Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 20.12.2023 под номером 110082, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, обязать подготовить проект решения о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Памятник природы «Урочище «Орешника», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000697-14

Судья Школенок Т.Р.                                                                     Дело №33а-5481/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года по делу №2а-629/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившееся по неподготовке и ненаправлении Губернатору Ульяновской области предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Урочище орешник».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области подготовить и направить Губернатору Ульяновской области предложение о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Урочище орешник» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Разорвиной Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным бездействия по неподготовке и ненаправлению Губернатору Ульяновской области предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Урочище Орешник», возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Губернатору Ульяновской области предложение о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Урочище Орешник».

В обоснование требований прокурор указал, что в Чердаклинском районе Ульяновской области располагается особо охраняемая природная территория (далее - ООПТ) памятник природы регионального значения «Урочище Орешник», Положение о котором утверждено приказом Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 04.02.2013 № 07.

Для указанной особо охраняемой природной территории при ее создании и до настоящего времени охранная зона не установлена, до настоящего момента Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области предложение о создании указанной зоны, установлении ее границ не подготовлено.

По данному факту прокуратурой 10.04.2023 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области внесено представление, однако до настоящего времени нарушения законодательства административным ответчиком не устранены. Отсутствие охранной зоны памятника природы является причиной неблагоприятного антропогенного воздействия, способствует загрязнению природного объекта и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Правительство Ульяновской области.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

Указывает, что действующим законодательством не установлены конкретные сроки по установлению охранной зоны памятников природы регионального значения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если такие охранные зоны не были созданы. Прокурором не приведены конкретные факты нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области действующего законодательства на момент обращения в суд с иском. Полагает, что основания для установления факта бездействия со стороны Министерства отсутствуют.

Судом не указаны возможные неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц в результате бездействия со стороны Министерства. При этом, необоснованное ограничение хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к ООПТ, может привести к ухудшению экономической ситуации в районе, к нарушению прав жителей населенных пунктов, прилегающих к ООПТ. Полагает, что вследствие особенностей расположения памятника природы и действующих ограничений на его территории, установление охранной зоны не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В силу п.4 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Отношения в области охраны окружающей среды урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и нормативными правовыми актами.

В соответствии с подп. «д» п.2, п.п. 4 и 5 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы, составляющие одну из категорий особо охраняемых природных территорий, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2 и 3 статьи 26 указанного Закона).

Согласно подп.8 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В силу п.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами (статья 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Аналогичные положения предусмотрены п.1 ст.27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138 (далее - Правила создания охранных зон).

Названные Правила создания охранных зон определяют высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченное на принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ (пункт 19); процедуру принятия (пункты 21 - 25).

В Ульяновской области отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях сохранения природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды регулируются Законом Ульяновской области от 02.11.2020 №127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категории особо охраняемых природных территориях местного значения в Ульяновской области».

В соответствии с данным законом Правительство Ульяновской области своим постановлением от 08.10.2021 №484-П утвердило Положение о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации.

Полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды наделено Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П «О Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Как установлено судом, на территории Чердаклинского района Ульяновской области располагается особо охраняемая природная территория памятник природы регионального значения «Урочище Орешник».

Памятником природы «Урочище орешник» утвержден постановлением Главы администрации Ульяновской области №128 от 05.09.1995 (л.д. 80-82).

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области №07от 04.02.2013 утверждено Положение об особо охраняемых природных территориях регионального (областного значения), в том числе, об особо охраняемой природной территории регионального (областного значения) «Памятник природы «Урочище орешник» (л.д. 83-94).

Согласно данному Положению «Памятник природы «Урочище орешник» имеет общую площадь 52 га и расположен по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, на севере границы памятника природы проходят вдоль открытого водосбросного канала, на северо–востоке вдоль реки Урень, на востоке, на юге и западе по границам самого орешника. Памятник природы граничит с сельскохозяйственными угодьями, расположен на месте произрастания в прошлом широколиственного леса, от которого остались либо возобновились лишь отдельные деревья и кустарники. Растительное сообщество носит лесостепной характер и имеет достаточно богатый видовой состав. Флористическое разнообразие территории связано с обилием полян, плодородием почвы и с выраженным всхолмленным рельефом участка. На пониженных участках близко находятся грунтовые воды и появляются более влаголюбивые виды растений. На территории Памятника природы запрещаются любые виды деятельности, если они противоречат целям создания Памятника природы или причиняют вред природным комплексам и их компонентам. Охранная зона отсутствует.

10.04.2023 Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Министра природных ресурсов и экологии Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений закона, поскольку при создании и до настоящего времени у особо охраняемого памятника природы Ульяновской области «Урочище орешник» не установлена охранная зона.

Данные нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконном бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившемся в неподготовке и ненаправлении Губернатору Ульяновской области предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Памятник природы «Урочище орешник», в связи с чем обоснованно возложил на Министерство обязанность совершить указанные действия в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Доводы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об отсутствии необходимости в установлении границы охранной зоны не могут быть признаны состоятельными.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» федеральный законодатель установил порядок создания охранных зон.

В соответствии с п.4 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на естественные экологические системы, природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий.

Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, с 2013 года законодательно закреплена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по установлению охранной зоны памятников природы регионального значения, если такие охранные зоны не были созданы.

Принимая во внимание, что Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области не совершаются действия, направленные на исполнение приведенного законодательства, а именно, на установление охранных зон ООПТ, суд пришел к правильному выводу о незаконном бездействии со стороны данного административного ответчика.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязательным условием для установления охранной зоны ООПТ является наличие неблагоприятного антропогенного воздействия, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании закона.

В силу приведенных норм права охранная зона должна устанавливаться одновременно с созданием ООПТ (ст.9 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 №127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области», п.3.2.2 постановления Правительства Ульяновской области от 08.10.2021 №484-П «Об утверждении Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации»).

Установление охранной зоны ООПТ направлено на предотвращение возможного неблагоприятного антропогенного воздействия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установление охранной зоны ООПТ может привести к ограничению хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к ООПТ, ухудшению экономической ситуации в районе, нарушению прав жителей населенных пунктов, прилегающих к ООПТ, носит характер предположения, не подтверждается какими-либо объективными данными и материалами дела, в связи с чем судебная коллегия также считает их несостоятельными.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке установленных по делу обстоятельств, верном применении норм материального и процессуального права, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2023.