Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 20.12.2023 под номером 110096, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн. Шигаева Д.А., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-004697-88

Судья Сайдяшев С.В.                                                                    Дело № 33а-5705/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шигаева Дмитрия Александровича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 октября 2023 года по делу №2а-3549/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в отношении Шигаева Дмитрия Александровича, *** года рождения, удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Шигаева Дмитрия Александровича на срок 8 лет.

Данный срок подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после отбытия наказания, назначенного приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02.06.2020, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Шигаева Дмитрия Александровича установить следующие административные ограничения:

1)  запретить Шигаеву Д.А. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) на территории РФ, в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением периода осуществления им трудовой деятельности;

2)  два раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения Шигаева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 УФСИН России по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Шигаева Д.А.

В обоснование требований указано, что приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02.06.2020 Шигаев Д.А. осужден по ч.2 ст.228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором Шигаев Д.А. признан виновным в совершении тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Начало срока – 29.07.2020, конец срока – 02.12.2023.

Из представленных администрацией исправительного учреждения характеризующих данных в отношении осужденного Шигаева Д.А. следует, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области с 09.02.2022. В период отбывания наказания допустил 68 нарушений установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем к нему были применены взыскания, которые в настоящее время не сняты и не погашены в установленном законом порядке. Не трудоустроен, является *** *** Администрацией учреждения не поощрялся.

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области просило установить в отношении осужденного административный надзор с установлением следующих ограничений:

запретить Шигаеву Д.А. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) на территории РФ, в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов осуществления им трудовой деятельности;

два раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации.

Установить вышеперечисленные административные ограничения сроком на 8 лет.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Шигаев Д.А. не соглашается с решением суда, просит его изменить в части уменьшения количества явок в органы  внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации до 1 раза в месяц. В обоснование жалобы ссылается на то, что органы внутренних дел находятся на отдаленном расстоянии от его постоянного места жительства в Ульяновском районе Ульяновской области, и в связи с его состоянием здоровья и отсутствием личного транспорта ему затруднительно два раза в месяц являться на регистрацию. 

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя  ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области,  согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что Шигаев Д.А. осужден приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02.06.2020 по ч.2 ст.228 УК РФ, ему назначено наказание при опасном рецидиве преступлений в виде лишения свободы сроком на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, он подлежит освобождению 02.12.2023.

В связи с тем, что Шигаев Д.А. осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Шигаеву Д.А. административного надзора.

Согласно ч.1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Частью 3 данной статьи определены основания для установления административного надзора лицам, указанным в ч.1 этой статьи.

Вместе с тем, п.2 ч.2 этой же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Поскольку приговором суда установлено совершение административным ответчиком преступления при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия безусловных оснований для установления в отношении него административного надзора.

Судом первой инстанции правильно в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен срок административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В связи с тем, что Шигаев Д.А. осужден к лишению свободы за тяжкое преступление, с учетом положений п.«г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации, районный суд правомерно установил ему административный надзор на срок 8 лет.

При решении вопроса об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным доказательствам и с учетом тяжести совершенного Шигаевым Д.А. преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, определил перечень административных ограничений, подлежащих установлению.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Как следует из характеристики от 08.09.2023, администрацией исправительного учреждения Шигаев Д.А. характеризуется отрицательно. Неоднократно (68 раз) допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет. 27.04.2021 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания (л.д.3).

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Согласно п.1 ч.2 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде  обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица может быть установлено административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

Судебная коллегия полагает, что установленный судом административный надзор обеспечит профилактическое воздействие на административного ответчика, будет способствовать предупреждению совершения противоправных действий.

Доводы жалобы о необходимости снижения количества явок в органы  внутренних дел для регистрации до 1 раза в месяц, основанные на том, что Шигаев Д.А. является *** и не имеет личного транспорта, а его место жительства находится на удаленном расстоянии, основанием для изменения судебного решения служить не могут.

Приведенные доводы не препятствуют установлению административных ограничений, указанных в решении суда.

Судебная коллегия полагает, что судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.

Количество явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом характеристики личности Шигаева Д.А., степени общественной опасности совершенного им преступления и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения количества обязательных явок в орган внутренних дел не имеется.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснений, данных в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017  №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица, либо его представителя, с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Шигаев Д.А. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в  абз.3 п.29 Постановления Пленума от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, при установлении административных ограничений следует исходить из того, что они должны отвечать целям и задачам административного надзора, а именно для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Учитывая состояние здоровья Шигаева Д.А., наличие у него ******, административное ограничение в виде запрета на пребывание вне места жительства в ночное время суток не должно препятствовать возможности получить медицинскую помощь.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить установленное в отношении Шигаева Д.А. административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица на территории Российской Федерации, в период времени  с 23.00 часов до 06.00 часов путем исключения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи.

Оснований для отмены установленных видов ограничений в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Принимая во внимание, что при принятии решения судом не было допущено нарушения норм материального и процессуального права, то оснований для его отмены или изменения в остальной части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 октября      2023 года изменить в части установления запрета пребывания вне жилого  помещения  или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) на территории РФ, в период с 23:00 часов до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности, указав также на исключение случаев, связанных с оказанием медицинской помощи.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Шигаева Дмитрия Александровича -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме   04.12.2023.