У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-002727-46
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33а-5501/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
12 декабря 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 июля 2023 года по делу №
2а-2864/2023, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности обустроить стационарное
электрическое искусственное
освещение, заменить светильники искусственного освещения – удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность
обустроить стационарное электрическое искусственное освещение напротив
въезда на базу Ульяновского муниципального унитарного
предприятия водопроводно-канализационного
хозяйства «Ульяновскводоканал» по Поливенскому шоссе, д. 5, в районе въезда в Садоводческое некоммерческое
товарищество «Гвардеец», а также по ул. Спортивной и 2-му пер. Спортивному в г.Ульяновске.
Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность
заменить светильники искусственного освещения в сквере им. И.Н.
Ульянова.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,
пояснения прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации
г. Ульяновска о возложении обязанности обустроить стационарное электрическое искусственное освещение, заменить светильники
искусственного освещения.
В обоснование
требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска в ходе проверки исполнения
законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации
города Ульяновска выявлены нарушения закона в части уклонения от реализации
полномочий по включению в реестр муниципальной собственности автомобильной
дороги общего пользования.
Установлено, что в
нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования.
Средства улучшения условий видимости. Общие требования» напротив въезда на базу
УМУП «Ульяновскводоканал» по ул.
Уютной, д. 5, отсутствует стационарное электрическое освещение.
Аналогичные
нарушения закона выявлены на участках дороги по Поливенскому шоссе в г.
Ульяновске в районе въезда в СНТ «Гвардеец», а также по ул. Спортивной и 2-му
пер. Спортивному в г. Ульяновске.
В нарушение п. 4.9
ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная
освещенность от искусственного освещения» администрацией г. Ульяновска не
обеспечена надлежащая работа искусственного освещения в сквере им. И.Н.
Ульянова.
В связи с тем, что
до настоящего времени нарушения закона не устранены, прокурор просил возложить
на администрацию г. Ульяновска обязанность обустроить стационарное
электрическое искусственное освещение напротив въезда на базу УМУП
«Ульяновскводоканал» по ул. Уютной, д. 5, по Поливенскому шоссе в г. Ульяновске
в районе въезда в СНТ «Гвардеец», а также по ул. Спортивной и 2-му пер. Спортивному в г. Ульяновске, в
течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также
обязанность по замене светильников искусственного освещения в сквере им. И.Н.
Ульянова в течение 1-го месяца с момента вступления решения суда по настоящему
делу в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц
привлечены УМУП «Ульяновскводоканал», СНТ «Гвардеец», МБУ «Горсвет», ООО «Энергохолдинг».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что
администрация г. Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные
средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер. В настоящее
время бюджет на 2023 год сформирован, и в связи с дефицитом бюджета большая
часть мероприятий по смете расходов Управления финансированием не обеспечены.
В судебное
заседание, кроме прокурора, остальные
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В судебное заседание
все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС
РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов
или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований
ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на
которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если
иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам
не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226
КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1
и 2 части 9
настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а
обстоятельств, указанных в пунктах 3
и 4 части 9
и в части 10
настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые
решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом положений статей 34
и 37
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального
образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного
значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с
представительным органом муниципального образования, главой муниципального
образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также
иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления,
предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из содержания п.19 ч.1 ст.14, п.4 ч.2 ст.45.1
Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2 ч.5 ст.38 Устава
муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской
Городской Думы от 23 сентября 2014 г. №119, следует, что к полномочиям
администрации города Ульяновска относятся: осуществление контроля за
соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация
благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными
правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципальных
образований.
Согласно пунктам 16.2.1-16.2.2 Правил
благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденных Постановлением администрации города Ульяновска от 24.02.2021 №20,
улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи,
общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов,
микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а
также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в
темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска.
Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовывать
освещение объектов, указанных в настоящем пункте.
Таким образом, на
местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель
возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений,
муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного
движения на них, включая ремонт и их содержание.
Пунктом 5.4 ГОСТ Р
55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное
утилитарное. Классификации и нормы» установлены нормы освещения территорий
жилых районов.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой проверки
установлен факт несоблюдения требований законодательства, регламентирующего
вопросы благоустройства, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги
автомобильные общего пользования. Средства улучшения условий видимости. Общие
требования» напротив въезда на базу УМУП «Ульяновскводоканал» по ул. Уютной, д.
5, отсутствует стационарное электрическое освещение.
Аналогичные
нарушения закона выявлены на участках дороги по Поливенскому шоссе в г.
Ульяновске в районе въезда в СНТ «Гвардеец», а также по ул. Спортивной и 2-му
пер. Спортивному в г. Ульяновске.
В нарушение п. 4.9
ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность
от искусственного освещения» администрацией г. Ульяновска не обеспечена
надлежащая работа искусственного освещения в сквере им. И.Н. Ульянова.
Принимая во внимание
установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для
удовлетворения требований прокурора.
Поскольку
вышеуказанные участки дороги не соответствовали требованиям ГОСТ Р 52766-2007,
то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска
прокурора и возложил на администрацию г. Ульяновска обязанность произвести
обустройство сетей наружного освещения, организовать наружное освещение, а в
сквере им. И.Н. Ульянова – произвести замену светильников на исправные.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования работ по строительству сетей наружного освещения на
правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут служить основанием для освобождения административного
ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе
доводы сводятся к указанию на затруднительность исполнения судебного решения в
связи с недостаточным финансированием, что, однако, основанием для отмены
правильного по сути решения суда служить не может.
Нарушений норм материального либо
процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Вместе с тем, исходя из установленных обстоятельств, объема работ,
подлежащих выполнению, принципа разумности, судебная коллегия полагает
необходимым установить конкретные сроки исполнения решения суда, что является
обязательным в силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ.
Руководствуясь принципами разумности, полагает
необходимым установить срок исполнения решения - шесть месяцев со дня
вступления решения в законную силу, принимая во внимание сложности
финансирования ответчика.
Следовательно, в указанной части решение суда
подлежит изменению.
В остальной части
принятое по делу решение является правильным. Оснований для его отмены не
имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 17 июля 2023 года изменить, дополнив
резолютивную часть решения указанием на то, что решение суда подлежит
исполнению в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу.
В остальной части
решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.
Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 13.12.2023.