УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2023-001765-65
Судья Андреева Н.А. Дело № 33-5519/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 декабря 2023
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Завгородней Т.Н.,
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Газмонтаж»
Левина Юрия Михайловича
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 августа 2023 года по гражданскому делу № 2-2036/2023, по которому постановлено:
иск Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Газмонтаж» (ИНН *** представить
в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) индивидуальные
сведения на застрахованных лиц
Алексеева Александра
Николаевича по форме СЗВ-КОРР по типу «особая» за отчетный период «2015 год»
(10.10.2015 – 31.12.2015), «1 квартал 2016 года» (01.01.2016-31.03.2016) и
«полугодие 2016 года» (01.04.2016-13.04.2016) при необходимости с указанием дополнительных
параметров по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением
Правления ПФР от 06.12.2018
№ 507п, а также уточненный расчет по страховым взносам по форме РСВ-1
ПФР за отчетный период «2016 год» с доначислением страховых взносов на ОПС и
ОМС за октябрь 2015 – апрель 2016 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газмонтаж» (ИНН ***) в доход
местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения конкурсного
управляющего ООО «Газмонтаж» Левина Ю.М., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
обратилось в суд с исковым заявлением к обществу
с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Газмонтаж» о возложении
обязанности представить сведения, необходимые для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Газмонтаж»
зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному
страхованию в Отделении Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Алексеев
А.Н., обратившийся в территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации с заявлением о проведении заблаговременной работы по подготовке
документов для назначения пенсии, зарегистрирован в системе обязательного
пенсионного страхования 04.10.1999.
Согласно
трудовой книжке Алексеев А.Н. осуществлял трудовую деятельность в ООО
«Газмонтаж» с 10.10.2015 по 13.04.2016.
При проведении сверки отчетов выявлены следующие расхождения
на застрахованное лицо Алексеева А.Н.: не предоставлены уточненный расчет по
взносам по форме РСВ-1 за отчетный период «2016 год» с доначислением страховых
взносов на ОПС и ОМС за октябрь 2015 – апрель 2016 года, а также сведения учета
по форме СЗВ-КОРР по типу «особая» за отчетный период «2015 год»
(10.10.2015 – 31.12.2015), «1 квартал 2016 года» (01.01.2016-31.03.2016) и
«полугодие 2016 года» (01.04.2016-13.04.2016), при необходимости с указанием
дополнительных параметров: ВНЕТРУД, НЕОПЛ и т.д.
Истец просил обязать ООО «Газмонтаж» представить
индивидуальные сведения на застрахованное лицо Алексеева А.Н. по форме СЗВ-КОРР
по типу «особая» за отчетный период «2015 год» (10.10.2015 – 31.12.2015), «1
квартал 2016 года» (01.01.2016-31.03.2016) и «полугодие 2016 года»
(01.04.2016-13.04.2016), при необходимости с указанием дополнительных
параметров по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением
Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п, а также уточненный расчет по страховым
взносам по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период «2016 год» с доначислением
страховых взносов на ОПС и ОМС за октябрь 2015 – апрель 2016 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе конкурсный управляющий ООО
«Газмонтаж» Левин Ю.М. не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что сведения
персонифицированного учета, кадровая документация, отчетность в фонды, в том
числе в ПФ РФ, сведения о выплатах в пользу работников (расчетные ведомости и
прочее) руководителем должника - С*** П.И. конкурсному управляющему не
переданы. Возможность самостоятельно получить документацию у конкурсного
управляющего отсутствует.
Отмечает, что на конкурсного управляющего законом не
возложена обязанность к восстановлению данных бухгалтерского, пенсионного и
других видов учета, и он лишен от имени ответчика исполнить решение суда.
В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области полагает
решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения конкурсного управляющего, проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения
суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и
требованиями закона.
Как
установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО «Газмонтаж» включено в Единый государственный реестр
юридических лиц 02.05.2012 и зарегистрировано в качестве страхователя в
территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 14.05.2012 (л.д.
32-38).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.02.2020
заявление Федеральной налоговой службы о признании ООО «Газмонтаж» несостоятельным
(банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника оставлено без
удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного
суда от 20.10.2020 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.06.2020
отменено, по делу принят новый судебный акт, ООО «Газмонтаж» признано
несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего
должника. В отношении ООО «Газмонтаж» открыто конкурсное производство,
конкурсным управляющим утвержден Левин Ю.М.
Материалами дела подтверждается, что Алексеев А.Н. являлся
работником ООО «Газмонтаж», в его трудовой книжке содержатся записи о работе в
указанном Обществе: 10.10.2015 он принят ***; 13.04.2016 - уволен по
собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской
Федерации (л.д. 20).
Вместе с тем, в выписке из индивидуального лицевого счета
указанного застрахованного лица данные сведения о его работе в ООО «Газмонтаж»
отсутствуют, страхователем не представлены сведения индивидуального
(персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица Алексеева А.Н. за
отчетные периоды «2015 год», «1 квартал 2016 года» и «полугодие 2016 года»
(л.д. 21-25).
