Судебный акт
О признании незаконным решения о пераспределении земель
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 25.12.2023 под номером 110100, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в перераспределении земель, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000339-71

Судья Данилина А.В.                                                                     Дело №33а-5583/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комлева Максима Вадимовича, Комлевой Эльнары Маратовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 августа 2023 года по делу                          №2а-3-297/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Комлева Максима Вадимовича, Комлевой Эльнары Маратовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *** и ***, к муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и признании права на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Комлева М.В. и его представителя Володиной С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Никоновой Н.М. – Новрузбековой О.А. и Перс Э.У., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Комлев М.В., Комлева Э.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ***. и ***., обратились в суд с административным иском к муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее также - Комитет) о признании незаконным отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и признании права на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.

В обоснование административного иска указали, что обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, местоположение: *** и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале ***, площадью 1229 кв.м, разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно ответу Комитета от 05.06.2023 № *** в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что образование земельного участка предполагается из земель общего пользования (проезд).

Считают данный ответ незаконным и необоснованным, нарушающим их права и законные интересы. Они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ***. Согласно скрин-шоту публичной кадастровой карты, красные линии в кадастровом квартале *** отсутствуют. Согласно схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером с целью выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указано, что в результате проведения кадастровых работ площадь образуемого земельного участка с условным обозначением *** составила 1229 кв.м, из которых: площадь исходного земельного участка с кадастровым номером *** - 967 кв.м, площадь примыкающих к вышеуказанному земельному участку неразграниченных земель - 262 кв.м.

На вышеуказанном образуемом земельном участке имеется дом с кадастровым номером ***. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами; не расположен на землях общего пользования. Доступ к образуемому участку будет осуществляться посредством земель общего пользования (***). Из схемы расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером, следует, что смежный с его земельным участком участок имеет границу, ту, которая образуется у земельного участка при перераспределении.

Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Тетюшское сельское поселение» максимальная площадь земельного участка с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство - 1500 кв.м, максимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка, и малоэтажная многоквартирная жилая застройка - 3000 кв.м.

Административные истцы просили суд признать незаконным отказ муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 05.06.2023 №*** в перераспределении земель и (или) земельных участков, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка и признать право на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Шерстопёров А.А., Шерстопёров А.В., Никонова Н.М.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административные истцы не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование жалобы приводят доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывают на отсутствие проекта планировки территории с.Тетюшское Ульяновского района, а также отсутствие доказательств того, что в составе Генерального плана утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования, а также того, что испрашиваемые земли находятся на территории общего пользования (проезд). Отмечают, что решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 07.07.2023 по делу №2-3-243/2023 по иску администрации Тетюшского сельского поселения Ульяновского района Ульяновской области к Комлеву М.В. о возложении обязанности демонтировать створку автоматических ворот преюдициального значения для настоящего дела не имеет, поскольку в законную силу не вступило.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме административного истца Комлева М.В., представителя истца Володиной С.А. и представителей заинтересованного лица Никоновой Н.М. - Новрузбековой О.А. и Перс Э.У., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого административными истцами отказа муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 05.06.2023 №857 в перераспределении земельных участков с образованием в результате земельного участка с условным номером ***, площадью 1229 кв.м по ***, и, соответственно, отсутствии оснований для утверждения схемы расположения данного земельного участка и признании права административных истцов на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, поскольку установлено, что образование данного земельного участка предполагается за счет перераспределения земельного участка площадью 262 кв.м, находящегося в общем пользовании.

При этом суд пришел к выводу, что в случае образования спорного земельного участка будут нарушены красные линии сложившейся застройки населенного пункта, будет утрачен земельный участок общего пользования в виде прохода (проезда) между домами ***, что приведет к нерациональному использованию земель и создаст нарушение либо угрозу нарушения прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц, что является нарушением положений ст.11.10. Земельного кодекса Российской Федерации.

При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу и верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

По делу установлено, что административные истцы являются собственниками земельного участка, площадью 967 кв.м, кадастровый номер ***, по адресу: *** и расположенного на нем жилого дома.

Комлев М.В., Комлева Э.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***., ***., обратились 26.05.2023 в муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области с заявлением, в котором просили заключить соглашение о перераспределении и (или) земельных участков в отношении земельного участка с условным номером ***, местоположение: ***, площадью 1229 кв.м с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». (л.д. 45-46).

05.06.2023 административным ответчиком отказано в удовлетворении заявления Комлевых о перераспределении земельных участков.

В качестве основания отказа указано на образование земельного участка с условным номером *** из земель общего пользования (проезд) (л.д. 45).

Из схемы расположения земельного участка усматривается, что он образуется из земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего административным истцам, и земель общего пользования, площадью 262 кв.м, находящихся между земельным участком с кадастровым номером *** (***) и земельным участком с кадастровым номером *** (***) (л.д. 47-48).

Как установлено судом, между земельными участками с кадастровыми номерами *** и *** расположен проезд (проход), который существует со времени застройки территории жилыми домами. Данный участок открыт для общего беспрепятственного пользования.

В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду на комфортную среду обитания.

Согласно ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента на земельные участки не распространяется. Территории общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных интересов и пользования неограниченного круга лиц, не могут быть предоставлены в пользование физических или юридических лиц для целей, не соответствующих п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, территории общего пользования являются самостоятельными элементами планировочной структуры, объективно существующие независимо от установления красных линий, и правовой режим которых определяется в силу факта их объективного существования.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств отнесения испрашиваемого участка к землям общего пользования не могут быть признаны состоятельными, поскольку в ходе рассмотрения дела спорное обстоятельство нашло свое подтверждение.

Ссылка в жалобе на то, что судом принято в качестве преюдициального решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 07.07.2023 по делу №2-3-243/2023, которое не вступило в законную силу, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку названное судебное решение не имело преюдиции для рассмотрения настоящего спора. Кроме того, указанное решение суда вступило в законную силу 30.10.2023.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, надлежаще применены нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комлева Максима Вадимовича, Комлевой Эльнары Маратовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей *** и *** – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.12.2023.