У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Кашкарова Л.П. Дело № 7-716/2023
73RS0002-01-2023-005283-85
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 7
декабря 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича на
решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 4 октября 2023
года (дело №12-1227/2023),
установил:
постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области №*** от 02.08.2023
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по
ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в
размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 04.10.2023 указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Дёмин Д.Н. не
соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их
подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что врио начальника – старший судебный пристав МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области пришел к
необоснованным выводам о вине министерства только на основании длительного
неисполнения решения суда. При вынесении постановления он ограничился
констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств
уважительности причин неисполнения министерством судебного акта, а,
следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения не
установил, не указал, какие конкретно меры могли быть объективно приняты
министерством.
Обращает внимание, что в настоящее время на исполнении находится более
200 исполнительных производств по принудительному исполнению судебных решений
по возложению обязанности по обеспечению жильём детей-сирот. Для исполнения
неисполненных судебных решений необходимо приобрести квартиры для передачи их
детям-сиротам. На приобретение квартир в целях исполнения всех неисполненных
судебных решений необходимы бюджетные средства в размере более 600 млн. рублей.
Указывает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в его
распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с
Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области.
Ссылается на то, что большая часть доведенных в 2023 году лимитов
финансирования израсходована министерством на приобретение квартир во
исполнение неисполненных судебных решений, менее 5% из доведенных лимитов
израсходовано на обеспечение жильем детей-сирот не по судебным решениям.
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по
приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области,
прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Подробно позиция
защитника министерства Дёмина Д.Н. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно квалифицировано
по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судья районного суда
правильно установил, что министерство после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора не исполнило в установленный срок содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела
следует, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02.08.2021 на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время
должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области) возложена обязанность обеспечить Р*** Ю.В. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город
Ульяновск».
25.10.2021 в
отношении должника возбуждено исполнительное производство №***.
10.11.2021, в связи
с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок решение суда должником
исполнено не было, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника
исполнительского сбора.
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 20.06.2022 произведена замена должника на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 17.01.2023 должнику установлен срок для
исполнения требований исполнительного документа до 28.04.2023.
02.05.2023 составлен
акт, из которого следует, что решение суда не исполнено, в связи с чем
министерство привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП
РФ.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного
производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, актом
совершения исполнительных действий, протоколом об административном
правонарушении, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии
с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
конкретного решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем,
не представлено.
Так к уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования средств, либо иных условий.
Указанные в настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие
достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя
по данному исполнительному производству, не свидетельствует о направлении
запроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях
исполнения конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных
порядка и сроков составления бюджета.
При этом следует
учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам
взыскателя, который относится к наиболее уязвимому слою населения, и приводит к
нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.
В связи с этим не
влечет отмену состоявшихся актов довод жалобы о том, что реальная возможность
исполнить судебное решение у министерства будет только в 2024 финансовом году после
доведения лимитов финансирования, поскольку административная ответственность в
рассматриваемом случае наступает за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшихся актов.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 4 октября 2023 года оставить
без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича – без
удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев