевой Ю.Р. отсутствовала техническая возможность сдать оконченные исполнительные производства на централизованное оперативное хранение ввиду отсутствия в ОСП № *** по З***  району г. Ульяновска необходимой копировальной техники, являлись предметом проверки суда первой инстанции, и, с учетом представленных в материалы дела доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вопреки указанным доводам апелляционной жалобы, доказательств того, что Елисеева Ю.Р. обращалась на имя руководителя с рапортом об отсутствии у нее возможности сдать исполнительные производства по причине отсутствия копировальной техники, материалы дела не содержат.

Учитывая, что на момент издания приказа от 23 мая 2023 г. № *** Елисеева Ю.Р. имела неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на нее приказом от 25 мая 2022 г. № *** (т. 1, л.д. 163), а также принимая во внимание характер допущенных ею нарушений, привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора отвечает тяжести совершенного ею дисциплинарного проступка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы процедура проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания соблюдены.

Так, по факту выявленных нарушений Елисеевой Ю.Р. предложено дать письменные объяснения, однако согласно акту об отказе дачи объяснения от 19 мая 2023 г., подписанному *** ОСП *** по З*** району г. Ульяновска К*** Ю.В., *** ОСП № *** по З***  г. Ульяновска Ш*** С.И. и *** ОСП № *** по З***  району г. Ульяновска К*** П.С., от дачи объяснений по существу проводимой служебной проверки она отказалась (т. 1, л.д. 173).

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы заключение служебной проверки было утверждено 22 мая 2023 г., в связи с чем Елисеева Ю.Р. до его утверждения имела возможность предоставить свои объяснения, однако не сделала этого.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о законности приказа УФССП России по Ульяновской области от 23 мая 2023 г. № 453-лс о привлечении Елисеевой Ю.Р. к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллеги не имеется.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, в связи с обращением в суд в целях защиты своих трудовых прав истцом Елисеевой Ю.Р. был понесены расходы по изготовлению копий документов на сумму 208 руб. и почтовые расходы по направлению искового заявления ответчику на сумме 280 руб. 80 коп., а всего в размере 488 руб. 80 коп. (т. 2, л.д. 57-53).

Учитывая, что судебной коллегией сделан вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Елисеевой Ю.Р., а также принимая во внимание неимущественный характер заявленных ею исковых требований, указанные судебные расходы истца подлежат возмещению ей в полном объеме ответчиком УФССП России по Ульяновской области.

С учетом изложенного, решение Засвияжского районного суда Ульяновской области от 7 августа 2023 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Елисеевой Ю.Р. о признании незаконным и отмене приказа УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № 184-лс, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

По делу надлежит принять новое решение о признании незаконным и отмене приказа УФССП России по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** взыскании с УФССП России по Ульяновской области в пользу Елисеевой Ю.Р. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и судебных расходов в сумме 488 руб. 80 коп.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Елисеевой Юлии Рафисовны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным и отмене приказа от 7 марта 2023 г. № ***, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Принято по делу в указанной части новое решение.

Отменить приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от 7 марта 2023 г. № *** «О наложении дисциплинарного взыскания на *** Елисееву Юлию Рафисовну».

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в пользу Елисеевой Юлии Рафисовны компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и судебные расходы в сумме 488 руб. 80 коп.

В остальной части решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Елисеевой Юлии Рафисовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2023