16.03.2023 Отделением Фонда социального и пенсионного
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в адрес ООО «Газмонтаж»
направлено уведомление, в котором пенсионный орган просил представить
пояснительную записку о причинах непредставления сведений индивидуального
(персонифицированного) учета на застрахованное лицо – Алексеева А.Н. за
отчетные периоды «2015 год», «1 квартал 2016 года» и «полугодие 2016 года» (с
приложением копии – приказа о приеме, приказа об увольнении, приказов о
предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, расчетно-платежных ведомостей
и т.д.); уточненного расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за
отчетный период «2016 год» с доначислением страховых взносов на ОПС и ОМС за
октябрь 2015 года – апрель 2016 года; сведения индивидуального
(персонифицированного) учета по форме СЗВ-КОРР тип «особая» за периоды,
требующие корректировки, «2015 год», «1 квартал 2016 года» и «полугодие 2016 года»
(при необходимости с указанием дополнительных параметров: ВРНЕТРУД, НЕОПЛ и т.д.
(л.д. 26).
Истребуемые сведения ООО «Газмонтаж» не представлены, что
явилось основанием для обращения Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними
судебная коллегия не усматривает.
Правовая основа и принципы организации индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется
действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном
страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях
установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются,
в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в
соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение
достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер
страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3
Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный)
учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд
Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное
лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет
с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые
позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера
в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из
общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального
закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного
лица указываются в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности,
включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подпункт 10 пункта
2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от
01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и
2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета
в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за
исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом),
представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц,
заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 3) дату приема на
работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в
течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового
характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством
Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для
застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного
периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на
вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской
Федерации начисляются страховые взносы; 8) другие сведения, необходимые для
правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Инструкции о порядке
ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 №
211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются
на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов,
подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного
(зарегистрированного) лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и
учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального
(персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в
индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые
определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №
27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут
ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах,
представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной
выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений,
представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено,
что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от
страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления
сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в
необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений,
представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и
вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному
лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны
обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые
счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за
правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом,
в том числе по их учетным данным.
Согласно пунктам 37, 38 Инструкции о порядке ведения
индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных
лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, контроль за
полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем
индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется
территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении
каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
При обнаружении в представленных страхователем
индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным
сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также
несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской
Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти
рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или
уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать
сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных
сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской
Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом
Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих
дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда
Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные
индивидуальные сведения.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной
взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях
назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда
каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного
застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых
законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в
территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом
работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности,
включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых
Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный
лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут
ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда
Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения
вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.
Установив, что юридически значимым обстоятельством по
настоящему спору является факт работы Алексеева А.Н. в ООО «Газмонтаж» с
10.10.2015 по 13.04.2016, а также то, что страхователем, коим выступает
ответчик, не представлены доказательства, объективно подтверждающие факт работы
указанного выше лица, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об
обоснованности заявленных пенсионным органом требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения заявленных исковых требований основаны на неверном,
ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену
обжалуемого судебного акта.
Отклоняя доводы конкурсного управляющего об отсутствии у
него возможности исполнить обязанность по представлению в пенсионный орган
сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованное лицо в
связи уклонением бывшего руководителя Общества от передачи ему бухгалтерской и
статистической документации, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта
3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, обоснованно указал, что
при ликвидации страхователя - юридического лица в случае применения процедуры
банкротства сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета
конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в
соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Однако,
из материалов дела следует, что до настоящего времени процедура банкротства в
отношении ООО «Газмонтаж» не завершена, Общество не ликвидировано.
Судебная коллегия отмечает, что указанная обязанность предусмотрена
законом, и не ставится в зависимость от возбуждения в отношении страхователя
процедуры банкротства и наличия либо отсутствия у арбитражного управляющего
возможности предоставить эти сведения, поскольку иное толкование закона
нарушает права и законные интересы застрахованного лица – работника,
находящегося в менее защищенном по сравнению с работодателем положении.
Поскольку между пенсионным органом и страхователем возник
спор, он в соответствии со статьей 18
Федерального закона № 27-ФЗ подлежал разрешению в судебном порядке, и у суда
первой инстанции в силу приведенных выше положений законодательства
отсутствовали основания для отказа в иске.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют
позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были
проверены и учтены судом при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда и
правильность судебного решения.
Суд первой инстанции полно исследовал все обстоятельства
дела, юридически значимые обстоятельства по делу им установлены правильно,
выводы суда соответствуют представленным доказательствам.
При указанных обстоятельствах, решение суда является
законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам
апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
Учитывая, что ООО «Газмонтаж» в лице конкурсного
управляющего Левина Ю.М. была предоставлена отсрочка по уплате
государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в удовлетворении
которой отказано, с ответчика в соответствии с частью 2 статьи 103 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 9 пункта 1 статьи
333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход
местного бюджета государственная пошлина в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества
с ограниченной ответственностью «Газмонтаж» Левина Юрия Михайловича – без удовлетворения.
Взыскать
с общества с ограниченной ответственностью
«Газмонтаж» (ИНН ***) государственную пошлину в доход местного
бюджета в размере 3000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской
суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18
декабря 2023 года.